Материалистическая теория происхождения государства
Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право – на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а вследствие коренных изменений, происходивших в экономической сфере и в самом первобытном обществе.
Известные во всемирной истории крупнейшее разделение труда, связанное с появлением торговли и обмена, привело к быстрому росту производительных сил, что резко повысило объем средств к существованию, превысив уровень простого выживания. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Производимый ими остаточный (сверхнеобходимый для прокормления) продукт присваивался.
В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение: богатые и бедные. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.
Особое значение данному фактору, оказавшему огромное влияние на процесс возникновения государства и права, уделялось в период становления капитализма и в последовавшие за этим годы.
Основатели данной теории К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что с возникновением и существованием классов неразрывно связано возникновение и существование государства и права. Государство, писал Энгельс, существует «не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью»[21].
В.И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Государство, писал он в работе «Государство и революция», «возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены»[22].
С точки зрения пролетарских ученых, понятия «государство и право» применимы лишь к периоду возникновения классового общества. Что же касается доклассового, первобытного общества, то в нем существуют лишь зачатки государства и права. «Доклассовое общество – без государства и классовое общество – с государством», – заключал В.И. Ленин[23].
О появлении признаков государства в любой стране свидетельствует, прежде всего, выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; разделение членов общества не по кровно-родственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориальному признаку. Появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой – завоевывать новые.
Когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу и противоборствующими интересами, появилась жизненная необходимость в новых правилах – регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.
Богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах, прежде всего, свои собственные имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось, о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 317;