Экологические подходы в расоведении и принципы популяционной антропологии


Экологический подход в расоведении, сложившийся благо­даря трудам многих ученых, учитывает климатогеографические особенности. Из русских ученых дореволюционного периода можно назвать работы Д.Н. Анучина, М.Е. Чепурковского, А.П. Бог­данова. Антропологи советского периода совершенствовали экологический подход в расоведении. И.И. Крупником (1973) была проведена корреляция между длиной тела, весом, поверхностью тела людей и частотой дождливых и ясных дней, средними температурами зимних и летних месяцев в горах Африки. В основу его работы легли сведения о 202 популяциях негроидов и евро­пеоидов и сообщения 110 метеостанций. Оказалось, что рост, вес и площадь поверхности тела людей в горной части Африки наиболее зависят от влажности воздуха. Все закономерности проявляются одинаково как у негроидов, так и у европеоидов. Сходная картина обнаружена в пустынях. Жители пустынь вы­сокорослы, с длинными верхними и нижними конечностями. Так, потомки людей европейского происхождения, переселившихся в пустынные и полупустынные зоны Австралии и Африки, уже во втором и третьем поколениях обнаруживают те же особенности конституции, что и аборигены.

В арктических зонах фактор приспособления проявляется в повышенном жироотложении.

По особенностям крови (групповые факторы, белковые фрак-; ции, содержание холестерина в сыворотке), минеральной насыщенности костей скелета выявлены и этнорасовые различия. Они обусловлены экологическими факторами, формирующими данный морфофизиологический комплекс. Н.Н. Миклашевская и Е.З. Година (1988) отметили замедление процессов роста у детей в горных местностях, что, по их мнению, связано с кислородным голоданием и угнетением деятельности щитовидной железы, одна из функций которой состоит в выделении гормонов роста. Поэто­му население горных районов в среднем несколько ниже ростом, чем население долин. Отмечаются некоторые различия и в физио логических реакциях организма, строении внутренних органов.

Т.И. Алексеева в своих работах (1977, 1984, 1986) обосновала положение об адаптивных типах в антропологии. В различных климатических зонах у людей независимо от их расовой и этни­ческой принадлежности прослеживается тенденция изменения физиологических черт в направлении, наиболее благоприятном для существования в данной среде. В арктических условиях, на­пример, отмечается повышенное развитие мускулатуры, мине­рализация скелета, повышение содержания белков в сыворотке крови, изменение защитных свойств организма. По своеобразию адаптивных реакций Т.И. Алексеева выделяет арктический, вы­сокогорный и континентальный типы.

Оригинальный экологический принцип применил В.П. Алек­сеев (1974, 1985) при анализе палеоантропологических материалов. Он сопоставил отдельные параметры изменчивости с долготой и широтой, проведя корреляции между величиной краниологи­ческих признаков с градусной сеткой. Всего было проанализи­ровано 235 черепных серий. В результате он пришел к заключе­нию, что продольный диаметр черепа увеличивается по мере удаления от тропического пояса. Алексеев отмечает, что связь изменчивости признаков с геофафической широтой и долготой отражает не только климатическое воздействие, но и меридиа-нальное направление расселения.

Приспособительный характер морфологических расовых признаков, хотя и не на столь представительном материале, был установлен до этого и другими советскими исследователями. Так, Н.Н. Чебоксаров (1951) отметил адаптивный характер ва­риаций строения губ, волосяного покрова и других признаков. Цвет кожи, которым различаются представители трех больших рас, подтверждает приспособительный характер различий этого признака и зависит от количества расположенного в более глу­боких слоях кожи особого пигмента — меланина. В жарком кли­мате меланина откладывается больше, и кожа приобретает цвет от коричневого до черного. Повышенное количество меланина в ко­же обитателей жарких стран закреплено наследственно — люди с темной пигментацией имели биологическое преимущество: не получали солнечных ожогов и тепловых ударов. Тонкие губы, уз­кий разрез глаз и плоское лицо монголоидов — результат при­способления к сухому климату степей и пустынь, где пыль и холод могут повредить слизистую оболочку глаз. Этот факт еще в 1774 г. отметил И. Кант, а после него и многие другие ученые. Наличие эпикантуса, или монгольской складки века, как считал С.А. Семенов (1951), является приспособлением к холодному ветру и пылевым бурям. Эксперимент советских исследователей В.П. Волкова-Дубровина и Я.Я. Рогинского (1960) с облучением черепов различной формы показал, что узкая, высокая и длин­ная голова, как у нефов, нафевается медленнее, чем широкая.

Таким образом, почти все расовые признаки на ранних эта­пах эволюции человека были приспособительными. Рассмотрим роль средовых факторов в расовой дифференциации в плане влияния на наследственность человека. При таком подходе расы приравниваются к популяциям1, которые имеют много сходных наследственных признаков, однако различаются между собой по набору и частоте отдельных генов. Популяции человека подчи­нены тем же принципам, что и популяции животных. Они рас­полагают сложившимся генофондом. Характеристика на уровне популяции любого непрерывно изменяющегося метрического признака особи, например роста или веса, всегда включает сред­нее значение и дисперсию (статистическую меру разброса дан­ных, основанную на оценке среднего квадрата отклонений от средней фупповой величины).

Популяции присущи такие признаки, как рождаемость, смертность, возрастная структура и возрастное распределение, соотношение полов, частоты генов, генетическое разнообразие, скорость роста, форма кривой роста, плотность и т.д.

Р. Фишер предложил для характеристики популяции исполь­зовать такие показатели, как рождаемость и смертность. Из этих оценок возрастного распределения популяции рассчитывается специфическая величина смертности для каждого возраста, кото­рая представляет собой процент особей определенной возрастной фуппы, умерших за данный временной промежуток. Смерт­ность в возрасте х обозначается как и называется «силой смертности» или возрастной смертностью. Высчитывается также процент особей, доживших до определенного возраста.

1 Популяция человека — группа людей, объединенных ареалом обитания, общим кругом брачных связей и обнаруживающая определенные простран­ственно-временные взаимоотношения.

Начав с группы новорожденных особей, последовательно вычитая процент особей, умерших в каждом возрасте, определя­ют, какой процент изначальной численности группы доживает до определенного конкретного возраста. Полученная кривая на­зывается кривой выживания.

Таблицы возрастного распределения — объективные данные для прогнозирования развития популяции. В 1922 г. Лотка дока­зал, что в любой популяции при сохранении показателя репро-дуктивности устанавливается стабильное возрастное распреде­ление. В человеческих популяциях стабильность возрастного распределения может быть нарушена социальными фактора­ми — войной, миграционными процессами.

Популяционная концепция расы, развиваемая в нашей стра­не В.В. Бунаком, В.П. Алексеевым, Ю.Г. Рычковым и др., позво­ляет рассматривать наследственную изменчивость признаков от поколения к поколению и, проведя расчет генов, охарактеризо­вать этносы предшествовавших периодов. Основой расчетов служит генетический закон Харди — Вайнберга, согласно кото­рому частоты генотипов в популяции остаются постоянными из поколения в поколение, если это равновесие не нарушают осо­бые факторы: изоляция и, как ее результат, родственные браки, а также мутации, отбор, поток новых генов, которые несут при­шлые этносы. К средовым факторам, вызывающим изменение наследственности, относятся прежде всего ионизирующие излу­чения, химические вещества, влияние высоких температур и т.п.

В основе отбора лежат различия в приспособляемости орга­низмов к условиям внешней среды. Естественный отбор сохра­няет изменения организмов, полезные для их жизнедеятельно­сти. Отбор может оказывать влияние на всех стадиях развития организма, начиная с зиготы.

Отбор подразделяют на два вида:

♦ отбор на выживаемость, основной критерий — доживае-мость до периода размножения;

♦ отбор на оставление потомства.

Такой отбор можно продемонстрировать на примере ано­мальных гемоглобинов, которые связаны с мутацией гена и синте­зом измененного гемоглобина. За счет аномального гемоглобина эритроциты крови при недостаточном парциальном давлении кислорода приобретают необычную серповидную форму. Отсю­да название — серповидноклеточная анемия (малокровие). Вы­явлена тесная связь между географическим распространением малярии и высокой частотой гена серповидноклеточности. Люди с наличием этого гена более устойчивы к тропическим формам малярии: у них меньше количество малярийных паразитов в крови, отсутствуют тяжелые малярийные поражения головного мозга. Изменчивость расовых и других признаков может зави­сеть и от генетических процессов. В малых популяциях, или изо-лятах, где высок процент родственных браков, наблюдается дрейф генов1. В изолированных популяциях через некоторое число поколений может наступить полное вытеснение одного из аллелей определенного гена другим.

Стандартные отклонения от действующего в популяциях за­кона равновесия генов тем меньше, чем больше популяция, и наоборот. В малых популяциях частота какого-либо гена слу­чайно может оказаться очень высокой. Изменение генофонда и фенотипических особенностей может вызвать изменение гене­тического состава популяций и за счет поступления новых генов. Подобные явления играли большую роль в процессах расообра-зования. В прошлом, когда численность населения Земли была незначительна и люди жили небольшими группами, изоляция и генный дрейф были частыми явлениями, а вторжение новых племен в изоляты, т.е. приток новых генов, могло изменить ра­совый облик изолята коренным образом.

В.П. Алексеев показал роль социальных факторов в расооб-разовании. Социальные барьеры, как и географические факто­ры, препятствовали процессам смешения и создавали изоляцию, что сказывалось на генетических и морфологических особенно­стях населения. Такими социальными барьерами служили этни­ческие и государственные границы, религиозные предрассудки (кастовость) и т.п.

Ломка социальных и географических изолятов, сопровож­давшаяся смешением населения, приводила к постепенному размыванию расовых различий. Наиболее выраженные во внеш­них физических признаках, эти различия интенсивно формиро-вались на заре человеческой истории. У находившегося в боль­шой зависимости от условий внешней среды и подвергавшегося естественному отбору человека различия носили приспособи­тельное значение. В настоящее время морфологические признаки играют незначительную роль в адаптации благодаря социальным приспособлениям (одежда, жилища, обогревательные и охлаж­дающие устройства и др.).

В механизмах взаимодействия человека и природы, т.е. в тех связях, которые соединяют человека с окружающей средой, да­леко не все выяснено. Эта проблема комплексно изучается спе­циалистами различных отраслей знаний. Расовые признаки в целом менее изменчивы, чем показатели физического разви­тия, жироотложения и другие нерасовые признаки. Негр, мон­гол, европеец сохраняют расовые особенности в течение всей жизни независимо от того, где они родились и в каких условиях живут. Я.Я. Рогинский для примера стойкости расовых признаков приводит результаты изучения русских крестьян, представите­лей секты молокан, переселившихся в Закавказье (Дилижанский район Армянской ССР). Эти переселенцы в течение 4-5 поколе­ний в полной мере сохранили свои особенности и антропологи­ческий тип.

Некоторые изменения расового типа при переселении в дру­гие климатические зоны отмечены многими исследователями. О посветлении кожи негров, переехавших в Бразилию, писал еще Н.Н. Миклухо-Маклай. Исследование антропологических особенностей американцев — англосаксонских переселенцев — показало некоторые изменения в их типе: увеличение роста и продольного диаметра головы, потемнение волос, утончение кистей рук и стоп. Ф. Боас описал изменения антропологиче­ских особенностей эмигрантов разных национальностей, обсле­дованных в США.

Выделяют природные факторы расообразования: биотические и абиотические. Первые связаны с влиянием на человека различ­ных живых существ — от микроорганизмов, способных вызвать эпидемии, до сообществ различных видов животных как основ­ного звена в пищевых цепях человека. Абиотические природные факторы весьма разнообразны. К ним относятся физические, хи­мические и климатические воздействия. Физические факторы (температура, свет, электромагнитные явления и радиоактивные вещества биосферы) влияют на жизненно важные функции чело­века, что иногда приводит к патологическим процессам.

Среди социальных факторов наиболее существенны для про­цессов расообразования те, которые стимулируют перемещение и смешение населения либо создают искусственные барьеры к смешению и таким образом воздействуют на биологическую структуру популяций. По мнению В.П. Алексеева, социальная структура общества действует как фильтр, который опосредует эффект биологических факторов расообразования. По силе воздействия на расообразование В.П. Алексеев вы­деляет семь социальных факторов:

1) характер развития производительных сил, определяющий общественное развитие;

2) брачную структуру (экзогамия или эндогамия), числен­ность семьи;

3) характер расселения человеческих коллективов (сплошное или прерывистое расселение);

4) социальную стратификацию (кастовость в заключении браков), когда социальные рубежи выступают в качестве генети­ческих барьеров (браки внутри этносов заключаются чаще, чем за их пределами);

5) этнический фактор — этнические границы не совпадают с расовыми. На ранних этапах истории совпадение между ними было большим за счет пространственного совмещения ареалов этно- и расообразования;

6) государственные границы;

7) психологические традиции и установки тех или иных пси­хических стереотипов поведения. Развитие первобытного общества прошло через продолжи­тельную стадию существования изолированных общин, внутри которых совершались браки. Экзогамия (запрет браков в преде­лах одной общности) почти не нарушала этой изоляции. Между экзогамными коллективами очень скоро устанавливалась общ­ность «крови», которая поддерживалась и усиливалась обменом генами в течение длительной жизни этих общин.

Метисация (процесс смешения рас) в течение тысячелетий была одним из факторов формирования новых типов и сглаживания различий. Ее интенсивность нарастала по мере увеличе­ния численности этнических единиц. Широкое распростране­ние метисных групп отмечается в Америке, где переселенцы из Африки — негры — образовали помеси с аборигенами этого ма­терика — индейцами — и переселенцами из Европы. На Азиат­ском материке также наблюдался процесс смешения представи­телей монголоидной и европеоидной рас. Изменения расовых признаков отмечены в разное время на разных территориях.

Г.Ф. Дебец (1961) выявил на значительной территории Евра­зии следующие эпохальные изменения:

♦ повышение головного указателя;

♦ сужение лица (уменьшение скулового диаметра);

♦ уменьшение рельефа на костях черепа, уменьшение над­бровных дуг, выступов и шероховатостей;

♦ уменьшение покатости лба.

Аналогичные изменения отмечены исследователями в других странах, хотя и в различных сочетаниях этих признаков с разной интенсивностью изменчивости.

Например, эпохальные сдвиги в строении зубной системы проявляются в сокращении поперечного и продольного разме­ров коронок зубов, уменьшении их количества. Зуб мудрости у современных белорусов, так же как и в других этнических группах, прорезывается с задержкой на 7-10 лет или совсем не прорезывается. Если еще в довоенный период зуб мудрости про­резывался у большинства людей в возрасте 16-18 лет, то в наше время он появляется в 28—35 лет, а часто и совсем отсутствует.



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 309;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.