Укрепление бюрократического аппарата
К управлению государством Николай I приступил с присущей ему энергией.
Первым делом он отправил в отставку большинство высших чиновников, служивших его старшему брату. Общей участи не избежал даже некогда всесильный А.А. Аракчеев.
На все ответственные должности император предпочел назначить военных. При этом преимущество, разумеется, получили не самые умные и опытные генералы, а наиболее «верноподданные», многие из которых происходили из немецкого или остзейского дворянства. В этой плеяде особенно выделялись: А.Х. Бенкендорф, Л.В. Дубельт, К.В. Нессельроде, П.А. Клейнмихель, К.А. Ливен, В.Ф. Адлерберг и др. Безусловно, были среди николаевских сановников и люди, заботившиеся о подлинном благе России (Е.Ф. Канкрин, М.М. Сперанский, возвращенный из ссылки в 1821 г., П.Д. Киселев), но император, по понятным причинам, недолюбливал этих «выскочек». Известны его слова: «Мне не нужно умных, мне нужны послушные и верноподданные».
Особой верноподданностью во все времена отличалась бюрократия, не имеющая (в отличие от помещиков) других доходов, кроме жалования и взяток, рискующая в любой момент потерять должность, а поэтому целиком и полностью зависящая от воли государя. Именно бюрократию Николай I сделал главной опорой своего правления. В период его царствования резко возросло количество чиновников.
В начале XIX в. их было 16 тыс., а в 1857 г. – уже 86 тыс.
По инициативе императора создавались многочисленные комитеты и комиссии (10 секретных комитетов), департаменты (Военных поселений, Генерального штаба и др.), управления (Государственного контроля, Путей сообщения и др.), министерства (Государственного двора и уделов, Государственных имуществ и т.д.).
Стремление Николая I лично участвовать в решении большинства вопросов выразилось в том, что особое значение и силу в его правление приобретает созданная еще в конце XVIII в. императорская канцелярия. Это учреждение состояло из шести отделений, каждое из которых являлось отдельным органом власти с особым начальником, ответственным непосредственно перед государем.
Первое отделение заведовало прошениями на имя царя и подготавливало «высочайшие указы». Второе отделение занималось кодификацией законодательства. Третье отделение являлось органом политического сыска, наблюдало за иностранцами, проживающими в России, контролировало деятельность сектантов, предупреждало крестьянские бунты и занималось цензурой. Четвертое отделение ведало организацией благотворительной деятельности, контролировало систему образования и руководило богадельнями. Пятое отделение возглавляло работу по реформе государственной деревни, проводимую П.Д. Киселевым. Шестое отделение управляло вновь присоединенными территориями Кавказа. Стоит заметить, что в период правления Николая I резко падает авторитет Сената и Государственного совета, отодвинутых на второй план бюрократическим аппаратом.
Николай I стремился лично контролировать бюрократическую машину, но даже его кипучей энергии не хватало на то, чтобы успеть всюду. Чиновники быстро приспособились к такому положению дел. Наверх подавались сфальсифицированные отчеты и бравурные реляции, не имеющие ничего общего с реальной ситуацией. Император понимал это, но поделать ничего не мог. Аппарат победил. «Россией правят столоначальники», – с горькой иронией говорил Николай I.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2593;