Разложение крепостнической системы
В первой половине XIX в. крепостническая система переживала последнюю стадию кризиса, начавшегося еще в середине XVIII в. Ее очевидное разложение проявилось в: 1) постепенном вовлечении помещичьих и крестьянских хозяйств в сферу товарно-денежных отношений, что нанесло мощный удар по господству натурального хозяйства – основе крепостнической системы. В соответствии с данными Министерства государственных имуществ, в середине XIX в. на внутренний рынок ежегодно поставлялось 45 млн. четвертей зерна, а 5 млн. четвертей вывозилось за рубеж. При этом помещики производили 90% товарного хлеба, крестьяне соответственно 10%; 2) ухудшении экономического положения крупных землевладельцев. Труд крестьян на барщине уже не мог удовлетворить постоянно растущие потребности помещиков. С развитием товарного производства падали закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что привело к сокращению доходов помещиков и от оброка. Подавляющее большинство владельцев имений не занимались интенсификацией своих хозяйств. В итоге, по данным исследователей, к 1859 г. 66% поместий оказались заложенными. Общая сумма дворянского долга достигла 425 млн. рублей; 3) имущественном расслоении крестьянства и активизации применения наемного труда. Получив в декабре 1801 г. право покупать ненаселенные земли, верхушка деревни стала прикупать у казны или частных владельцев землю к наделам. В 50-х гг. в России насчитывалось 270 тыс. крестьян-землевладельцев, которым принадлежало свыше 1 млн. десятин земли. Среди них были и сравнительно крупные земельные собственники, имевшие по 100–200 десятин. Данные о крестьянах-землевладельцах, однако, занижены, так как официально купить землю мог лишь государственный крестьянин, а крепостной вынужден был покупать ее на имя барина. Наряду с покупкой земли распространилась и ее аренда. Арендаторами выступали как целые деревни, так и отдельные богатые крестьяне. Известны случаи, когда крестьянин арендовал до 5 тыс. десятин. Такие крупные арендаторы становились сельскохозяйственными предпринимателями, поставляя на рынок лен, шерсть, масло, зерно и т.п.
Не имея возможности применять крепостной труд, богатые крестьяне широко нанимали батраков и поденщиков из числа обедневших односельчан, которым не хватало хлеба, полученного со своего надела, до нового урожая. Характерно, что к найму работников прибегали и помещики, причем известны случаи, когда нанимались чужие крепостные.
Таким образом, в деревне формировались три основные социальные категории крестьян: зажиточные (кулаки), середняки и бедняки (безлошадные). Большинство составляли середняки. Помещик с одной стороны, а община с другой, препятствовали как чрезмерному обогащению крестьян, делавшему их слишком независимыми, так и их окончательному разорению, не позволявшему взимать с них повинности.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 3388;