Медицинского характера


Принудительные меры медицинского характерапредставляют собой не являющиеся наказанием, но предусмотренные уголовным законом меры, применяемые судом к душевнобольным, совершившим общест­венно опасное деяние в состоянии невменяемости, и к лицам, совер­шившим преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора или во время отбывания наказания заболевшим психи­ческой болезнью, лишающей их возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими.

Раздел VI УК РФ, детально ре­гулирует основания, цели, виды принудительных мер медицинского характера, основания их продления изменения, прекращения и уго­ловно-правовое значение соответствующих решений. При этом поня­тия «невменяемость» и «ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость» используются в точном соответствии с содержанием этих понятий в главе 4: «Лица, подлежащие уголовной ответственности».

При возникновении по делу, находящемуся в производстве сле­дователя или суда, необходимости в неотложной психиатрической по­мощи, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в связи с возник­новением непосредственной опасности для окружающих или самого лица или его беспомощного состояния, оказание этой помощи поруча­ется органам здравоохранения в порядке ст. 23-25 Закона «О психиат­рической помощи», а не в порядке ст. 97 УК РФ, которая содержит в части четвертой указание на действия суда в случаях, предусмотренных одним из пунктов ч. 1, но при отсутствии оснований ожидать совершения лицом новых общественно опасных действий, связанных с его психическим состоянием.

Принудительные меры медицинского характера –это предусмотренные уголовным законодательством, назначаемые судом меры государственного принуждения, состоящие в принудительном лечении лиц, совершивших деяния, предусмотренных Особенной частью УК РФ в состоянии невменяемости, получивших психические расстройства после совершения преступления и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Статья 97 УК РФ регламентирует основания применения принудительных мер медицинского характера:

1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особен­ной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначе­ние или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психически­ми расстройствами, не исключающими вменяемости.

2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенно­го вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законода­тельством Российской Федерации и иными федеральными за­конами.

4. В отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическо­му состоянию, суд может передать необходимые материалы ор­ганам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законо­дательством Российской Федерации о здравоохранении.

Применение принудительных мер медицинского характера в связи с совершением общественно опасных деяний к лицам) которые в силу своего психического состояния (невменяемость) не являются субъектами уголовной ответственности, установлено ст.21 УК РФ. Примене­ние этих мер, в дополнение к наказанию лиц, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости, установлено ст.22 УК РФ. По буквальной формулировке данной нормы к такой категории субъектов уголовной ответственности применение принудительных мер медицинского ха­рактера возможно и в случаях освобождения их от уголовной ответ­ственности по нереабилитирующим основаниям или от наказания.

Статья 97 УК РФ не содержит дефиниции принудительных мер медицинского характера, однако существенные признаки указанных мер вытекают из самого их названия и описания в последующих статьях.

Это меры лечебно-реабилитационного характера, основания приме­нения которых предусмотрены уголовным законом, процедура при­менения — уголовно-процессуальным законом, а порядок исполне­ния — уголовно-исполнительным законом, поскольку они применя­ются только при совершении лицом деяния, объективные признаки которого соответствуют описанию в Особенной части УК одного из со­ставов преступлений, или при совершении преступления.

Содержание принудительных мер медицинского характера ориентировано на то, чтобы излечить лиц, к которым они применены или улучшить их психическое состояние так, чтобы превратить их в безопасных членов об­щества или по крайней мере свести к минимуму угрозу совершения новых общественно опасных деяний. Поэтому указанные меры: а) включают в свое содержание и условия, обеспечивающие безопас­ность больного для окружающих и его самого в период лечения; б) осуществляются в порядке правового принуждения, т.е. на основании законного и обоснованного решения суда и независимо от желания или нежелания, согласия или несогласия лиц, к которым они применяются, и их законных представителей или даже вопреки нежеланию, несогласию. Конечно, принудительный характер указанных мер в пределах возможного сочетается с тактом и бережным отношением к личности при их назначении и исполнении.

Выбор, продолжение, изменение, прекращение принудитель­ных мер медицинского характера основывается на судебно-психиат­рическом диагнозе и прогнозе развития психического расстройства в сочетании с судебно- психологической оценкой способности осозна­вать характер и значение своих действий и (или) руководить ими на основе этого осознания, удерживаясь, в частности, от общественно опасных деяний. Принудительный характер данных мер обусловливает исключительную компетенцию суда по их назначению, продолжению, изме­нению, прекращению. Применение к вменяемому лицу амнистии или помилования не исключает применения принудительных мер медицинского характе­ра, назначенных одновременно с наказанием, так как указанные акты не дезавуируют преступности и наказуемости содеянного.

Соответст­венно предметом акта амнистии или помилования не может быть ос­вобождение лица от применения к нему принудительных мер меди­цинского характера. При декриминализации определенного вида преступных деяний отпадает необходимое условие применения к лицам, их совершив­шим, принудительных мер медицинского характера. В этих случаях суд (или следователь, если дело находится еще в его производстве) должны передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психо­неврологические учреждения в общем порядке, предусмотренном фе­деральным законодательством о психиатрической помощи.

Освобождение лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям (ст.75-78) или от наказания (ч.2 ст.92) не исключает применения принудительных мер медицинского характера в соответ­ствии с ч.2 ст. 97 УК РФ.

Принципиальный характер носит включение в ч. 1 ст. 97 УК РФ пункта «в» относительно назначения судом указанных мер ли­цам, совершившим преступление и страдающим психическими рас­стройствами, не исключающими вменяемости. Пункт «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ охва­тывает любые психические расстройства в рамках вменяемости, суще­ственно расширяя тем самым возможности реабилитирующего воздей­ствия на осужденного.

Принудительные меры медицинского характера могут приме­няться в случае, предусмотренном пунктом «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ не только тогда, когда совершение преступления связано с наличием у лица психического расстройства.

Для их назна­чения необходимо и достаточно, чтобы суд пришел к достоверному выводу о том, что у лица имеется психическое расстройство, которое может повлечь или способствовать совершению этим лицом обще­ственно опасных деяний в будущем.

Перечень ч. 1 ст. 97 УК РФ является исчерпыва­ющим. Поэтому, если лицо в период отбывания наказания заболело психическим расстройством, которое не исключает возможность про­должения исполнения приговора, применение к нему принудительных мер медицинского характера не может иметь место. В этом случае ле­чение может быть организовано в соответствии с общим законодатель­ством о психиатрической помощи с учетом норм уголовно-исполни­тельного закона.

Применение принудительных мер медицинского характера яв­ляется специальным случаем психиатрической помощи, задачи, формы и содержание которой, как и права лиц, страдающих психически­ми расстройствами, предусмотрены Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года. В силу ст.13 и 14 данного закона прину­дительные меры медицинского характера назначаются по основаниям и в порядке, установленными УК и УПК РФ. В свою очередь указанные меры осуществляются только в психиатрических учреждениях органов здравоохранения и поскольку уголовный, процессуальный, уголовно-ис­полнительный законы не содержат специальных норм относительно ис­полнения, продления, изменения, прекращения этих мер, применяются нормы законодательства о психиатрической помощи, регулирующие дея­тельность этих учреждений, прав больных и гарантии этих прав.

Статья 2 Закона «О психиатрической помощи...» предусматривает возможность издания законодательных актов по этим вопросам также субъектами федерации и подзаконных актов — Правительством РФ и другими органами исполнительной власти в пределах их компетен­ции. Поэтому, применяя принудительные меры медицинского харак­тера и обнаружив противоречие этих актов с федеральным законода­тельством, суды действуют в соответствии с последним.

Точно также, обнаружив противоречие между общим законодательством РФ о пси­хиатрической помощи и УК, УПК, УИК, суды применяют соответственно эти законы. Наконец, при противоречии между данными законами, непосредственно регулирующими принудительные меры медицинского характера, УПК и УИК подлежат применению лишь в той части, в какой они не противоречат УК.

Назначая принудительные меры медицинского характера, суды не указываютсрок, в течение которого они подлежат применению, и конкретное место исполнения (учрежде­ние). Указывается только вид (тип) психиатрического учреждения, в котором будет исполняться назначенная мера, а организовать испол­нение решения суда поручается органу здравоохранения, обслужива­ющему соответствующую территорию. Вэтих случаях компетенция суда ограничивается передачей, если он сочтет это необходимым, материалов ворган здравоохранения, обслуживающий соответствующую территорию. Необходимость в этом возникает, в частности, если из дела видно, что органу здравоохране­ния не было известно о наличии у лица психического расстройства, требующего оказания психиатрической помощи на общих основаниях. Орган здравоохранения, которому направлены материалы, должен со­общить суду о принятых мерах, в том числе требующих взаимодейст­вия с органом, исполняющим наказания.

Поскольку ст.97, хотя и упо­минает о возможности альтернативного решения органа здравоохра­нения (лечение лица или направление в психоневрологическое уч­реждение), но оставляет решение в этих случаях на усмотрение этого органа, суд не вправе предопределять его.

Термин «учреждения социального обеспечения» адекватен терми­ну «учреждения социальной помощи», используемому в настоящее время.



Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 767;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.