Культурная революция в СССР
Цели | Социальные последствия | |
Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах») | Преследование всех других идейных течений и установление монополии сталинизма в духовной жизни общества; идеологическая автаркия | |
Создание государственной системы образования; обеспечение всеобщего начального образования | Ликвидация неграмотности населения; идеологическая унификация и прагматизация образования | |
Формирование социалистической интеллигенции | Создание многочисленной советской интеллигенции, работающей под жестким партийно-государственным контролем; невостребованность значительной части творческого потенциала интеллигенции | |
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве | Унификация и стандартизация творчества художественной интеллигенции; подавление других литературно-художественных направлений | |
Развитие науки и техники | Использование крупнейших достижений фундаментальной науки в интересах ВПК; неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники |
Комментарии
С 1920-х г. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.
Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.
1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.
2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг. и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, образования, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически – сталинизма.
3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру – в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.).
4. Развертывание советской индустрии, экономики в целом на основе самодостаточности, автаркии обусловливало действие такой тенденции, как усложнение, дифференциация. Мощное развитие получила наука. Для обслуживания десятков новых отраслей создавались учебные заведения, готовились специалисты по десяткам новых специальностей для работы на производстве и в научных учреждениях.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2168;