Работа голосовых связок и дыхательного аппарата
Доктор Эрнест Барт указывает на то, что красота голоса и здоровье голосового аппарата зависят, как от правильной работы голосовых связок, так и от правильного положения гортани. Во-первых, они могут закрываться спазматически крепко: тогда звук получается только при помощи очень сильного напора воздуха и будет очень резким и неприятным. Во-вторых, голосовые связки могут закрываться слишком поздно: тогда часть воздуха выходит по подаче звука и продолжает выходить вместе со звуком, что делает его сиплым (получается призвук, как от буквы “х”).
Если голосовые связки закрываются вовремя и не спазматически, то звук будет правильным и красивым.
Наблюдая при помощи аппарата Цвардермакера за деятельностью гортани, доктор Барт нашел, что у хороших певцов гортань при пении все время меняет свое место, причем при низких нотах она занимает высокое положение, а при высоких - низкое.
Аппарат Цвардермакера устроен так, что при опыте над поющим он отмечает кривой повышение и понижение гортани. При этом понижение гортани указывается на чертеже повышенной кривой и наоборот, повышение гортани - понижением кривой (рис. 14, 15). Рассматривая рис. 14, мы видим, что чем выше идет звук, тем ниже опускается гортань после последнего звука. При выдыхания остатка звука гортань поднимается. На рис. 15 мы видим две кривые: верхняя указывает повышение и понижение гортани, нижняя - ее движение вперед и назад, причем, чем гортань сильнее выдается вперед, тем выше поднимается кривая. Рассматривая эти два рисунка, что гортань имеет двойное движение: при повышении звука она не только опускается вниз, но и выдается вперед, и чем выше звук, тем ниже гортань, и тем больше она отклоняется назад.
Это двойное движение гортани ясно видно на рис. 16. Рассматривая его, мы видим, что щитовидный хрящ, опускаясь вниз и отклоняясь вперед, натягивает связки, находящиеся между ним и подъязычной костью так, что эта последняя должна точно следовать движению гортани. От этого двойного движения величина зева, как в длину, так и в ширину увеличивается, и звуковая волна становится шире, могуче и свободнее. Выгода двойного этого движения ясна на рис. 17,а,б. При положении, указанном на рис. 16 (сплошная линия) и на рис. 17,а кроме уменьшения резонирующего пространства есть еще и тот недочет, что подъязычная кость оказывает давление на надгортанник и посредством последнего на голосовую складку, что замедляет колебание голосовых связок. Это давление имеет печальное последствие и часто бывает причиной быстрой потери голоса. Кроме того, мускулы, заведующие понижением гортани, хилеют от отсутствия работы.
Для того, чтобы развивать мускулы, заведующие понижением гортани, полезно делать движение гортанью, подобно движению зева, т. к. при последнем гортань опускается вниз. Причина неверного положения первой и неправильного положения вторых зависит от работы дыхательного аппарата. Связь между движением гортани и напряжением голосовых связок с одной стороны и работы дыхательного аппарата с другой, была уже известна итальянским маэстро, и они прекрасно пользовались ею при пении.
Если держать кисть руки на шее против гортани и вдыхать, то можно почувствовать, что гортань опускается. Задержим дыхание - гортань задержится внизу, начнем вдыхать - гортань поднимется. Эти движения и напряжения гортани совершаются при помощи мускулов, находящихся в гортани и ее окружности, но происходят они автоматически, в зависимости от работы дыхательного аппарата.
При медленном вдыхании и выдыхании голосовые связки открывались медленно, ускорялось вдыхание и выдыхание. Быстрее - и раскрывались связки, причем, при медленном выдыхании голосовые связки не только открывались медленно, но и были сильно напряжены (что весьма важно при пении), чем скорее шло выдыхание, тем не только скорее открывались связки, но тем и больше они теряли свое напряжение, что для пения весьма невыгодно. У хороших певцов гортань всегда меняет свое место и чем выше звук, тем ниже положение гортани.
Гортань не может иметь самостоятельного движения и ее положения зависит от положения диафрагмы, т. е. чем выше звук, тем ниже должна стоять диафрагма, тем сильнее должно быть ее напряжение, тем больше тогда объем грудной клетки и количество поглощаемого воздуха. Следовательно, только правильное полное дыхание дает правильное положение гортани при пении. Так же и правильное положение голосовых связок зависит от правильной работы диафрагмы.
Опустим ее до начала звука - голосовые связки потеряют нужное напряжение и воздух будет выходить помимо звука.
Произошло спазматическое сжатие диафрагмы - голосовые связки закроются также автоматически.
Если гортань будет стоять хоть на одну линию ниже, чем требует данный звук, то она уже будет лишена свободного движения, голос будет звучать как фабричный гудок, в нем не будет никакой гибкости.
Если же гортань будет опускаться искусственно, то очень легко перейти границу. Эту манеру подачи звука замечаем мы у многих немецких школ, так что первой заботой певца должна быть не постановка гортани и работы голосовых связок, а правильная, гармоничная работа дыхательного аппарата.
Чувство меры в количестве забираемого воздуха или в глубине вдоха приобретается практикой.
Три септимы
Главную часть гортани составляют голосовые связки. Это треугольные призмы, сложенные своими ребрами так, что края их представляют собой две тонкие натянутые полоски. Спереди они лежат плотно друг к другу и прикреплены к щитовидному хрящу, а сзади - к голосовому отростку черпаловидных хрящей (рис. 18, 3), посредством движения которых голосовые связки открываются и закрываются. Они ограничивают узкое треугольное пространство, называемое голосовой щелью (рис. 3, в).
Колебание голосовых связок образуют звук. Сила его зависит от напряжения голосовых связок, т. е. объема и силы дыхания.
Высота звука зависит от напряжения голосовых связок и от длины той части их, которая находится в колебании.
Напряжение голосовых связок достигается, благодаря сокращению мышц, длина же вибрирующей части их меняется благодаря тому, что связки касаются друг друга в различных пунктах, и в этих пунктах образуются узлы.
Новая школа пения указывает, что всякий правильно поставленный голос будет три септимы (рис. 19).
Каждая септима начинается с “соль” и кончается “фа”. Звук “соль” каждой септимы лежит сзади голосовых связок. Звук “фа” - спереди, остальные же звуки расположены между ними в естественном порядке.
Таким образом, при звуке “соль” голосовые связки касаются друг друга в самой задней части их, и значит вибрирующая часть их самая длинная; при звуке “фа” они касаются друг друга в передней части и вибрирующая часть их самая короткая.
Положение звуков остается неизменным во всех септимах, и разница между септимами заключается лишь в положении диафрагмы (рис. 20), а также в силе напряжения и интенсивности работы аппарата. Так, при первой септиме диафрагма стоит не особенно низко, т.е. эти звуки не требуют еще такой сильной затраты воздуха. Вследствие не особенно глубокого положения диафрагмы, не глубоко будет положение гортани, а также невелико и напряжение голосовых связок.
При такой второй септиме диафрагма стоит уже ниже, запас воздуха больше, гортань опущена сильнее и напряжение голосовых связок увеличивается.
При такой третьей септиме положение диафрагмы самое низкое, количество воздуха самое большое, гортань опущена низко и напряжение голосовых связок самое сильное.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 347;