Дизайн в функциональном пространстве культуры


В современном обществе просматривается тесная связь между коммуникациями и областями дизайна. В зависимости от различных точек зрения, под дизайном понимается деятельность по созданию как вещей, так и форм организованности, а можно и сам продукт этой проектной деятельности [1,2].Опуская экзотические теории, можно сказать, что большинство авторов сходится на том, что дизайну свойственно в обязательном порядке массовое производство (или же массовое потребление) и утилитарно-практическая составляющая. Дизайн — проектирование эстетически организованной формы практически полезных объектов промышленного производства [3]..Высокими темпами на базе компьютерных технологий распространяется новая форма проектирования, не связанная с обязательными чертами традиционного дизайна — с материальным производством и инструментальной функцией продукта. Среди названий этой сферы встречаются такие варианты: как компьютерный дизайн, информационный дизайн, дизайн программных интерфейсов, медиа-дизайн, интерактивный дизайн, дизайн электронной среды, дизайн информационных технологий и тд . Дизайн электронной среды изменяет наше представление о привычных в области предметного дизайна понятиях и процессах. Материальное производство становится автоматизированным, компьютерным, а вместо материального конечного продукта мы приближаемся к виртуальному, цифровому. Таким образом, дизайн выходит частично за рамки предметной культуры в сферу духовной, превращаясь в новую область творчества. В дизайне электронной среды и процесс проектирования, и продукт уже не зависят от инструментальных функций объекта, от материала как носителя информации, реальных конструкций, физических законов природы и т.д.. При этом средства моделирования сообщений, образов и т. п., их трансляции, приема, воспроизведения остаются материальными.

Тенденции современного мира заставляют по иному взглянуть на степень важности подачи информации как в своей традиционной, так и в новой,цифровой компьютерной форме. Для данных целей готовят специалистов кафедры во многих вузах в России и за рубежом. К ним можно отнести : Всемирную организацию по графическому дизайну — ICOGRADA, Международный совет ассоциаций по графическому дизайну. Россия представлена в ICOGRADA Академией графического дизайна, Британской высшей школой дизайна, МГХПА (Московская государственная художественно-промышленная академия) им. С. Г. Строганова и ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна) и др. В функциональном пространстве культуры (рис. 1) дизайн не только занимает определенное место в спектре материальных явлений между полюсами «практическое начало» и «художественное начало», но и образует спектр форм деятельности между преобразованием и общением[3]. Значительную часть функциональной сферы дизайна, где проектируются объекты, предназначенные главным образом для передачи сообщений, будем называть коммуникативным дизайном — это дизайн в сфере визуальных коммуникаций (обмена информацией). Дизайн — это концептуальная мысль. В основе дизайна лежит идея, а потом следует визуальная составляющее этой идеи. Дизайн — комплексное мышление и из идеи вытекает любая полиграфическая и электронная продукция в нужных масштабах и количествах. Коммуникативный дизайн можно определить как подход для решения задач по функциональному, быстрому донесению информации, и её правильному и точному восприятию потребителем.

Практически бывает достаточно одного намека для четкого восприятия, и этот точный намек и будет настоящим дизайном, и он кажется правильнее и красивее, чем множество оформительских картинок и рассказов на его месте. Коммуникативный дизайн — острота мышления, которая дополняется художественными знаниями, умением продумать и эстетично донести нужную информацию. В результате профессиональной комплексной работы возникает коммуникативный процесс (процесс донесения информации до потребителя). Оформительство и непрофессиональная работа может привести к псевдокоммуникации (расхождению смысла переданной и полученной информации). Социологический словарь определяет коммуникативный дизайн как (англ. lock/sluice, communicative; нем. Kommunikatiansschleuse) обозначение информации, вводимой кроме сообщения с целью акцентировать внимание адресата: доверенные лица, коды и т. п. Рис 2,3.4.

 

Рис 1. Графический дизайн, шрифты, полиграфия, упаковка,

Рис 2 .Дизайн среды и визуальных коммуникаций, система навигации

Рис 3.Корпоративный дизайн, товарные знаки, визуальная идентификация

 

Рис. 4. Дизайн в функциональном пространстве культуры

Еще в 70-е годы XX века существовало более сотни определений термина «коммуникация», которые были проанализированы американскими учеными Ф Дэнсом и К. Ларсоном[7]. Поскольку коммуникация является объектом рассмотрения многих наук, таких как семиотика, социология, лингвистика, психология, антропология, информатика, кибернетика и. т. д., а теперь и теория дизайна, необходимо для начала выделить основные значения термина. Ж. В. Николаева в учебнике «Основы теории коммуникации» выделяет следующие значения, замечая, что теория коммуникации обращается именно к последнему из них: универсальное (коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира), техническое (коммуникация представляется как пути сообщения, связи одного места с другим), биологическое (при исследовании сигнальных способов связи у живых существ), социальное (используется для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе) [4].



Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 317;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.