Рабовладельческий строй.
Школы для рабовладельцев ставили перед собой задачу физического военного воспитания для угнетения и подавления рабов, у рабов школ не было.
Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции. Особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская. В Спарте главной была общественная система воспитания. Детей с 7 до 15 лет вне семьи учили чтению, письму, счету и особенно много уделялось внимания военно-физической подготовке. В возрасте от 15до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии, отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль".
Примерно в возрасте 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав это испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе.
Спартанская система применялась и для девушек, правда, в облегченном и укороченном варианте. Кроме традиционных занятий (домоводство, уход за детьми, музицирование), существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении своего здоровья путем соответствующей тренировки тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.
Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века с поправкой на современные нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях.
Более полной и развитой, по сравнению со спартанской, была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В 2 школе грамматиста 0 они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались еще и музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12 до 16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16 до 18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего курса в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Аристократичный характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был уделом рабов.
Появляются первые высказывания на тему образования в Древней Греции, Риме. "Наставление в ораторском искусстве" - труд преподавателя римской школы ораторов - Марка Фабия Квинтилиана (35 - 96г.) который состоял из 12 томов, являлся первым чисто педагогическим изданием. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение.
Появляется определенная педагогическая система, которая переработала все ранее изученное. Возникает идея всестороннего гармонического развития: умственного, эстетического, физического, нравственного (нет только трудового). Эта идея дошла и до сегодняшнего дня. Сегодня мы открываем то, что открыто 2 тысячи лет назад.
Эпоха феодализма.
В этот период воспитание находится под сильным влиянием церкви. Его основной задачей становится воспитание безропотных слуг. Воспитание носит не классовый, а сословный характер.
При монастырях возникают монастырские школы. В них изучались религия, чтение, письмо и религиозное пение. Позднее появились основы грамматики, риторики, математики и астрономии.
При соборах и епископских резиденциях создавались соборные и кафедральные школы. В них изучались 7 свободных искусств: грамматика, риторика, философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Кроме того, изучались церковные обряды, богословие и хоровое искусство.
Открываются приходские школы. В них учили только писать, читать и считать. Это школы для бедных. Количество учащихся - около 10 человек, срока обучения не было, занятия проводил священнослужитель. Грамматика преподавалась на латинском языке, основным методом обучения было зазубривание. Существовали различные физические наказания.
Дети дворян воспитывались вне школы. Образование было военно-физическим и проходило несколько этапов:
1. до 7 лет - дома;
2. с 7 до 14 лет - паж (в семье своего сюзерена);
3. с 14 до 21 года - оруженосец;
4. в 21 год - посвящение в рыцари.
Старшие сыновья получали рыцарское воспитание – их учили так называемым "семи рыцарским добродетелям": верховой езде, плаванию, фехтованию, владению копьем, умению охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах. Обучали рыцарской морали, манерам света, религиозным воззрениям. Младшие сыновья готовились к светской или церковной службе.
Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам труда, в том числе и умственному, ценились только сила и ловкость.
Специальных школ для девушек не было. В XII – XIII веках появляются пансионаты при монастырях для дочерей крупных феодалов.
Дети ремесленников и крестьян - неграмотны, усваивали только основы ремесла и сельского хозяйства.
В позднее средневековье появляются цеховые и гильдийные школы. В них было меньше религиозности. Позже они объединились в городские начальные школы.
XII век - время появления первых университетов в Париже, Оксфорде, Кракове, Кембридже. Церковь продолжает оказывать на них влияние, но уже значительно меньше. Происходит оскудение педагогической мысли, идеи воспитания забыты.
С первыми зачатками капитализма, в эпоху Возрождения, возрождается и педагогическая мысль. Идея всестороннего развития личности в этот период имеет свое своеобразие: возрастает внимание к умственному развитию, особенно развивается естественнонаучное образование. Большое внимание уделяется познавательной активности и самообразованию. Трудовое воспитание отсутствует, что нашло свое отражение в первых социальных теориях Оуэна и Кампанеллы.
До XVI века педагогика развивается как составная часть философии. В разряд самостоятельных наук она выходит при чешском педагоге Яне Амосе Коменском (1592-1670). Он написал более 200 трудов. Главным является "Великая дидактика", которая написана в1654 году. Он писал: "В школы следует привлекать не только детей богатых и знатных, но и одинаково всех: благородных, плебеев, богатых и бедных, мальчиков и девочек, из городов и сел". Т.е. он пропагандировал идею всеобщего обучения. Общее образование, которого добивался Коменский, должно было быть всесторонним и практически полезным, оно должно было так влиять на детей, чтобы они были подготовлены на все случаи жизни. Коменский также предлагал начинать обучение на родном языке, а не на латыни, как было раньше.
Кроме всего перечисленного, в "Великой дидактике" Коменский теоретически обосновал классно-урочную систему, сформулировал 4 основные принципа дидактики (обучения): 1. наглядность, 2. постепенность обучения, 3. основательность, 4.природосообразность.
Впервые классно-урочная система возникла в Луцкой и Липецкой областях. Это было выяснено по археологическим находкам в 1973г., но впервые ее обосновал Я.А.Коменский.
Так как до Я.А.Коменского обучение велось индивидуально, то необходимости в учебниках не было. Поэтому он был вынужден сам создавать учебники. "Видимый мир в картинках" и "Материнская школа" - первые в истории учебники. Я.А.Коменский все сделал сам: построил типографию, сам составил тексты, сам выполнил рисунки, сам печатал. В этих учебниках очень красочные картинки. В наше время в Праге сохранена эта типография, там находится музей.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Он разработал прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Все свои сбережения он затратил на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался превратить детство в школу радости и творческого труда. На могиле Песталоцци стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все – для других, ничего - для себя".
Крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики - Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Он известен значительными теоретическими обобщениями в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), разработал первые в истории методические рекомендации для учителей - «уроки – шаблоны», где были расписаны все этапы урока, дословно расписано все то, что должен говорить учитель. В то время это было настолько великим открытием, что И.Ф.Гербарту, единственному педагогу в истории образования, поставлен памятник на его родине. Но со временем введение шаблонов привело к тому, что учителя потеряли всякое творческое начало при подготовке уроков, и шаблон из положительного открытия превратился в отрицательный элемент.
Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый тип общего среднего образования, который получил название "классический". Главное направление и содержание классического образования - изучение латинского и греческого языков, античной литературы, античного искусства. Получали это образование в гимназиях.
В XVIII-XIX вв. вырос статус математики, истории, географии, родного языка, естествознания.
В России школы также стали открываться с давних времен. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030г. Находки берестяных грамот в Новгороде, которые относятся к этому периоду, свидетельствуют о том, что постепенно грамотой стремились овладеть представители всех сословий. В XVI веке появляются мастера грамоты. Они преподавали чтение и письмо.
Татаро-монгольское иго задержало развитие образования в России. На Стоглавом соборе поднимается вопрос о широком развитии на Руси школ. В конце XVII века начинается печатание светских и духовных книг, букварей, учебников. В XVIII веке сеть школ уже достигла больших размеров.
В царствование Петра I появляются различные школы: технические, философские, общеобразовательные. Он сделал попытку отменить сословные школы, но Екатерина II вернула сословность, и она сохранилась до 1917г.
Отцом русской педагогики мы считаем Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870). Его главный труд - «Человек как предмет воспитания», в котором он писал, что внимание – это дверь, через которую знания входят в душу человека. Он спорил с Я.А.Коменским, так как тот считал главным один из принципов дидактики - наглядность, а К.Д.Ушинский считал, что все принципы важны, среди них нет ведущих. (Ради справедливости стоит сказать, что Я.А.Коменский создал только начальную школу, и в этой школе принцип наглядности на самом деле выделяется, а К.Д.Ушинский работал в Институте благородных девиц - это средняя школа, в ней действительно уже видно, что все принципы равнозначны.)
Кроме того, К.Д.Ушинский написал много учебных пособий, книги для чтения: "Родное слово" (переиздавалось 150 раз), "Детский мир и хрестоматия".
У нас в стране нет ни одного музея, посвященного К.Д.Ушинскому.
Из российских педагогов советского периода нельзя не назвать имя Антона Семеновича Макаренко (1888-1939). Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всей стране в 30-егг., командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная им теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Свою теорию он очень ярко и просто описал в художественных произведениях "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях".
А теперь попробуем доказать, что педагогика является самостоятельной наукой. Для этого определим, прежде всего, признаки, которые свойственны самостоятельной науке:
1. Есть самостоятельный предмет исследования.
2. Можно определить цель исследования.
3. Существуют законы и закономерности.
4. Существуют собственные категории.
5. Собственные методы исследования.
1. Предметом педагогики является обучение, воспитание, образование личности.
2. Цель педагогики - воспитание гармонично развитой личности.
3. Законы и закономерности педагогики. Чтобы вывести законы педагогики, необходимо знать следующее: К.Маркс утверждал, что любой закон только тогда является законом, когда имеет 3 формы записи: математическую, графическую и смысловую. Такое понимание законов, к сожалению, в гуманитарных науках специалистами этих наук не рассматривалось. Так же обстоит дело в истории, филологии, политологии и др. Во всех этих науках законы имеют только смысловую форму записи. Исключение составляет только политэкономия, да и то только для периода капитализма, так как эту теорию разрабатывал К.Маркс. Не исключением является и педагогика. Все педагогические законы имеют только смысловую форму записи. Поэтому чаще говорят о закономерностях. Закономерностей в педагогике очень много. Выделяют три группы закономерностей:
1. общепедагогические закономерности;
2. закономерности процесса обучения;
3. закономерности процесса воспитания.
Приведем примеры закономерностей по каждой из групп:
1 группа. Цели и задачи процесса обучения и воспитания зависят от общественно-экономической формации.
2 группа. Личность учителя тоже обучает.
3 группа. Полноценную личность можно воспитать только в коллективе и только через коллектив.
4. В педагогике выделяют четыре основных категории:
- воспитание,
- обучение,
- образование,
- учение.
«Воспитание» некоторые ученые отождествляют с понятием формирования личности. Это неверно. Понятие формирования личности более широкое - это внутренний процесс определенных качественных изменений. Воспитание в широком смысле слова - целеустремленное систематическое управление процессом формирования личности. Воспитание в узком смысле - специально организованный процесс формирования в личности отношения к окружающему миру. А что такое отношение?
«Отношение» - совокупная реакция всего внутреннего содержания человека на действительность. Совокупная реакция проявляется в чувствах, интересах, стремлениях, потребностях, идеалах, убеждениях, мировоззрении.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 802;