Национальный вопрос в дореволюционной России
Комментарии
Модернизация способствовала обострению национального вопроса в полиэтничной России. Национальные окраины оказались в роли внутренних колоний, сырьевого придатка для быстро развивавшихся основных промышленных регионов – Петербургского, Московского, Уральского, Южного, Западного. Так, в недавно присоединенной Средней Азии поощрялось выращивание монокультуры – хлопка. Субъективным фактором обострения национального вопроса стало усиление ассимиляторских тенденций со стороны верхов российской бюрократии, что вызывало болезненную реакцию в первую очередь у местной элиты и формировавшейся национальной интеллигенции.
В Великом княжестве Финляндском в 1903–1904 гг. генерал-губернатор Н.И. Бобриков проводил жесткий курс на ограничение автономии этой составной части Российской империи. Революция 1905–1907 гг. заставила царя отменить все постановления, принятые без согласия финляндского сейма. В Великом княжестве Финляндском создавался однопалатный сейм на основе всеобщего (с 24 лет), равного и тайного избирательного права. Женщины Великого княжества Финляндского с 1906 г. стали первыми женщинами в Европе, получившими избирательное право наравне с мужчинами. Однако с середины 1908 г. все финляндские дела стали представляться на рассмотрение императора и лишь после их обсуждения в Совете министров, что противоречило решениям финляндского сейма. Сам сейм в 1907–1911 гг. 4 раза распускался царем.
В 1911 г. киевского приказчика Бейлиса обвинили в убийстве православного мальчика в ритуальных целях. При поддержке Министерства юстиции и Департамента полиции черносотенцы развернули вокруг «дела Бейлиса» антисемитскую кампанию. Против раздувания национальной вражды в России выступила русская и зарубежная общественность. Суд присяжных осенью 1913 г. оправдал Бейлиса за недостатком улик.
К началу XX в. завершалось формирование ряда наций, составлявших многонациональный российский социум. Первопроходцам культурно-национального самоопределения часто приходилось натыкаться на высокомерие бюрократического аппарата, на многочисленные факты, которые расценивались как проявления русификации, шовинизма в сфере культуры. Так, в 1864–1904 гг. было запрещено печатание книг с использованием латинско-литовского алфавита (в Литве и Латвии). Литовские книги печатались в Восточной Пруссии и завозились нелегально. В 1914 г. царское правительство пыталось принизить значение 100-летнего юбилея со дня рождения Т. Г. Шевченко. Подобные проявления русификаторства гневно осуждались русской интеллигенцией.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2012;