Физические основы перкуссии
Топографическая перкуссия и сравнительная перкуссия легких методика и техника. Границы легких в норме и патологии.
Историческая справка
Перкуссия, как метод исследования был введен в медицинскую практику Л. Ауэнбругером в 1761 году, но широкое распространение получил приблизительно полвека спустя, когда книга Ауэнбругера была переведена Корвизаром на французский язык. За время, прошедшее с тех пор, была значительно усовершенствована техника перкуссии и выявлены ее возможности в диагностике различных патологических состояний (прежде всего, заболеваний дыхательной системы).
Физические основы перкуссии
Звуки имеют несколько характеристик:
• громкость или сила звука (отражает амплитуду колебания тела);
• продолжительность звука (продолжительность колебаний тела);
• высота звука (частота колебаний тела).
Возникновение звуков, имеющих различные характеристики, зависит от двух основных факторов:
• силы, воздействующей на тело;
• свойств колеблющегося тела.
Сила, воздействующая на колеблющееся тело и выводящая его из состояния равновесия, в основном определяет громкость звука, а свойства колеблющегося тела – продолжительность и высоту звука.
Основные варианты перкуторных звуков
Звук, возникающий при перкуссии безвоздушных органов (печень) или частей тела (бедро или поясница) человека, принято называть тупым звуком (его частота около 400-500 Гц). Следовательно, перкуторный звук воспринимается, как короткий, тихий и высокий, то это тупой перкуторный звук.
Звук, возникающий над здоровым легким, получил называние – легочный (его частота 110-130 Гц). При повышении воздушности легких частота колебаний снижается (70-80 Гц). При этом перкуторный звук становится низким, громким и продолжительным.
Звук, возникающий над органами, содержащими много воздуха, или над крупными полостями, называется тимпаническим (его частота 60-80 Гц). Этот перкуторный звук низкий, громкий и продолжительный.
Физические основы перкуссии – ключевые моменты
1. Звуки, возникающие при перкуссии различных участков тела человека, являются шумами, а не тонами.
2. Звуки, возникающие при перкуссии различных участков человеческого тела, неоднородны. Они представлены суммой звуков, идущих от поверхности тела человека (грудная, брюшная стенка) и звуков от внутренних органов (легкие, желудок, печень, сердце и т.д.).
3. Чем больше воздуха содержит данная перкуторная сфера, тем более продолжительным, громким и низким будет перкуторный звук. Чем больше плотных элементов в данной сфере, тем звук становится более коротким, тихим и высоким.
4. Чем сильнее перкуторный удар, тем большая масса тела вовлекается в колебательные движения, т.е. тем больше перкуторная сфера.
5. Чем больше препятствие перед перкутируемым органом (например, толщина грудной стенки при перкуссии легких), тем меньший объем этого органа (т.е. легкого) вовлекается в колебательные движения.
6. Желательно избегать нанесения перкуторных ударов по ребрам и лопаткам, т.к. они имеют хорош
ее напряжение и дают громкий звук, который затрудняет анализ звука, идущего от легочной ткани.
Техника перкуссии
Перкуссия станет реальным методом обследования больного только при хорошем овладении ее техникой, что в свою очередь станет возможным, благодаря длительной тренировке (отработке перкуторного удара различной силы, точности попадания пальца-молоточка по пальцу-плессиметру и т.д.). В этом случае врач во время проведения перкуссии будет обращать внимание не на правильность ее проведения, а сосредоточит свое внимание на особенностях перкуторного звука.
В настоящее время наибольшее распространение получила опосредованная или пальце-пальцевая перкуссия (перкуссия с помощью пальца-плессиметра) - перкуссия по Герхарду. Это объясняется минимальным искажением перкуторного звука при ударе по поверхности тела человека, т.к. посредником при ударе является палец-плессиметр.
Варианты непосредственной перкуссии (перкуссия без использования плессиметра) не желательны при проведении сравнительной перкуссии, т.к. они создают дополнительный («шумовой») звук, исходящий от кожи и подкожных тканей («звук шлепка»).
Техника перкуссии
Стандартизация перкуторного удара достигается с помощью:
• одинаковой амплитуды замаха кисти перед ударом;
• попадания пальца-молоточка в одно и тоже место на пальце-плессиметре;
• отрыва пальца-молоточка от пальца-плессиметра после нанесения каждого удара в серии.
Опосредованная перкуссия имеет ряд преимуществ перед непосредственной:
• небольшое количество дополнительных звуков (т.е. удар пальца о поверхность тела обследуемого), возникающих во время перкуссии;
• использование пальца-плессиметра позволяет значительно уменьшить потери силы удара при прохождении его через жировую клетчатку (это способствует определению глубоко расположенных патологических очагов).
Дата добавления: 2017-10-04; просмотров: 6147;