ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ.


Точное знание происхождения и истории развития языка и его механизмов у человечества (филогенез), а также зарождения и развития речи у ребенка (онтогенез) и биомеханики нормальной речи является необходимым условием для правильного понимания речевых аномалий, а следовательно, и для правильной постановки логопедической работы. Поэтому, прежде чем перейти к вопросам логопедии, необходимо вкратце ознакомиться с современным состоянием учения о речевой функции человека, ее генезисе и динамике. Предок человека, вышедший из той ветви животного мира, откуда произошли и современные человекообразные обезьяны, в силу стихийных сдвигов в природе (ледниковый период и т. д.), оказался в своеобразных, новых для него естественных условиях. Приспособляясь к новым условиям, неговорящий прародитель наш постепенно выработал у себя способность ходить на задних конечностях. Обезьяны постепенно перестали пользоваться руками при передвижении по поверхности земли, стали усваивать прямую походку. Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку (Энгельс). Освободившимися от функции передвижения передними конечностями он стал производить более диференцированные трудовые процессы. В неустанном труде и борьбе за существование, благодаря наличию рук, он усовершенствовал свои природные органы — зубы, руки, ноги и т. д. — изготовляемыми им орудиями производства, развил свой мозг, одновременно создав новую форму труда — труд коллективный. Преодолевая коллективным трудом природу, человеко-обезьяны в течение многих тысячелетий диференцировэлись в этом производстве, и в результате последующего расслоения одна из этих групп делает прыжок в люди (Марр). На основе такого труда выросла социальность человека, отличающаяся от стадности животных именно наличием общественного труда и умением изготовлять орудия. «Человек есть в самом буквальном смысле zoon politikon, не только общительное животное, но животное, которое только в обществе и может обособляться» (Маркс). Только с возникновением общественных форм труда у людей «явилась потребность что-то сказать друг другу» (Энгельс). Иначе каждый работал бы, не сообразуясь с общей целью данной работы, что сделало бы невозможным развитие организованного коллективного труда и форм общественной жизни. Обезьяно-человек постепенно превратился в говорящего человека (homo loquens), создавшего для себя могущественнейшее орудие — человеческую речь. Развитие же остальных видов животных пошло по другому пути — без умения изготовлять орудия производства без заметного изменения осталось и врожденное, бессознательное сигнальное звукообразование, вполне удовлетворяющее потребности их жизни: вне общественно-производственного труда нет потребности в речи. Вот поэтому язык человека ни в какой мере не может сравниваться с звуковой и мимико-жестикуляторной сигнальной деятельностью животного. Таким образом, наша речь — явление социальное, надстроечное Биологическими же моментами в ней являются анатомические механизмы: или вновь созданные потребностью коллектива в речи специальные аппараты в головном мозгу, или приспособленные для речи уже имевшиеся у человека органы (губы, зубы, язык и т. п.). Язык — это «практическое действительное сознание» наше. Язык и мышление возникли и развиваются как единство на протяжении всей истории человеческого общества. В соответствии с разными стадиями хозяйственной жизни человечества изменялись и его язык и мышление.

Примитивным обществом на стадии первобытного коммунизма была создана ручная (линейная, кинетическая, мимико-жестикуляторная) речь. Эта речь возникла, когда мозг человека под воздействием усложнявшейся трудовой общественности достиг значительного развития, когда в процессе труда правая рука отдиференцировалась от левой. Вначале ручная речь, порожденная производством, будучи средством общения, воспринималась примитивным человеком как орудие производства — рука одновременно была и орудием труда и орудием общения. Сигнальные, т. е. речевые, движения руки — жесты, связанные с движениями лица, возникли на базе эмоциональных переживаний и рабочих движений. Вначале языкотворчество в значительной мере происходило непроизвольно, затем в этом процессе начинают господствовать условные связи, осознаваемые человеком как особая речевая функция. Ручная речь на базе примитивной экономики выражала особый тип мышления, по выражению академика Марра — «ручного» мышления, совершенно отличного от современного (более отвлеченного), и имела свои этапы развития. Постепенно она из только производственной становится разговорной бытовой речью. Ценным свойством ручной речи является ее общедоступность: и в настоящее время разноязычные или немые люди без особых усилий могут говорить, пользуясь ею. Эта речь и по возникновении звуковой еще долго была разговорной и в современной речи является ее существенным компонентом (неотъемлемой частью). Период ее господства определяется длинным рядом тысячелетий. Естественно, что наряду с кинетической речью человек не мог не пользоваться для сигнальных целей природным звукообразованием. Эти звуки, принесенные еще из дочеловеческого состояния, входили как составная часть в ручную речь. С развитием общественного человека они осознавались и теряли свой звериный характер. Когда развитие мышления в результате более сложных производственных процессов, изобретения новых орудий, а в связи с этим усложнения и возникновения новых общественных отношений достигло той ступени, что ручная речь оказалась уже недостаточной для его выражения, перестала удовлетворять потребностям общественной практики, тогда ручную речь постепенно вытеснила звуковая как более дифференцированная и совершенная.

Звуковая речь победила ручную. Она удобна: а) ею можно пользоваться в темноте, несмотря на некоторые преграды (деревья в лесу, стены и т. п.), а также и в процессе труда, когда руки и туловище заняты в производстве; б) ею можно обозначать всевозможные подчас самые отвлеченные понятия, потому что звуки нашей речи очень динамичны и легко комбинируются в разнообразнейшие сочетания. Ни одним из этих свойств не обладает мимико-жестикуляторная речь.

Звуки, выразившие новое практическое сознание людей, — это уже не звериные звуки, а звуки человеческой речи. Но вначале они были сложными, нерасчлененными звуковыми комплексами. Выделение из этих комплексов фраз, слов, а затем наших современных звуков произошло значительно позже.

С развитием классового общества возникают классовые языки, отражающие и выражающие различные классовые идеологии и их борьбу.

Капиталистическая культура делала свой отбор, развивая язык государственный, т. е. язык господствующего класса, и подавляя язык эксплуатируемых масс.

Несмотря на целый ряд различий, фонетических и структурных, все языки мира связаны друг с другом и являются лишь отдельными звеньями грандиозного процесса речевого творчества, базирующегося на едином процессе развития человеческого общества. От величайшего разнообразия языков современности, разделенных классовыми и национальными перегородками, человечество идет к единому языку в едином всемирно-бесклассовом обществе. Грядущая единая бесклассовая культура и единая идеология народов всего мира обусловят выработку единого языка. Но национальные языки еще не скоро исчезнут, так как слияние их в одно целое осуществится лишь через полное свободное развитие каждого из них в отдельности.



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 425;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.