Деятельность легких и мускулов при речи
Мы знаем, что при вдыхании диафрагма напряжена и сжата, а при выдыхании напряжение ослабляется, и она расширяется и поднимается в полость грудной клетки.
При пении и речи это расширение должно происходить возможно медленней, т.к. от медленного поднятия диафрагмы происходит и медленное сжатие легких, что дает возможность медленного выдыхания.
Рассмотрим теперь деятельность легких и мускулов во время речи:
1. Т.к. обыкновенная речь не требует такой постоянной силы, как пение, то нет и надобности держать всю грудную клетку и особенно ее верхнюю часть в растянутом положении. Нужно лишь стараться, чтобы не стягивалась нижняя часть грудной клетки (в области диафрагмы). Этого можно достичь при помощи упражнения 13-го.
2. Т.к. фразировка в речи совершенно иная, чем при пении, то и работа некоторых мускулов, а также легких будет иной. Во время пения надо стараться, чтобы выдыхание, по возможности, шло непрерывно до самого конца его, во время же речи необходимо часто обрывать выдыхание, при этом надо остерегаться, чтобы стягивание низа живота также останавливалось, чтобы нижняя часть грудной клетки оставалась в покое, тогда как верхняя часть ее постепенно должна опускаться.
3. Более быстрое, чем при пении, следование согласных требует также более усиленной работы мускулов, как в области диафрагмы, так и во всей грудной клетке. Так при восклицаниях можно отчетливо чувствовать толчки в грудной клетке и стягивание низа живота. Эти толчки при различных звуках ощущаются в различных частях грудной клетки: то в области диафрагмы, то выше - спереди, то в спине. Работоспособность мускулов развивается при помощи упражнения 14-го.
Общие правила речи
1. Надо вдохнуть, как при пении.
2. Немного задержать дыхание.
3. Стремиться сохранить нижнюю часть грудной клетки до конца выдыхания в полном покое. При оживленной выразительной речи это покойное состояние должно прерываться толчками.
4. Стараться не слишком долго говорить одним дыханием, т.к. от этого сильно втягивается грудь в живот, что вредно отзывается как на легких, так и на органах пищеварения. А, главное, тогда не получается свободного покойного вдыхания и придется с силой втягивать воздух.
5. Стараться не слишком сильно напрягать горло (что создает специфический горловой голос), а распределить работу между легкими, диафрагмой и голосовыми связками.
6. Стараться иметь правильную артикуляцию, т.к. при неправильной артикуляции происходит и неправильная работа соответствующих мускулов.
7. Мускулы затылка, шеи и глотки должны оставаться не напряженными.
8. В животе не должно быть толчков и сжатия.
Общие советы.
Кофлер говорит: “Искусство пения и речи тесно связаны друг с другом и нельзя культивировать голоса, не культивируя речи, и наоборот, нельзя заниматься искусством речи, не развивая голоса. Поэтому учителя, адвокаты, пасторы, священники, артисты и все те, чья профессия зависит от здоровья их голоса, должны петь. Певцы же не должны пренебрегать упражнениями для развития мускулов, т.к. от эластичности мускулатуры зависит не только их здоровье, но и красота их голоса”.
В этой книге нет ни одного лишнего упражнения. все они одинаково важны и нужны для полного гармонического развития.
Особенно упражнения вдыхания, которые нужно всем проделывать ежедневно для того, чтобы приобрести здоровье и выносливость.
Метод дыхания во время речи остается тот же, что и при пении. Говорящий должен дышать при объединенной работе всего дыхательного аппарата и приучать себя немного задерживать воздух после каждого вдыхания. Так же, как при пении, должен он владеть быстрым и бесшумным вдыханием. Разница состоит лишь в том, что во время речи нет надобности вдыхать так много, как при пении.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 344;