Историческая справка развития операционных систем- Unix
Операционная система (ОС) – специальный уровень программного обеспечения, управляющий с одной стороны оборудованием или техническими средствами (ТС), а с другой предоставляющий пользователям или программным средствам (ПС) оптимальные условия работы [1]. Расположение ОС между оборудованием и программами делает её уникальным предметом исследования, поскольку именно от нее зависит, насколько будет надежна, производительна и проста в управлении вычислительная система.
Эволюция операционных систем напоминает хороший детектив, в котором неожиданные идеи или «воля случая» позволяли добиваться удивительных успехов и признания обществом. Поэтому, вместо вступления, хочется рассказать небольшую в историческом смысле, но очень насыщенную событиями историю появления, создания и развития современных ОС.
Все началось с появления UNIX в далеком 1965 году. Подразделение телефонной компании AT&T Bell Telephone Laboratories, совместно с General Electric Company и Массачусетским технологическим институтом начали разрабатывать программную среду, названную MULTICS (Multiplexed Information and Computing Service). Целью проекта было создание многопользовательской операционной системы, способно обеспечить одновременную работу нескольких сотен пользователей. Основная идея разработки была в том, чтобы подобно электроэнергии, предоставлять жителям Бостона вычислительные ресурсы единого суперкомпьютера. Но MULTICS так и не суждено было реализоваться, поскольку в 1969 году Bell Labs вышла из проекта, а затем General Electric сменила направление своего бизнеса, переключившись с компьютеров на бытовую электронику.
Однако работы не были полностью прекращены, поскольку часть специалистов Bell Labs, принимавших участие в проекте продолжили работу. Толчком для продолжения работ стало желание Кена Томпсона (Ken Tompson) и Дэнниса Ритчи (Dennis Ritchie) написать многопользовательскую игру в жанре Звездных войн. Вместо этого, используя идеи и разработки Bell, в 1969 году они создали небольшую операционную систему, получившую название UNIX. Изначально предполагалась аббревиатура UNICS (UNiplexed Information and Computing Service). Название было придумано Брайаном Керниганом (Brian Kernigan), как созвучное с MULTICS). Но кто-то, шутки ради, заменил окончание. Так она и вошла в историю. Система была целиком написана на Ассемблере и применялась на компьютере PDP-7. В 1971 году UNIX была переписана под более мощный компьютер PDP-11, для использования в патентном отделе Bell Labs.
Надо отменить, что возможно UNIX никогда не покинул стен Bell Labs, если бы не «его величество» случай. При эксплуатации UNIX, потребовался компилятор для широко используемого в то время языка программирования FORTRAN. Кен Томпсон начал работу над таким компилятором, но в результате он разработал абсолютно новый язык программирования, названный им В, очевидно как продолжение Ассемблера (A). В дальнейшем, усилиями Денниса Ритчи, язык программирования B был переработал в язык С.
Отличительной особенностью программирования на С, стала возможность использование библиотек и генерация исполняемых файлов. Другими словами, в код разрабатываемой программы можно было вставлять фрагменты уже написанных ранее программ. Эти программы хранились в библиотеках в виде функций. Идея использования библиотек существенно упростила написание программ. Кроме этого появилась возможность переноса программ с одной аппаратной платформы на другую (портабельность программ). Для этого достаточно было переписать библиотеки под новый тип оборудования. Исполняемые файлы позволили ускорить работу программ, поскольку сразу загружали в память машинный код, понятный данному типу оборудования. Это был серьезный прорыв, как в программировании, так и в развитии операционных систем. Создание языка С стало основой успеха UNIX.
Рис.1 Историческое дерево развития операционных систем
В 1973 году ядро UNIX было полностью переписано на C, что позволяло за считанные месяцы переносить UNIX с одной аппаратной платформы на другую и достаточно легко вносить в нее серьезные изменения и дополнения. Эта особенность и свободный доступ к исходным кодам ОС UNIX, сделала её чрезвычайно популярной. Свободная реализация ОС UNIX (Version 4) стала родоначальником огромного класса UNIX подобных систем. Фирма AT&T (наследник Bell) не поддерживала UNIX и предоставляла лицензию на использование ее кода бесплатно. Одним из первых лицензию на использование кода UNIX от AT&T получил университет Berkley. На основе этого кода была создана отдельная ветвь UNIX-подобной ОС - Berkley Software Distribution (BSD).
Таким образом, к 1977 году основными направлениями развития ОС UNIX стали две ветви: - семейство коммерческих операционных систем, построенных на UNIX фирмы AT&T (Version 7) и бесплатная операционная система BSD. Сама же классическая UNIX, закончила свое существование в 1990 году, после выхода UNIX (Version 10), уступив место более прогрессивным ОС. Код оригинальной UNIX (Version 10) был продан компании Novell.
Спохватившись в 1979 году, фирма AT&T закрыла исходный код UNIX (Version 7) лицензией. Этим она с одной стороны полностью уничтожила небольшие фирмы, пытающиеся создать свои клоны UNIX, а с другой стороны получила практически даром (за лицензию на использование кода UNIX) наработки своих прямых конкурентов по разработке операционных систем, таких как PWB, TS, CB UNIX, 32V и других. Ветвь AT&T сформировала большинство коммерческих UNIX-подобных операционных систем.
В 1982 году выходит в свет коммерческая версия UNIX от AT&T - System III, вобравшая в себя большинство наработок, полученных за счет предоставления лицензий на исходный код UNIX. В 1983 году AT&T выпускает System V, которая становится новой основной версией UNIX от AT&T. В 1987г. она же лицензирует само слово UNIX, что приводит к первым UNIX-войнам.
С другой стороны сторонники Berkley Software Distribution (BSD) – продолжили развитие бесплатной UNIX-подобной операционной системы. Чтобы сохранить лицензионную чистоту, преподаватели и студенты университета Berkley полностью переписывают код BSD. После объявления AT&T о необходимости покупки лицензии на использование оригинального кода UNIX, появляется 2BSD, полностью переписанная и по-прежнему свободная ОС. Правда ошибок в ней было огромное количество, поэтому в этот период 2BSD рассматривалась, прежде всего, как учебная операционная система.
Возможно, со временем, UNIX BSD, как большинство «академических» операционных систем могла бы постепенно угаснуть, но в 1979 году на неё обратили внимание военные. Их устраивала открытость кода, быстрая переносимость BSD на новое оборудование и надежность. Она стала первой операционной системой, для компьютеров VAX, самых мощных компьютерах того времени.
Важным для развития ветви UNIX BSD стал 1981 год, когда по заказу отдела перспективных исследовательский проектов (DARPA) министерства обороны США в 4.2 BSD была выполнена работа по поддержке сетевых протоколов TCP/IP. Именно на 4.2 BSD, выпущенной в 1983 году, впервые появилась поддержка сетевого протокола TCP/IP и сетевых сервисов. Эти разработки способствовали развитию информационных сетей и привели к созданию современного Интернета.
Естественно, что UNIX BSD в 80-х годах пользовалась большой популярностью, к тому же сетевые разработки университета Berkley были общедоступны, в отличие от коммерческих решений AT&T. BSD стала стремительно развиваться. Однако большое количество нововведений привело к появлению ряда ошибок и проблемам с её быстродействием. Сообщество BSD раскололось на несколько направлений (NetBSD, OpenBSD, 386BSD, BSD/OS, Демос и т.д.) В 1986 году была выпущена версия 4.3 BSD, ставшая основой для создания новой основной ветви UNIX BSD - 4.4 FreeBSD.
Оценив возможности Интернет, в мае 1988 года ряд компаний, использующих клоны UNIX AT&T, среди которых были Apollo, Bull, HP, IBM, Siemens и т.д., учредили фонд открытых систем OSF (Open Software Foundation). Официально эта организация предназначалась для разработки и распространения открытых программных систем. Однако основная идея фонда состояла в том, чтобы бесплатно привлечь программистов к разработкам приложений под коммерческие операционные системы на основе UNIX AT&T. Но, поскольку каждая из компаний хотела развивать именно свою операционную систему, между участниками возник раскол.
Фирма IBM, как самый представительный участник OSF, предложил свою ОС AIX, как основную платформу для будущих разработок. Это не понравилось концерну AT&T и в результате AT&T, Sun, UNISYS, XEROX и др. создали в марте 1989 г. конкурирующую организацию UNIX International (UI), основной платформой которой стала ОС SystemV R4. Несовместимость продуктов OSF и UI стала началом UNIX-войн и крахом этой гениальной идеи.
80-е годы запомнились не только появлением UNIX с поддержкой TCP/IP и расколом ветви UNIX AT&T. 25 августа 1980 года на рынок операционных систем вышла фирма Microsoft. Первоначально, компания Билла Гейтса именовалась Traf-o-Data и занималась программированием дорожных счетчиков, но потом, глядя на набирающую успех компанию Apple, им была создана Micro-soft, переименованная в последствии в Microsoft, со своей операционной системой XENIX для процессора Intel 80x86. Эта была одна из ветвей UNIX AT&T, разработанная Microsoft совместно с Santa Cruz Operation (SCO). Система работала с 256 кб RAM и требовала наличие жесткого диска. Кроме этого фирма Microsoft разрабатывала свой язык программирования Basic.
В общем, начало не самое примечательное, но очень удачно стечение обстоятельств, позволило Microsoft не только выжить в это смутное время, но и стать самым узнаваемым брендом в мире. В этот период фирма IBM решила предложить миру устройство под названием персональный компьютер (IBM-PC) с процессором Intel 8083 (8086). Если учесть, что его стоимость оценивалась около 10.000$, можно понять пессимизм менеджеров компании в успехе IBM-PC. Чтобы как-то снизить расходы на производство фирма IBM открыла архитектуру PC сторонним разработчикам, что позволило им в дальнейшем создавать собственные персональные компьютеры и комплектующие. Благодаря открытости архитектуры – производство PC стало стремительно увеличиваться, а стоимость соответственно падать.
С другой стороны IBM искала недорогую операционную систему, способную работать на IBM-PC. Разрабатываемая самой IBM операционная система AIX на базе коммерческого кода UNIX AT&T, была непомерно тяжелой и дорогой. Трудно сказать, с кем ещё фирма IBM вела переговоры, но в конце она приняла предложение Microsoft. И основной причиной этому послужило заманчивое предложение Била Гейтса. Оно заключалось в том, что саму операционную систему, названную в последствие MS DOS, компания Microsoft не продает, но разрешает устанавливать её копию на IBM-PC, всего за 1$ на каждый собранный компьютер. Идея была элегантная и долговечная: получать деньги за операционную систему не в тот момент, когда пользователь пришел за ней в магазин, а еще до того, как продадут компьютер, на котором эта система будет установлена. Эта идея называлась - «лицензированием компьютера». Производитель компьютеров покупал лицензию на каждый собранный процессор. Цена лицензии входила в закупочную цену, которую платил конечный пользователь. Проблема выбора для пользователя снималась автоматически: он покупал компьютер с предустановленной операционной системой. Так за пять лет MS DOS захватила 79% рынка операционных систем для IBM-совместимых компьютеров. Идея лицензирования компьютеров, сделала Била Гейтса миллиардером.
Стоить упомянуть, что первоначально показанная представителям IBM ОС, работающая на IBM-PC, не была собственностью Microsoft. Эта была быстро доработанная система QDOS (Quick and Dirty Operation System – быстрая и грязная операционная система) Тима Палерсона. После того, как контракт с корпорацией IBM был подписан – Бил Гейтс одолжил 50.000$ и выкупил у него все права на QDOS. На персональном компьютере она появилась как MS DOS. Первая версия MS DOS содержала множество ошибок, которые пришлось исправлять программистам IBM. В результате IBM создал свою, более надежную версию DOS, названную PC-DOS. Позже эти ОС объединились.
После появления в 1984 году графической операционной системы от компании Apple, Microsoft попыталась создать собственную графическую систему на базе MS DOS. Однако, показанная 20 ноября 1987 года ОС Windows 1.0, не только полностью копировала интерфейс OC Apple (в связи с чем, между ними возникли первые судебные разбирательства), но и не поддерживала многозадачности.
Параллельно с разработкой своей ОС Windows, корпорация Microsoft активно участвовала в разработке новой многозадачной ОС от IBM - OS/2. Ядро OS/2 использовала защищенный режим и позволяла запускать виртуальные DOS и Windows машины, через специальную подсистему Win32. В 1994 году IBM принимает решение перевести OS/2 на платформу PowerPC. Microsoft, не согласная с таким решением, начинает переделку OS/2 в MS Windows NT. Добавив в ядро OS/2 свой графический драйвер и запустив через Win32 графическую оболочку Windows, корпорация Microsoft, впервые получила столь надежную систему, что смогла сделать рывок в сегмент серверов. Появление Microsoft на рынке серверов вызвала панику среди производителей серверных UNIX и DOS подобных систем. Так SUN , не выдержав конкуренции с Microsoft, создает в 1995 году бесплатную ОС OpenSolaris, поддержку которой предлагает вести сообществу Интернет, а Novell продает свои наработки фирме SCO.
История SCO
Появившаяся, в начале 80-х годов, компания SCO сразу заняла агрессивную политику продвижения на рынок серверов на основе процессоров Intel. Купив лицензию на использование кода OC SystemV R3.2 (AT&T) и ОС Xenix (Microsoft), компания SCO создает операционную систему SCO UNIX, с поддержкой MS DOS и MS Windows. Благодаря энергичной рекламе, описывающей новую операционную систему как наиболее выгодную серверную ОС для малых и средних предприятий, SCO UNIX достаточно быстро становится популярной в банковском секторе и в государственных учреждениях. С 1990 года SCO начинает активно вытеснять компании Novell и SUN с рынка серверов. Стараясь захватить лидерство в сегменте серверов, SCO Group покупает в 1993г. лицензию на использование кода ОС UnixWare у корпорации Novell и создает SCO OpenServer (позднее SCO UnixWare). Но объективно, SCO существенно уступает новому фавориту сегмента серверов ОС Linux, а после появления Windows NT начинает нести убытки.
В 1995 году SCO выкупает все права на оригинальный код UNIX (version 10), получив, таким образом, все права на «классический» код OC UNIX и начинает активно противодействовать распространению OC Linux. Созданная для этого SCO Group требует от создателя Linux – Линуса Товальдса купить лицензию на использование классического кода UNIX. В ответ на угрозы судебного разбирательства, Линус полностью переписывает спорные участки кода Linux. В 2003 году компания SCO Group обвиняет корпорацию IBM в незаконном использовании кода UNIX, в разработках на базе ОС Linux. Реально SCO Group даже не надеялась на победу в этом судебном деле. Основной удар предназначался небольшим компаниям, использующим Linux, которые боясь быть втянутыми в судебные разбирательства, и готовы были платить. SCO Group рассылает официальные письма нескольким крупным компаниям с требованием купить лицензию на использование ОС Linux (именно Linux!), предупреждая, что следующими после IBM будут они. Корпорация Microsoft, которой Linux тоже начинает наступать на пятки, поддерживает «законные» требования SCO и даже предоставляет своих адвокатов. Судебные разбирательства продолжаются около 4 лет и проигрывается. SCO Group объявляет себя банкротом в 2007 году. Её остатки покупает компания SUN.
История Linux
Появившись в начале 90-х годов, ОС Linux вызвала огромный интерес среди разработчиков и программистов. ОС Linux, построенная на принципах «академической» операционной системы MINIX, представляла собой небольшую свободно распространяемую операционную систему для компьютеров на основе процессора Intel 80386. Главным её отличием было в том, что разработку ядра системы вел и продолжает вести один человек – Линус Товальдс. После распада BSD и войны между OSF и UI, Linux оказался единственной ОС, изменения в которой подчинялись строгой организации. Таким образом, программа, написанная в одном из дистрибутивов Linux, без изменений работала на всех остальных. Соответственно, не было параллельных разработок и конфликтующих друг с другом ответвлений. Это стало основой успеха Linux. Идея OSF реализовалась именно в Linux. Тысячи программистов всего мира бесплатно участвуют в её развитии.
История Apple
И конечно, нельзя не упомянуть о создании и развитии ОС от компании Apple. В отличие от Била Гейтса, Стив Джобс и Стив Возняк, в 1976 создавали фирму Apple Computers (Apple) именно для производства компьютеров. Оба Стива верили, что смогут создать компьютер, на котором будет не только удобно, но и приятно работать. Компьютеры Apple I, а затем Apple II обладали качеством, которое определило их популярность вплоть до 1990 года. Это была возможность самостоятельно перестройки компьютера. Идея создания слотов расширения, в которые конечный пользователь, по своему вкусу, мог установить нужные ему устройства, снизила стоимость базовой системы и сделала Apple I/II самой массовым компьютером в 80-х годах. Превосходный дизайн и качество отделки сделали компьютеры от Apple элитарным. Подобно автомобилям Porsche или Bugatti он стал неотъемлемой частью имиджа преуспевающего бизнесмена, политика или журналиста.
Естественно, что для компьютера Apple нужна была операционная система. И на ранней стадии это была Apple DOS, предустановленная на все компьютеры Apple I/II. Её основным отличием была изначальная поддержка цвета, звука и возможность создавать файлы с именем длиной до 30 символов. Кроме этого, ОС Apple DOS полностью загружалась в оперативную память, после чего можно было извлечь загрузочную дискету и вставить дискету с данными. Таким образом, данные и операционная система были разделены, что увеличивала удобство работы и безопасность данных. В дальнейшем, благодаря легендарной экскурсии в лабораторию Xerox, компания Apple создает первую графическую многозадачную операционную систему Apple Macintosh, основанную на коде BSD и XEROX. Идея – полного контроля аппаратной и программной составляющей позволила Apple достаточно успешно конкурировать с Microsoft, поскольку Apple смогла предоставить конечному пользователю полный пакет услуг по поддержке, от технической аппаратуры до программного обеспечения.
Рассказанная история имеет целью показать, что практически все современные операционные системы связаны между собой, имеют общие структурные решения, общие принципы построения. Понимание архитектуры конкретной ОС позволяет выявлять её преимущества и недостатки, но понимание основ работы ОС позволяет предвидеть успех или неудачу применения той или иной реализации. Классическим примером такого предвиденья служит спор в начале 90-х годов между Линусом Товальдсом и Эндрью Таненбаумом. Таненбаум настоятельно рекомендовал построить ядро Linux на основе микроядра и подключаемых модулей, но Линус сделал его монолитным. В результате ядро первых версий Linux стало раздуваться за счет драйверов, его конфигурация стала сложной, а ошибки в одном из добавляемых драйверов приводили к отказу всей системы. Со второй версии ядро Linux стало более походить на то, что в самом начале предлагал Таненбаум. Появились подгружаемые модули и невыгружаемое ядро (микро ядро).
История MS Windows
История Microsoft началась с покупки Биллом Гейтсом у Seattle Computer Products (Тима Палерсона) первой версии DOS за 50.000$ и собственной разработки Билла Гейтса языка программирования BASIC. Эта покупка обеспечила Microsoft контракт с IBM на её первых персональных компьютерах IBM-PC с процессором Intel 8083 (8086).
В 1980г, после посещения исследовательского центра Xerox PARC Билл Гейтс решил сделать ставку не графическую оболочку, предоставляющую разработчикам стандартные средства для создания интерфейса. К слову сказать, в то же время центр Xerox посетил и Стив Джобс (основатель Apple).
В начале работы над Windows программистам из Microsoft был доступен лишь компьютер класса XT с процессором 8088 и максимальным объёмом памяти в 640 KB. Реальным же быль объём в 256 КВ, 2 дисковода на 360 КВ (жёсткий диск в те времена был слишком дорогой роскошью) и видеоадаптер CGA. Первые сведения о разработке Windows историки относят к 1983 году. А уже в ноябре 1984 года Microsoft дала первую отсрочку поставке, перенеся её на июнь 1985 года. Но и к этой дате работы над первой версией Windows не завершились. Официально днем рождения Windows можно считать выставку Comdex, проходившую в ноябре 1985 года в Лас-Вегасе, на которой пресс-конференция Microsoft плавно перетекла в презентацию нового продукта Microsoft Windows 1.0.
Первая версия Windows даже по тем меркам выглядела слабо: окна на экране, в отличии от операционной системы в среде Mac и графической оболочки GEM фирмы Digital Research, не перекрывались, программа работала безумно медленно, а модуль управления файлами MS DOS Executive вообще работал в текстовом режиме. Однако при всём при этом Windows требовалось всего лишь 256 КВ памяти и 2 дисковода.
Производительность версии 1.3 была значительно повышена за счёт поддержки расширенной памяти (LIM), спецификация которой была изначально разработана для работы Lotus 1-2-3. Windows 1.3 могла своповать код и данные в расширенную память, но задача при этом могла выполняться только на 640 КВ стандартной памяти. В это же время для Windows был переписан Aldus PageMaker 1.0 и графический пакет In-A-Vision фирмы Micrografx.
Windows 2.0 вышла в 1987 году. Тогда-то и появились кнопки максимизации и минимизации и перекрывающиеся окна (вечный спор Microsoft и Apple). Кроме того быль введён протокол динамического обмена данными (DDE).
В 1988 году Windows была разделена на 2 части: Windows/286 и Windows/386. Первая из них использовала протокол EMS 4.0, а вторая использовала виртуальную память и V86-й режим процессора. Однако производительность системы всё еще оставляла желать лучшего.
Появление в мае 1990 года Windows 3.0 ознаменовало новую эру программного обеспечения персоналок. Windows 3.0 поддерживала Protected mode 286/386 и предлагала задачам до 16МВ непрерывной памяти, а так же псевдомногозадачность и выполнение DOS-программ в окне. Появились и всеми любимые Program Manager, File Manager, Control Panel и полосы прокрутки с кнопками. И всё это работало в графическом режиме! Возможность адресации большего объёма памяти позволила Windows работать значительно быстрее. И фирмы-производители ринулись на этот рынок. В Windows переносилось всё подряд: от текстовых процессоров до игр. Однако UAE - знаменитые системные ошибки - могли даже самого терпеливого и преданного пользователя довести до белого каления.
Решение этих проблем привело к созданию Windows 3.1, которая сначала задумывалась лишь как небольшое улучшение версии 3.0, но в конце концов привело к созданию совершенно самостоятельного продукта, с которым мы все в настоящий момент и общаемся. В Windows 3.1 был введён протокол OLE, а так же были предоставлены новые средства для разработчика, в частности был документирован протокол Drag-&-Drop, введены панели диалога общего назначения и многое другое.
Внезапный, казалось бы, успех Windows 3.0 был на самом деле обусловлен целым рядом факторов. Именно в это время компьютеры, построенные на базе процессора Intel 386, на глазах становились всё доступней. К моменту выхода Windows версии 3.1 компьютеры с 386 процессором использовались уже практически повсеместно. Они обеспечивали хорошую производительность и были той платформой, на которой Windows могла работать эффективно. Не менее важным фактором явилось и то, что объём оперативной памяти, а также качество и производительность видеосистем в конце концов стали соответствовать требованиям, которые предъявляла к ним Windows. Как только аппаратные средства смогли обеспечить должный уровень производительности, достоинства графического интерфейса мгновенно стали очевидны для огромного числа пользователей.
Микрософт давным-давно оценила все преимущества Windows, однако до выхода Windows 3.0 пользователям было доступно лишь весьма ограниченное число качественных приложений Windows. Бывали случаи, когда сомнения возникали даже среди членов группы разработки прикладного программного обеспечения самой Микрософт - а разумно ли делать ставку на Windows?
Windows 3.0 резко изменила отношение к себе, и не прошло нескольких месяцев с момента её выхода, как количество поддерживающих Windows программных продуктов резко увеличилось. Разработчики программного обеспечения уже не задавались вопросом, а стоит ли писать версии своих продуктов для Windows, теперь вопрос стоял в том, как быстро они смогут выпустить новый продукт на рынок.
Именно на этом этапе и было объявлено о создании Windows 95. При этом у команды разработчиков не было никаких сомнений в том, что с Windows 95 всё будет по-другому. Слишком были велики ожидания пользователей. Можно было бы не сомневаться в том, что новые возможности все до единой будут тщательно опробованы, исследованы, обсуждены и раскритикованы. Windows 95 должна была стать самой лучшей из всех версий Windows, и цели, которые перед собой ставила команда разработчиков, вполне соответствовали необходимости обеспечить самые серьёзные улучшения продукта.
Учитывая, что к середине 1993 года объём продаж текущей версии Windows достиг одного миллиона копий в месяц, любые новые версии продукта должны быть абсолютно надёжными.
Поэтому основная задача при разработке и создании Windows ставилась так: новый продукт должен был сочетать в себе новые восхитительные возможности и абсолютную надёжность - ну и, само собой, разумеется, разработать такой продукт надо было быстро. При этом надо отдавать себе отчет в том, что любая команда разработчиков неизбежно сталкивается с необходимостью корректировки таких целей, как бы прекрасны они не были, в соответствии с конкретными условиями. В этом смысле не стала исключением и Windows 95.
Руководство Xerox считало Alto абсолютно бесперспективной разработкой. О, как они заблуждались! Стив Джобс, приехавший на экскурсию в Xerox PARC в 1979 году, быстро понял, что перед ним технология, способная изменить мир и сделать компьютер действительно персональным. Переманив ведущих инженеров Alto в Apple, он дал им возможность максимально полно реализовать свои идеи — а что еще нужно творческим людям! В результате первый в мире компьютер с графическим интерфейсом запустила в промышленное производство именно Apple. Кстати, когда Джобс после выхода Windows 1.0 обвинил Гейтса в плагиате, Билл дал ему совершенно потрясающий ответ, который в оригинале звучал так:
«No, Steve, I think its more like we both have a rich neighbor named Xerox, and you broke in to steal the TV set, and you found out I'd been there first, and you said. "Hey that's no fair! I wanted to steal the TV set!"»
В вольном переводе это «письмо турецкому султану» гласит:
«Нет, Стив, мне кажется, что у нас обоих есть богатый соседушка по имени Ксерокс, и ты вломился к нему, чтобы украсть телевизор и вдруг обнаружил, что я сделал это раньше, а теперь кричишь: "Это нечестно! Я первый хотел украсть телевизор!"»
Истинного успеха Microsoft смогла после реализации грандиозного проекта Windows NT. ОС Windows NT (New Technology) - новая 32-разрядная ОС, совместимая с предшествующими версиями Windows по интерфейсу. Работу над созданием системы возглавил Дэвид Катлер, один из ключевых разработчиков ОС VAX VMS. Ряд идей системы VMS присутствует в NT (см рис.1).
Рис.2 Сравнение архитектур ОС VAX/VMS и Windows NT
Заметна преемственность в системе управления большим адресным пространством и резидентным множеством процессов, в системе приоритетов обычных процессов и процессов реального времени, в средствах синхронизации и т.д. Вместе с тем Windows NT - это совершенно новый амбициозный проект разработки системы с учетом новейших достижений в области архитектуры микроядра. Первая версия, названная Windows NT 3.1 для соответствия популярной Windows 3.1, была выпущена в 1993 г. Коммерческого успеха добилась версия Windows NT 4.0, заимствовавшая графический интерфейс Windows 95.
Дата добавления: 2017-06-13; просмотров: 2865;