Понятие о pipe. Системный вызов pipe()
Наиболее простым способом для передачи информации с помощью потоковой модели между различными процессами или даже внутри одного процесса в операционной системе UNIX является pipe (канал, труба, конвейер).
Важное отличие pip’a от файла заключается в том, что прочитанная информация немедленно удаляется из него и не может быть прочитана повторно.
Pipe можно представить себе в виде трубы ограниченной емкости, расположенной внутри адресного пространства операционной системы, доступ к входному и выходному отверстию которой осуществляется с помощью системных вызовов. В действительности pipe представляет собой область памяти, недоступную пользовательским процессам напрямую, зачастую организованную в виде кольцевого буфера (хотя существуют и другие виды организации). По буферу при операциях чтения и записи перемещаются два указателя, соответствующие входному и выходному потокам. При этом выходной указатель никогда не может перегнать входной и наоборот. Для создания нового экземпляра такого кольцевого буфера внутри операционной системы используется системный вызов pipe(}.
Понятно, что если бы все достоинство pip'oB сводилось к замене функции копирования из памяти в память внутри одного процесса на пересылку информации через операционную систему, то овчинка не стоила бы выделки. Однако таблица открытых файлов наследуется процессом-ребенком при порождении нового процесса системным вызовом fork () и входит в состав неизменяемой части системного контекста процесса при системном вызове ехес () (за исключением тех потоков данных, для файловых дескрипторов которых был специальными средствами выставлен признак, побуждающий операционную систему закрыть их при выполнении ехес (), однако их рассмотрение выходит за рамки нашего курса). Это обстоятельство позволяет организовать передачу информации через pipe между родственными процессами, имеющими общего прародителя, создавшего pipe.
двунаправленной связи между родственными процессами через pipe
Pipe служит для организации однонаправленной или симплексной связи. Если бы в предыдущем примере мы попытались организовать через pipe двустороннюю связь, когда процесс-родитель пишет информацию в pipe, предполагая, что ее получит процесс-ребенок, а затем читает информацию из pipe, предполагая, что ее записал порожденный процесс, то могла бы возникнуть ситуация, в которой процесс-родитель прочитал бы собственную информацию, а процесс-ребенок не получил бы ничего. Для использования одного pipe в двух направлениях необходимы специальные средства синхронизации процессов
Более простой способ организации двунаправленной связи между родственными процессами заключается в использовании двух pipe
Для передачи информации от одного процесса к другому требуется, как минимум, две операции копирования данных: первый раз — из адресного пространства передающего процесса в системный буфер, второй раз — из системного буфера в адресное пространство принимающего процесса.
• Процессы, обменивающиеся информацией, должны одновременно существовать в вычислительной системе. Нельзя записать информацию в поток с помощью одного процесса, завершить его, а затем, через некоторое время, запустить другой процесс и прочитать записанную информацию.
Разделяемая память
Для создания области разделяемой памяти с определенным ключом или доступа по ключу к уже существующей области применяется системный вызов shmget (). Существует два варианта его использования для создания новой области разделяемой памяти:
Стандартный способ. В качестве значения ключа системному вызову поставляется значение, сформированное функцией ftok() для некоторого имени файла
Нестандартный способ. В качестве значения ключа указывается специальное значение IPC_PRIVATE.
Доступ к созданной области разделяемой памяти в дальнейшем обеспечивается ее дескриптором, который вернет системный вызов shmget (). Доступ к уже существующей области также может осуществляться двумя способами:
• Если мы знаем ее ключ, то, используя вызов shmget ( ), можем получить ее дескриптор.
• Либо мы можем воспользоваться тем, что дескриптор System V IPC действителен в рамках всей операционной системы, и передать его значение от процесса, создавшего разделяемую память, текущему процессу. Отметим, что при создании разделяемой памяти с помощью значения ipc_private — это единственно возможный способ.
• После получения дескриптора необходимо включить область разделяемой памяти в адресное пространство текущего процесса. Это осуществляется с помощью системного вызова shmat (). При нормальном завершении он вернет адрес разделяемой памяти в адресном пространстве текущего процесса. Дальнейший доступ к этой памяти осуществляется с помощью обычных средств языка программирования.
• После окончания использования разделяемой памяти процесс может уменьшить размер своего адресного пространства, исключив из него эту область с помощью системного вызова shmdt (). Отметим, что в качестве параметра системный вызов shmdt () требует адрес начала области разделяемой памяти в адресном пространстве процесса, т. е. значение, которое вернул системный вызов shmat (), поэтому данное значение следует сохранять на протяжении всего времени использования разделяемой памяти.
Сигналы
Сигналы — одно из традиционных средств межпроцессного взаимодействия в UNIX. Сигнал может быть отправлен процессу операционной системой или другим процессом. Операционная система использует сигналы для доставки процессу уведомлений об ошибках и неправильном поведении.
При получении сигнала исполнение процесса приостанавливается и запускается специальная подпрограмма — обработчик сигнала. Обработчики сигналов могут быть явно определены в исходном тексте исполняемой программы, если же они отсутствуют, используется стандартный обработчик, определённый операционной системой.
У сигнала есть только одна характеристика, несущая информацию — его номер (целое число). Иначе говоря, сигналы — это заранее определённый и пронумерованный список сообщений. Для удобства использования каждый сигнал имеет сокращённое буквенное имя. Список сигналов и их имён стандартизован и практически не отличается в различных версиях UNIX. Для отправки сигналов процессам используется специальный системный вызов kill и одноимённая ему пользовательская утилита. Стандарт POSIX определяет 28 сигналов, вот несколько примеров:
§ SIGINT (2) — Сигнал передается активному приложению при нажатии сочетания Ctrl+C, по умолчанию завершает процесс.
§ SIGKILL (9) — Сигнал аварийного завершения процесса. По этому сигналу процесс завершается немедленно — без освобождения ресурсов. Этот сигнал не может быть перехвачен, заблокирован или переопределён самим процессом, всегда используется стандартный обработчик опрационной системы. Этот сигнал используется для гарантированного завершения процесса.
§ SIGTERM (15) — Сигнал завершения процесса, как правило используется для корректного завершения его работы.
§ SIGUSR1 (10) и SIGUSR2 (12) — Зарезервированные сигналы под нужды программистов.
Сигналы являются ограниченным средством межпроцесснного обмена. Они прекрасно подходят для уведомлений, но не могут использоваться для передачи информации между процессами. Сигналы передаются без каких-либо сопутствующих данных, поэтому они обычно комбинируются с другими способами обмена.
Каналы
Канал — поток данных между двумя или несколькими процессами, имеющий интерфейс, аналогичный чтению или записи в файл. Каналы бывают одно- и двунаправленными. В UNIX каналы, как и многие другие системные объекты, представлены в виде файлов, вся работа с ними производится через базовый файловый интерфейс — открытие и закрытие файла, чтение и запись данных и т. п. В этом смысле каналы можно представлять в виде специализированных файлов, которые не хранят информацию, а лишь накапливают её до следующей операции чтения из канала другим процессом, образуя очередь.
По умолчанию в UNIX каждому процессу при запуске ставится в соответствие три открытых файла: стандартного ввода, стандартного вывода и стандартного вывода для ошибок. С помощью средств командной строки такие потоки для разных процессов могут быть объединены так, что, к примеру, вывод одного процесса будет подаваться на ввод другого. То есть процесс работает с тремя потоками данных одинаково вне зависимости от того, обычные это файлы или же кананлы. В более общем смысле такие потоки называют неименованными каналами. Канал создаётся по запросу и существует только в ходе работы двух процессов, другие процессы в системе не могут обратиться к этому каналу. Если процесс на одной из сторон канала завершается и закрывает канал, другому процессу посылается специальный сигнал — SIGPIPE.
Другой вид каналов в UNIX — именованные каналы — представляют собой особый тип файлов. Эти файлы располагаются в файловой системе и могут быть открыты любым процессом. Одни процессы записывают данные в канал, другие — читают из него, данные продвигаются по каналу в порядке очереди (FIFO).
Каналы широко используются в UNIX, как при запуске программ в командной строке, так и при взаимодействии системных процессов. Главное достоинство каналов — простота и удобство использования привычного файлового интерфейса. С другой стороны, данные в каналах передаются в одном направлении и последовательно, что ограничивает сферу применения каналов.
Вызов POSIX — pipe().
Разделяемая память
Самый простой способ «обойти» разделение виртуальных пространств процессов — использование разделяемой памяти. Это специальный механизм, с помощью которого средствами операционной системы два процесса могут обращаться к общему участку физической памяти — каждый через свое адресное пространство.
Для операционной системы этот способ является наиболее простым — ведь все страницы виртуальной памяти процессов в любом случае проецируются на какую-то область физической памяти — так почему бы на ту же область не проецировать часть адресного пространства другого процесса? Самое важное, что такое взаимодействие не требует каких-либо накладных расходов, процессы обмениваются информацией со скоростью обращения к памяти.
Однако для пользователя такой способ межпроцессного взаимодействия является труднодоступным. Во-первых, программы, взаимодействующие таким образом, должны изначально содержать соответствующий код — с помощью специальных системных вызовов обе программы должны обозначить участки своих адресных пространств, предназначенные для обмена информацией. Другая сложность состоит в том, что разделяемая память сама по себе не содержит средств синхронизации, программы должны согласованно изменять общий участок памяти, чтобы не испортить данные; обычно для этих целей применяются семафоры и аналогичные механизмы синхронизации. Эту проблему мы осветим чуть ниже.
Таким образом, разделяемая память — наиболее быстрый способ обмена, но при этом малопригодный для широкого использования. Обычная сфера применения разделяемой памяти — специализированные высокопроизводительные программы. Стоит также обратить внимание на явную аналогию разделяемой памяти и исполнения множества потоков в рамках одного процесса — в UNIX эти инструменты построения программ используются редко и только в связи с высокопроизводительными вычислениями и вводом-выводом.
Вызовы POSIX — shmem(), mmap().
Семафоры
Одним из первых механизмов, предложенных для синхронизации поведения процессов, стали семафоры, концепцию которых описал Дейкстра (Dijkstra) в 1965 году.
Дейкстра предложил две операции, down и up. Операция down сравнивает значение семафора с нулем. Если значение семафора больше нуля, операция down уменьшает его и просто возвращает управление. Если значение семафора равно нулю, процедура down не возвращает управление процессу, а процесс переводится в состояние ожидания. Все операции проверки значения семафора, его изменения и перевода процесса в состояние ожидания выполняются как единое и неделимое элементарное действие. Тем самым гарантируется, что после начала операции ни один процесс не получит доступа к семафору до окончания или блокирования операции. Атомарность операции чрезвычайно важна для разрешения проблемы синхронизации и предотвращения состояния состязания.
Операция up увеличивает значение семафора. Если с этим семафором связаны один или несколько ожидающих процессов, которые не могут завершить более раннюю операцию down, один из них выбирается системой (например, случайным образом) и ему разрешается завершить свою операцию down. Таким образом, после операции up, примененной к семафору, связанному с несколькими ожидающими процессами, значение семафора так и останется равным 0, но число ожидающих процессов уменьшится на единицу. Операция увеличения значения семафора и активизации процесса тоже неделима. Ни один процесс не может быть блокирован во время выполнения операции up, как ни один процесс не мог быть блокирован во время выполнения операции wakeup в предыдущей модели.
Сокеты (sockets)
Это очень важная технология, т.к. именно она отвечает за обмен данными в Интернет. Сокеты также часто используются в крупных ЛВС. Взаимодействие происходит через т.н. разъемы-"сокеты", которые представляют собой абстракцию конечных точек коммуникационной линии, соединяющей два приложения. С этими объектами программа и должна работать, например, ждать соединения, посылать данные и т.д. В Windows входит достаточно мощный API для работы с сокетами.
Дата добавления: 2017-06-13; просмотров: 3938;