Экологические аспекты здоровья и болезней. История развития знаний о влиянии внешней среды на здоровье человека
Знания о том, что вредит здоровью человека и что его охраняет, накапливались на протяжении всей истории человечества. Благодаря народной наблюдательности давно подмечена связь между явлениями, которые много позже были установлены научной медициной. Проблема взаимоотношений среды и болезней также обозначилась с давних времен. Уже у Гиппократа (ок. 460-ок. 370 до н.э.) в работе «О воздухах, водах и местностях» подробно рассматривается вопрос о сезонности лихорадок и других болезней. В ней дано описание влияния на организм не только факторов физической географии (погода, климат, рельеф местности), но и социальных и экологических факторов, т.е. основных элементов образа жизни, обычаев и законов страны. Постепенно накапливались сведения о возможности передачи от больного к здоровому острых инфекционных заболеваний. И хотя причины и механизмы их были неизвестны, вырабатывались меры по пресечению широкого их распространения — принудительная изоляция, или остракизм, больных. Эти противоэпидемические правила зафиксированы во многих священных книгах, в том числе в Библии. В государствах Двуречья за 2-3 тыс. лет до н.э. была известна связь между «повальными» болезнями людей и животных. А со времен Гиппократа развивается учение об эпидемиях.
Значительный интерес представляет широко распространенное в древности и Средние века учение о «миазмах» (испарениях) как о причинах массовых болезней людей в определенных местностях. Несмотря на то что последующие открытия живых возбудителей болезней, казалось бы, совсем перечеркнули эту архаическую концепцию, в действительности она содержит рациональное зерно о влиянии природных (климатических и других) факторов на здоровье человека. С возникновением городов острозаразные инфекции становятся массовым явлением в связисо скученностью населения и плохим санитарным состоянием. Чума, холера, черная оспа, тифы, малярия, а в тропиках — желтая лихорадка были бичом человечества начиная с глубокой древности вплоть до Нового времени. Так, зарегистрирована вспышка чумы в 542 году н.э. в Индии. Эта пандемия чумы неистовствовала свыше 50 лет. Распространившись в Египет, Сирию, Малую Азию, Европу, она унесла около 100 млн жизней. Вторая вспышка чумы зафиксирована около 1050 г. Ее первичный очаг — Месопотамия. Постепенно распространившись в Индию, Среднюю Азию, Китай, Сирию и Египет, чума через крестоносцев достигла Европы. В 1346 — 1348 гг. она поразила Сицилию, Испанию, Францию и Германию. По приблизительным оценкам, количество ее жерств исчислялось в 75 млн.
Опустошительные эпидемии и периодическое систематическое недоедание больших групп населения в прошлом были причиной смерти и часто были связаны с войнами. Можно привести множество примеров, когда великие в начале похода армии к концу его в результате эпидемий и воздействия алиментарных (пищевых) факторов превращаются в небольшие группы больных и инвалидов.
Один из пионеров географической патологии — Ф.Хенчер приводит такие данные. Во время Первого крестового похода (1096-1099) первоначальное число его участников составляло 1 500 000. По прибытии в Алеппо количество уменьшилось до 300 000. После капитуляции крепости Антиохия количество крестоносцев равнялось уже 60 000. И наконец, при взятии Иерусалима только 20 000 участников похода, больных и раненых, смогли войти в город.
Открытие Америки привело к обмену болезнями, распространенными на этих двух материках и не известными ранее за пределами ареала их распространения. Завоеватели принесли на Американский континент многочисленные инфекции из Европы и Азии. Натуральная оспа уничтожила целые племена. Корь, доселе неизвестная в Америке, чаще, чем в Европе, давала смертельный исход.
Полагают, что в обмен на «свои» инфекции европейцы получили бледную трепонему (сифилис). Сначала вернувшиеся из Америки матросы и солдаты распространили эту болезнь в Южной Италии, а затем во Франции и всей Европе. Однако теория только американского происхождения сифилиса опровергается палеоантропологическими исследованиями — наличием типично сифилитических изменений в погребениях, относящихся к различным годам до нашей эры и найденных на территории Восточной и Западной Европы, в том числе в Литве, Польше (Д.Г. Рохлин, 1965; А. Малиновский, 1967). Открытие Америки с ее разнообразными климатическими условиями натолкнуло исследователей на идею изучения географически обусловленных неинфекционных болезней. В 1850 г. испанец Акоста во время путешествия в Перуанских Андах на высоте 4500 м отметил у себя и своих спутников одышку, слабость, сердцебиение, головокружение, тошноту, которые он объединил под названием «горная болезнь», возникшая, по его мнению, в результате вдыхания разреженного воздуха.
К известным с давних пор болезням, вызываемым особенностями климата, относят анемопатии — патологические состояния, связанные с внезапными изменениями ветрового режима. Сирокко в Италии, мистраль во Франции и норд на Апшерон-ском полуострове издавна рассматривались как факторы, ухудшающие самочувствие у особо чувствительных людей.
Путешественники, углублявшиеся в безводные пески, говорили о «пустынной болезни» (ее симптомы — чувство жажды, слабость, общая подавленность психики, галлюцинации).
Морской болезни также приписывалось географическое происхождение. Истинные причины этого заболевания выяснились значительно позже, когда были открыты функция вестибулярного аппарата и ее нарушения. С давних времен человечеству знаком синдром тропической астении и близких к ней состояний. Однако дальнейшее изучение этого синдрома привело к выделению различных болезненных состояний. Наряду с тропической астенией, вызываемой паразитарными и алиментарными факторами, существовали и существуют географически обусловленные формы перегревания {тепловой или солнечный удар).
Человечеству давно известны различные формы общего охлаждения и местной холодовой травмы. Часто влияние низких температур сочетается с другими патогенными (болезнетворными) факторами.
Большую роль в изучении распространенности болезней на земном шаре сыграла краеграфия.
Краевая патология изучает местные особенности патологии в пределах данного края, а также предупреждение, лечение и ликвидацию краевых болезней, оздоровление труда и быта в пределах данного края.
Географическая патология изучает болезни в связи с географическими факторами. Интересы географической патологии распространяются на патологические процессы в любых географических зонах земного шара. Эти науки не могут быть противопоставлены друг другу, ибо они представляют две организационные формы одной науки — медицинской экологии как раздела экологии человека.
Бурное развитие тропической медицины, необходимость организационных мер в мировом масштабе в борьбе с особо опасными инфекциями, пробудившийся интерес к вопросам экологической физиологии способствовали тому, что уже в XVIII в. медицинская наука располагала многочисленными сведениями, убедительно показывающими, что в различных точках земного шара характер и структура заболеваемости значительно различаются.
В Якутии, на реке Вилюй, был открыт вилюйский энцефалит (острый и хронический), т.е. выражена эндемичность (приуроченность к определенной местности) этого заболевания. Болеют в основном жители сельских местностей. Наибольшее число заболеваний наблюдается в зимне-весеннее время. Эпидемиологическое значение имеет период сеноуборки и охоты на ондатр. Заболевание проявляется вялостью, сонливостью, переходящей в глубокий сон, который длится четверо суток. Лихорадочный период сонливости и головной боли продолжается около 3 недель. У больных с психотическими формами заболевания после этого периода развивается острый психоз.
Клещевой энцефалит был характерен для лесистых местностей Беларуси. Болезнь проявлялась сильной лихорадкой и судорогами, унося много жизней (Грицкевич, 1987).
Тщательно изучались география распространения и клиника проказы, ее патологическая анатомия и гистологические изменения. Подвергались научному рассмотрению проблемы краевой гельминтологии.
Во время Второй мировой войны было описано много нетипичных проявлений инфекционных заболеваний — затяжные формы сыпного тифа с прогрессирующими специфическими поражениями мышцы сердца и сосудов. Встречались необычные формы дифтерии кожи, наблюдавшиеся в американских войсках в районе Средиземного моря, в Индии и Бирме. Причинами такого течения дифтерии были высокая температура и влажность кожи, отсутствие условий для гигиены.
Выдающийся советский ученый Е.Н. Павловский сформулировал учение о природной очаговости инфекционных и паразитарных болезней. Он собрал огромный материал по географическому распространению этих болезней. Список нозологических форм инфекционных и паразитарных болезней, относимых Е.Н. Павловским к природно-очаговым, превышает 30 наименований. Отдельный очаг инфекции — участок земной поверхности, занятый популяцией возбудителя. Одной из важнейших задач эпидемиологии является определение границ между отдельными природными очагами, их размеров и численности популяций носителей, переносчиков, а в дальнейшем и возбудителя.
Привлекла внимание и краевая патология неинфекционного характера, вызываемая местными геофизическими условиями, к которым относятся основные климатические факторы — характерный режим погоды, ландшафтные условия местности, ионизация воздуха и т.д., а также своеобразные воздействия: длительный дефицит ультрафиолетовых лучей в условиях полярной ночи, проживание и труд в условиях пустынь, вечной мерзлоты, высокогорья, дефицит или избыток определенных микроэлементов в почве и воде.
Благодаря трудам В.И. Вернадского, А.П. Виноградова, В.В. Ковальского развивается учение о биологическом значении микроэлементов в почве и воде. В.В. Ковальский исследует проблемы биогеохимической экологии, изучающей зависимость жизни от места обитания, условий внешней среды, взаимодействия организмов и их сообществ с геохимической средой в биосфере как единой системе организмов к условиям среды.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 335;