Общественный строй.
Салическая правда свидетельствует о существовании у франков различных социальных групп: служилая знать, свободные франки-общинники, литы и рабы.
Франкская знать сформировывалась в результате завоевания и заселения галльских земель. Раздача королями земель своим дружинникам и приближенным способствовало складыванию слоя крупных земельных собственников. Ряды знати пополнялись за счет галло-римской аристократии, которая поступала на службу к франкским королям. Наряду со знатью следует отметить возвышение духовенства. Франкские короли искали поддержки у церкви в своей государственной политике и наделяли церковь крупными земельными наделами и привилегиями.
В V – VI вв. у франков сохраняются общинно-родовые связи. Основное население франкского севера и центра – свободные сельские общинники, группировавшиеся в соседскую сельскую общину – марку. В общине была коллективная собственность на землю, ежегодно пахотная земля делилась на участки между семьями и огораживалась изгородью. После сбора урожая осенью изгороди убирались и на участки пускали пастись скотину. Марка выбирала старосту, была связана круговой порукой и совместной уплатой штрафов. С 12 лет франки уже участвовали в военных походах, в ополчение они должны были являться вооруженными и с запасом продуктов на несколько дней. Кроме того, пять франков должны были явиться вместе со снаряженной повозкой.
Допускалось в нескольких случаях поселение чужаков в марке: по единогласному решению общинного собрания; если он прожил в течение года на территории общины, и при этом никто не высказывался против его проживания; и по грамоте короля. И наоборот, разбогатевшие франки, стремились выделиться из общины. Решившийся отказаться от общинного родства должен был явиться в судебное заседание, сломать там над своей головой три ветки в локоть длиной и разбрасав их по четырем сторонам заявить, что он отказывается от соприсяжничества, наследства и всяких счетов с общиной.
Литы – полусвободное население, не входившее в общину и являющиеся арендаторами земли. Они находились в личной и частично материальной зависимости от хозяев, нести определенные службы и платить оброк своему господину. За литами признавались определенные права: иметь собственность, вступать в брак, заключать договоры, выступать в суде и давать «очистительную присягу» (клятву). Литы, также обязаны были нести вместе с хозяевами военную службу.
Рабы – источником рабства был военный плен. Франкское государство с самого начала образования формируется как феодальное государство, и рабский труд не являлся основой производства. Рабов использовали в основном в качестве слуг в домах знати, а также «сажали» на землю, где они вели собственное хозяйство, исполняя в отношении своего господина повинности: барщину и оброк. Браки между свободными и рабами запрещались, совершивший подобный брак утрачивал свободу и сам становился рабом. Ответственность за преступление, совершенное рабом, нес хозяин, обязанный возместить причиненный ущерб.
Возникновение и развитие феодальных отношений.
Процесс феодализации франкского общества тесно связан с появлением частной собственности на землю. В начале VI в. появляется Аллод (др. герм. - полное владение) – свободно отчуждаемая земельная и иная собственность. В результате удачных военных походов, и присоединения новых земель, отличившимся в сражениях франкам даровались аллоды. Вначале земельный аллод передавался только по мужской линии, но в последствии по эдикту Хильперика (561 – 584 гг.) право наследования получают дочери, братья и сестры умершего при отсутствии сыновей. Позднее эта земля становиться объектом купли-продажи, залога и других сделок. Начинается активный процесс разложения общины салических франков.
Важным этапом в развитии феодальных отношений сыграла реформа, проведенная майордомом Карлом Мартеллом, отцом Пепина Короткого. К началу VIII в. королевский земельный фонд был уже фактически исчерпан. Для пополнения свободного фонда земли, необходимой для привлечения на военную службу, Карл Мартелл от имени короля проводит частичную секуляризацию церковных земель, другая часть земли была конфискована у мятежных магнатов. Из созданного фонда земля выдавалась теперь не в собственность, а в срочное держание. Такие земельные участки получили название бенефиции (лат. благодеяние). Бенефициарий должен был выполнять определенные службы, как правило, военного и реже гражданского характера. Он не мог отказаться от исполнения служебных обязанностей, тогда лишался бенефиция. Не мог передавать его по наследству, в случае смерти бенефициария владение могло быть закреплено за его наследником на тех же условиях несения службы. Военная служба обязывала явиться на службу вооруженным и конным. Количество земли зависело от численности людей, которых приводил с собой бенефициарий. Этой реформой было положено начало создания конного войска – рыцарства. Однако, крупного конного войска реформа не создала. В знаменитой битве при Пуатье со стороны арабов и франков не участвовали большие конные подразделения и те, и другие предпочитали сражаться еще пешими.
У бенефициария возникало вполне понятное стремление не только сохранить за собой и за своими потомками эту землю в собственность, но и расширить их. Такое расширение, возможно, было за счет общинных земель или владельцев аллодов. Боясь потерять землю, крестьянин отдавал себя под покровительство могущественного господина. Такими покровителями становилась либо католическая церковь либо светские феодалы. Зависимость крестьян устанавливалась на основе договоров коммендации и прекария. Коммендация (от лат. рекомендовать, поручать, вверять) – подчинение разорившихся свободных крестьян крупному землевладельцу. Покровительство, оказываемое последним, сопровождалось вступлением в поземельную, а затем и в личную зависимость крестьянина от феодала. Прекарий (от лат. просьба) – условное земельное держание, которое крупный собственник передавал в пользование безземельному или малоземельному по его письменной просьбе. За это получатель земли должен был платить оброк и в некоторых случаях исполнять барщину. Расторгнуть со своей стороны договор прекарист не мог и в конечном итоге тоже попадал в поземельную зависимость от господина. Существовало несколько видов прекариев: данный, предоставленный и возвращенный. Первый этап развития крепостного права, таким образом, происходил путем прикрепления крестьян к земле.
На юге франкского государства процесс феодализации начался позднее и не имел такого масштаба как на севере. В сохранившихся поместьях бывшей галло-римской знати использовался труд рабов и колонов и процесс их закрепощения начался здесь значительно позднее.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 507;