Деятельность III отделения. Политический сыск
Николай I, вступивший на престол в день восстания декабристов, считал своей главной задачей предотвращение подобных мятежей в дальнейшем.
Для решения этой задачи необходим был соответствующий государственный орган. Уже в декабре 1825 г. А.Х. Бенкендорф составил «Проект об устройстве высшей полиции», предусматривавший централизацию политического сыска.
3 июля 1826 г. было учреждено III отделениеимператорской канцелярии, главной задачей которого стала борьба с революционными настроениями и инакомыслием. Широкая компетенция III отделения распределялась по пяти экспедициям (направлениям): 1) организация политического сыска и следствия;2) рассмотрение дел, связанных с раскольниками и сектантами;3) контроль за деятельностью иностранцев, проживающих в России; 4) недопущение крестьянских бунтов; 5) цензура (контроль над периодическими изданиями, театральным репертуаром и др.).
В 1827 г. для реализации репрессивной деятельности III отделения был создан корпус жандармов, насчитывавший от 4 до 6 тыс. человек. При этом большую часть территории Российской империи разделили на несколько жандармских округов, управление которыми доверили жандармским генералам.
С 1826 по 1844 гг. III отделение и жандармский корпус возглавлял граф А.Х. Бенкендорф. Вряд ли характер этого человека подходил для руководства «всероссийской шпионницей». Окружающие отмечали его мягкость, леность, рассеянность и даже доброту. Поэтому работу III отделения фактически организовывал помощник Бенкендорфа – Л.В. Дубельт. Именно он превратил свое ведомство в «вооруженную инквизицию», поставленную «вне закона и над законом». Усилиями Дубельта был создан огромный штат осведомителей, филеров и шпионов. Некоторые из них работали за жалование, а другим их занятие приносило чувство глубокого морального удовлетворения. Дубельт установил негласный контроль над многими государственными и общественными деятелями, крупными учеными и писателями. Доносчики «работали» в университетах, светских салонах, театрах и т.д. Дворники всех крупных городов являлись сотрудниками III отделения. Дубельт регулярно направлял императору объективные отчеты о настроениях в обществе и состоянии умов.
III отделение ведало тюрьмами и имело право направлять в заключение и ссылку людей, осужденных по политическим делам. Это право активно использовалось. Именно III отделение решало судьбу участников польского восстания 1830–1831 гг., зачинщиков «холерных бунтов» 1830–1831 гг., мятежных военных поселенцев (1831 г.) и разгромило кружок петрашевцев в 1849 г. Любопытно замечание современника о работе III отделения: «Страшно в нем не то, что оно делает, а то, что оно может сделать».
Однако только репрессивными мерами подавить общественное движение и революционные идеи невозможно. Поэтому, несмотря на энергичные усилия А.Ф. Орлова, возглавлявшего III отделение с 1844 по 1856 гг., либеральная идеология, революционное свободомыслие и национально-освободительное движение в России продолжали развиваться.
Кодификация права
Император Николай I любил во всем простоту и четкость. Он также был уверен в том, что бюрократическому аппарату для эффективной работы необходима соответствующая нормативно-правовая база. Поэтому государь решил активизировать начатую еще в правление Александра I кодификацию законов.
С этой целью 4 апреля 1826 г. было создано II отделение императорской канцелярии. Формально его возглавил преподаватель петербургского университета М.А. Балугьянский, но фактически работой руководил М.М. Сперанский. Он предполагал провести полную кодификацию российского права в три этапа:I – издание всех российских законов, утративших силу; II – издание всех действующих законов Российской империи; III – составление и издание нового полного Уложения.
Император категорически запретил Сперанскому вносить какие-либо изменения в действующее законодательство и потребовал ограничить кодификационную деятельность первыми двумя этапами.
II отделение закончило работу в 1832 г. Были изданы: «Полное Собрание законов Российской империи» в 45-ти томах (акты с 1649 по 1825 гг.) и «Свод законов Российской империи» в 15-ти томах. Свод представлял собой собрание действующих норм права, и акты располагались в нем не по хронологическому, а по тематическому принципу. В дополнение к нему тогда же был издан «Свод военных постановлений» в 12-ти томах.
Николай I по достоинству оценил проделанную работу и наградил М.М. Сперанского орденом Андрея Первозванного.
Кодификация законов продолжалась. В 1836 г. началась работа над составлением нового свода уголовного права, успешно завершившаяся в 1845 г. принятием «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных».
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2641;