Особенности режиссуры малой драматургии.
(скетч, реприза, миниатюра)
СКЕТЧ — маленькая пьеска с небольшим количеством действующих лиц. Одна стремительно развивающаяся интрига, Один простейший сюжет, на неожиданных поворотах. Характеры действующих лиц. Индивидуальность языка. Упрощенность образов. Комедийность ситуации Драматургический конфликт и нелепая случайность.
РЕПРИЗА — мельчайшая форма эстрадной драматургии (обозначает повторный, неожиданный удар). Начало текста и одно восприятие.Неожиданный конец переворачивает весь смысл Значение паузы в технике произнесения.
МИНИАТЮРА — это очень короткая, состоящая всего из нескольких реплик. Точном сюжет в одном действии, происшествии. Анекдот – основа миниатюры.Парадоксальность конца.
МИНИАТЮРА (фр.miniature, < лат.minium - киноварь, сурик) - 1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающихся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально М назывались выполненные гуашью, акварелью и др красками иллюстрации, инициалы, заставки и т.п. в рукописных книгах. Название «М» перешло на живопись (главным образом на портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах - табакерках, часах, перстнях, на лаковых изделиях. 2) в лит-ре, театре, музыке, цирке, на эстраде - жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч, разговорная, хореографическая, вокальная или муз.сценка, эстрадная или клоунская реприза и т.д.). На М строится репертуар театров миниатюр. В М режиссер и исполнители заботятся о точности взаимоотношений действующих лиц, уделяют особое внимание нахождению выразительного, броского обыгрывания ее неожиданного конца. Огромное значение в актерском и режиссерском решении М имеет ее темпо-ритм, т.к. действие в М развивается сверхстремительно
Работа режиссера с эстрадным фельетоном и монологом.
Эстрадный фельетон, так же как и эстрадный монолог,— это самостоятельный номер разговорного жанра, исполняемый одним актером, в котором он (актер) раскрывает свое отношение к событиям жизни, свое мировоззрение.
Эстрадный фельетон, жанр, наиболее публицистический из всех разговорных жанров, занимающий центральное место на эстраде,— это сатирико-публицисти-ческое обозрение на злобу дня. В фельетоне факты и явления современности излагаются от лица импровизирующего рассказчика (Театральная энциклопедия).
Эстрадный монолог — это «размышления, иногда речь действующего лица, обращенная к самому себе или к зрителям... Он позволяет раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить его характер» (там же).
Слово «персонаж» нами выделено не случайно.., Именно оно в первую очередь отличает монолог от фельетона. Монолог произносится от лица персонажа, а фельетон от собственного лица актера-рассказчика.
То есть монолог предполагает его исполнение в образе, а фельетон— от лица рассказчика, когда автор фельетона и его исполнитель сливаются воедино.
Должен заметить, что такое разделение эти номера разговорного жанра получили лишь в последние годы. Еще относительно недавно монологами в повседневной практике называли все метражные разговорные номера, произносимые конферансье, а фельетонами — только остро сатирические, публицистические, наполненные гражданским пафосом произведения. Собственно1, те, блестящим автором и исполнителем которых был выдающийся" советский эстрадный актер — Н. П. Смирнов-Сокольский.
Сегодня определение «монолог» в прошлом его значении сохранилось, пожалуй, только за вступительными номерами конферансье (ведущих), которыми они обычно открывают концертную программу. Как правило, такой вступительный монолог носит позитивный характер, а его содержание — определяет, вводит в тему концерта.
Определение различий между фельетоном и монологом важно для нас не столько с точки зрения теоретической или литературоведческой, сколько потому, что оно, указывая на различия между ними в' характере драматургии, определяет различие в манере их исполнения.
Фельетон — от лица рассказчика, монолог — от лица персонажа.
Драматургия фельетона обычно строится так, что разговор в нем вроде бы начинается с незначительного факта, а затем постепенно открывается, к каким далеко идущим последствиям может привести этот, поначалу казавшийся мелким, факт. Факты, которые преподносит рассказчик в фельетоне, как будто не связаны друг с другом. Мысль рассказчика стремительно переносится как бы с одной темы на другую, которые возникают как произвольные ассоциации. Но если приглядеться внимательнее, то оказывается, что все факты, события и явления, населяющие фельетон, подчинены одной теме, стремятся к обобщению.
Заданная характерная особенность фельетона: исполнение как бы от себя, от своего лица (вот почему фельетоны чаще всего написаны прозой, которая дает больше возможностей передавать живую речь),— подчеркивается его лексикой, интонациями, близкими к разговорным. В тексте фельетона обычно преобладаюткороткие предложения, отсутствуют описательные периоды, часто используются риторические вопросы, анекдоты, шутки, ирония, негодование, переходы от серьезного к смешному. Все это позволяет актеру исполнять фельетон в естественной, разговорной манере, создавать у зрителя иллюзию авторства рассказчика. Ведь зритель должен быть уверен, что автор и рассказчик — одно и то же лицо. Сценическое воплощение фельетона требует эмоционально звучащей речи, выразительности жеста, мимики, точности и лаконичности приемов, динамики исполнения. Характер речи должен быть активный, с обилием коротких пауз, которые возникают как бы от поиска нужного слова.
Режиссеру и исполнителю необходимо помнить, что эстрадный фельетон — это не пересказ общеизвестных истин, а разговор актера со зрителем о кровно его волнующем факте; не рассказ о событии и сделанный из него вслух вывод, а острая, взволнованная постановка вопроса, где исполнитель, осуждая пороки и недостатки, искренне заинтересованный в их искоренении, страстно обращаясь к сердцу и уму зрителя, слушателя, зовет его к гражданской принципиальности. Ему (зрителю) должно быть предельно ясно, против чего и кого ведет атаку исполнитель.
Поскольку в драматургическом плане эстрадные фельетоны многообразны по своим стилистическим особенностям, то и приемы их исполнения весьма разнообразны. Фельетон может исполняться от лица рассказчика, а может быть разыгран от лица персонажей, которые его населяют. Каким бы ни был найденный прием, он призван не только наиболее полно раскрывать характер, идею и тему фельетона, но и его содержание и форма должны быть неразрывно связаны с образом рассказчика. Стиль шуток, реприз, характер текста, его речевые особенности обязаны соответствовать и сочетаться с образом исполнителя. Тогда в полной мере могут быть раскрыты возможности этого разговорного жанра, который в состоянии сочетать в себе и озорную веселость и философскую глубину.
Эстрадный же монолог, в том определении, в каком он сегодня бытует на эстраде, требует от исполнителя создания сценического образа, исходя из заданного автором и найденного актером характера.
Обычные эстрадные монологи делятся на сатирические и юмористические.
Главная цель сатирического монолога — развенчать его героя: По сценическому приему это происходит как бы «нечаянно». Персонаж разоблачается собственными действиями, поступками, которые и выявляют для зрителя его подлинную сущность, и которые в восприятии зрителя приводят героя монолога в конце концов к крушению. Чтобы понять сказанное, достаточно вспомнить любой сатирический монолог, исполняемый выдающимся советским эстрадным артистом А. Райкиным.
Сила сатирического воздействия, сатирического разоблачения необычайно действенна. Каковы бы ни были неожиданные обстоятельства действий персонажа (что является одной из стилистических особенностей эстрадного монолога), характер поведения, мысли, им излагаемые, при всей нелепости, а иногда фантастичности родятся не только на обнаженности сатирического приема, но и на точной психологической характеристике и на явлениях, реально существующих в жизни и знакомых зрителям. В отличие от сатирического монолога, монолог юмористический ставит своей целью не обличать зло, а добродушно посмеяться над персонажем, обладающим легко исправимым недостатком. Критика в таком монологе носит (если прибегнуть к выражению А. Луначарского) такой характер, когда критикуемый, придя домой, не вобьет гвоздь и повесится, а захочет хорошо вымыться.
Часто персонажи таких монологов выходят на сцену под каким-нибудь предлогом из зала, чтобы возразить конферансье или навести в концерте необходимый, с его точки зрения, порядок. Таким приемом часто пользуется великолепная эстрадная актриса Мария Миронова. Если в сатирическом монологе характер персонажа— воплощение зла, то характер персонажа монолога юмористического соединяет в себе черты положительные с чертами, которые следует изменить, то есть он относительно многогранен.
Исполнение монолога на эстраде имеет пусть не очень заметное на первый взгляд, но важное отличие от исполнения монолога в театральном спектакле. Актер всегда чувствует, улавливает эту разницу. Не случайно, говоря о своем исполнении, монолога в спектакле, он всегда употребляет слово «монолог» в сочетании со словом «играл». Но стоит ему этот же монолог исполнить на эстраде, как он употребляет другое определение; «произнес, исполнил» монолог. Несмотря на все несовершенство такого определения, именно оно и подчеркивает разную манеру исполнения монолога на театре и эстраде. Ведь в последнем случае для актера, как мы уже говорили, зритель становится партнером и место действия ограничено подмостками, на которых он выступает. Что же касается вступительного монолога, то при работе над ним режиссеру и исполнителю необходимо помнить, что он всегда затрагивает какую-либо злободневную, общественно значимую тему внутренней или международной жизни, либо его содержание связано с событием или темой, которой посвящен концерт.
Вступительный монолог является запевом концерта. И как всякий запев, он должен задать тон и ритм концерту, ввести в его атмосферу. Собственно, вступительный монолог — это первый номер концерта. И его исполнение должно быть интересным, ярким и выразительным. Вступительный монолог может быть и стихотворным. Тогда в работе над ним, а затем при его исполнении режиссер и исполнитель должны учитывать законы чтения стихов.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 976;