Положительное в эстрадном представлении.
Нередко в эстрадных представлениях наиболее уязвимым оказывается показ и пропаганда положительного. Это не случайно. Показ положительного — один из труднейших моментов в деятельности эстрады. Да к тому же, как показала практика, в работе над положительным материалом порой возникают схоластические, не имеющие никакого значения споры, которые не облегчают, а только затрудняют решение этого сложного вопроса.
Конечно, не так просто раскрыть положительное явление, поступок. Мы всегда относительно легко можем найти действия и яркое сценическое выражение поступков лодыря, тунеядца, хулигана, пьяницы. У нас даже выработался некий стереотип в показе отрицательных персонажей. Но как только дело доходит до показа положительных фактов, фантазия режиссера становится куцей и неинтересной. Режиссера словно подменяют. И это происходит не с одним или двумя, а со многими! Думается, что причина заключается в самой природе отрицательных и положительных явлений.
Что такое отрицательное явление в нашей жизни? Это, как правило, исключения и нарушения морали, норм поведения человека и т. д., и т. п. И проявляются они в поступках, которые выходят за рамки нормального человеческого поведения в нашем обществе, и которые резко бросаются в глаза всем окружающим. А положительное?
Положительное — это норма поведения, к которой стремится каждый. Положительные действия чаще всего проявляются в повседневных поступках. (В данном случае мы не говорим о подвиге.) И хотя положительное многообразно в своем проявлении, оно менее заметно потому, что не всегда бросается в глаза: совершивший его человек действует бескорыстно, не афиширует его. Положительному герою присуща скромность. Он не считает свое действие чем-то особенным, выдающимся. Оно для него нормальное проявление деятельности.
Очевидно, вся трудность показа положительного явления и заключается именно в этом. В том, что драматургу, режиссеру и исполнителю нужно разглядеть в простом — яркое, в повседневном — праздничное, и не просто разглядеть, а образно раскрыть внутренние качества положительного героя, мотивы его поступков, а не только внешний результат действий. Обычно же, показывая положительное, режиссер иисполнитель забывают об этом. Вот откуда рождаются формальные, примитивные приемы: чтение приветствий, телеграмм, хоровое произнесение (точнее, выкрикивание) фамилий передовиков, вынос плакатов с нарисованными на них цифрами или изображений бидонов, снопов и т. д. Такая не имеющая образного решения пропаганда не воздействует на зрителя эмоционально (основное оружие сценического искусства) и не раскрывает, почему и как тот или иной человек добился хороших результатов.
Для раскрытия положительного в эстрадном представлении существует единственно верный путь — показывать его в сценическом действии, в драматургическом конфликте.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 581;