Коммуникативная среда
Из приведенной нами краткой исторической справки видно, что электронная коммуникативная среда появилась задолго до изобретения компьютеров в современном смысле этого слова, т. е. компьютеров персональных. Дизайн-проектирование в электронной аналоговой среде осуществлялось по-прежнему полуавтоматическими способами. Ключевым новшеством стало сближение инструментов проектирования электронной коммуникации с ее носителями, что стало доступным только после планомерной замены технологий, использующих аналоговый сигнал, новыми технологиями с цифровым сигналом. Цифровые устройства позволили работать с большими массивами данных, поскольку хранить их стало в разы проще; информация во время преобразования из аналогового сигнала в цифровой становится менее емкой, но зачастую без ощутимой потери качества. Далее начало информационной революции стало лишь вопросом времени и техники... Как только в 80-х годах появились первые доступные цифровые персональные компьютеры, стало возможно говорить о появлении новой коммуникативной среды — цифровой. До 80-х годов основными техническими средствами коммуникативного дизайна являлись, рассмотренная нами статичная печатная среда и динамичная электронная (аналоговая). Разница между ними колоссальная, но не более, чем между аналоговой и цифровой средой. Для всех без исключения видов дизайна цифровая среда стала средством проектирования любого конечного продукта. А в случае с дизайном электронной среды, по сути, объединяются средства проектирования с самим объектом проектирования, т. е. инструмент реализации задачи с продуктом. Тем самым создается действительно принципиально новая коммуникативная среда, обладающая рядом существенных отличий даже от своей, недавней предшественницы — аналоговой среды. В общем случае коммуникативная среда может быть представлена в виде схемы (рис. 7).
Рис. 7. Коммуникативная среда
В соответствие с тремя типами технических сред (печатная, аналоговая, цифровая), через которую реализуют свою функцию продукты коммуникативного дизайна, можно условно выделить три одноименных типа коммуникативного дизайна и рассмотреть их отличия в таблице (табл. 1). Графический дизайн находится на границе предметной и духовной культуры. Через первую он материализуется, через вторую реализует свои функции. Коммуникативный дизайн в аналоговой среде за счет телевизионных технологий обретает динамичность. Под динамикой можно понимать характеристику конкретного носителя информации. В печатной среде содержание определяется единожды, конечный продукт рассматривается как совокупность формы сообщения, закрепленного на материальном носителе, специально созданном именно для данного сообщения. Другими словами, у нас нет возможности поменять содержание, не изготавливая при этом заново конечный продукт. В электронном продукте технические средства передачи информации отделены от самой информации. Через единственный источник, при определенных условиях, можно воспроизвести бесконечное количество сообщений.
Таблица 1 –
Графический дизайн | Дизайн электронной среды | ||
Печатная среда | Аналоговая среда | Цифровая среда | |
Исторические рамки | С 1920-х годов | С 1930-х годов | С 1980-хгодов |
Способ существования | В пространстве | Во времени | Виртуальный |
Характеристика носителя | Статичный ,бумажный | Динамичный , электронный ,аналоговый | Динамичный , электронный , цифровой |
Ключевые технологии | Печатный станок | Телевидение , видео | Компьютер, интернет ,ГИП |
Адрес | Один ко многим | Один ко многим | Один ко многим, многие ко многим |
Способ проектирования | Ручной , компьютерный | Ручной , компьютерный | Компьютерный |
Материальный носитель | Уникальный | Универсальный | Универсальный |
Определение содержания | Адресантом | Адресантом | Адресантом и адресатом |
Доступ к содержанию | Серия, тираж | Трансляция , воспроизведение записи | Прямой доступ |
Конечный продукт | Материальный | Нематериальный | Нематериальный |
Продукт аналоговой среды уже не ограничен пространством, как в печатной среде, но имеет ограничения во временном отрезке (продолжительность записи, эфир). Полноценный продукт цифровой среды уже не имеет таких ограничений, поскольку существует не в виде эфира или воспроизведения. Понятно, что пользователь может обращаться к продукту в любое время, в любой допустимой последовательности и в любое время возобновить или прекратить использование продукта. Это значит, что медиа-дизайнер, проектирующий в цифровой среде и для цифровой среды, имеет иные представление о пространстве и сценарии. Пространство электронной среды является не материальным, а виртуальным: «Морфология объекта (продукта цифровой среды) разворачивается в виртуальном мире, обладающем особой природой, где нет центра и периферии и где об объекте можно говорить лишь как о событии» [5].
С точки зрения электронных технологий визуализации информации, все объекты, существующие в электронной среде, плоские, но это плоскость не становится частью реального объема, именно поэтому данной формой информации первоначально занялись именно графические, а не промышленные дизайнеры, привычные к работе с трехмерными объектами. Сейчас ситуация качественно изменилась и стало недопустимым, чтобы дизайнер подходил к экранному продукту как к плоскости листа бумаги, а не среде, которая подразумевает наличие более глубоких механизмов взаимодействия, нежели возможны между человеком и продуктом графического дизайна. У дизайнеров электронной среды появляются принципиально иные задачи, чем те, которые могли возникнуть у графических дизайнеров: проектирование, наряду с формой подаваемой информации, интерфейсов, с помощью которых пользователь может эффективно манипулировать доступной информацией. При этом качество спроектированного интерфейса напрямую определяет и качественный уровень конечного продукта -коммуникации в новой электронной среде.
Литература:
1.Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники (очерки истории и теории). — М., 1972. — 176 с.
2.Глазычев В. Дизайн как он есть. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство «Европа», 2006. — 320 с.
3.Коськов М. А. Предметный мир культуры. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 344 с.
4.Николаева Ж. В. Основы теории коммуникации: Учебно-методическое пособие для студентов. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. — 274 с.
5.Розенсон И. А. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2004. — 205 с.
6. Электронная энциклопедия «Кругосвет». — МедиаХауз, 2009. — http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GAZETA.html
7.Dance F., Larson C. The Functions of Human Communication: A Theoretical Approach. — N. Y. Holt, Rinehart & Winston, 1976. — 206 с.
8.Kramer S. N. History Begins at Sumer : Thirty-Nine Firsts in Recorded History. — University of Pennsylvania Press, 1988. — 416 с.
9.Meggs Ph. B., Purvis A. W.A History of Graphic Design. — John Wiley & Sons, Inc. 205. — 592 с.
10. Random House Webster's Unabridged Dictionary. — 2nd edition — Random House Reference, 2006. — 2256 с.
11.Shedroff N. Information Interaction Design: A Unified Field Theory of Design. Information Design.By Robert Jacobson (Editor).The MIT Press, 2000. — 376 с.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 467;