Гравирование текста


У истоков развития информационных потребностей человечества, очевидно, стояла потребность донесения каких-то информационных сообщений либо верховных правителей до населения, либо всякого рода предпринимателей, купцов до деловых партнеров.

Одним из древнейших способов получения нескольких экземпляров «деловой информации», относящуюся к III тысячелетию до н.э., можно считать практику размножения текстов в древней Месопотамии путем прокатывания штампа по глиняному бруску.

Во все времена идея получения копии изображения, изготовленного на камне, дереве или металле с помощью краски была основана на разделении поверхности носителя изображения на участки, на которых красящее вещество (краска) удерживалось достаточно прочно (так называемые печатающие элементы) и на участки, на которых краски не должно было быть (пробельные элементы). Таким образом, сформировалось понятие о печатной форме. На рисунке 6.19 представлена принципиальная схема печатной формы, где показаны печатающие элементы, на которых удерживается краска, и пробельные элементы, где краски не должно быть.

 


Рис. 6.19. Основные элементы печатной формы

 

Следовательно, наши предки еще пять тысяч лет тому назад изготовили подобие печатной формы, поверхность которой несла рельефные элементы изображения, т.е. по существу была изобретена форма высокой печати, только месопотамцы не догадались использовать краску для создания изображения на своих посланиях.

В дальнейшем, когда были изобретены другие способы печати, поверхность печатной формы стала нести плоское или углубленное изображение, но все равно на форме были и печатающие, и пробельные элементы.

Чаще всего сведения о возникновении первых попыток многократно воспроизвести информацию для её широкого распространения исследователи обнаруживают в документах о Древнем Китае.

Одним из первых шагов изобретения способа печатания были красочные оттиски с надписей на камне. В Китае наиболее важные тексты высекали на каменных стелах, чтобы они оказались общедоступными и долговечными. Каждый желающий наносил кистью или тампоном красящее вещество (тушь) на поверхность такого изображения, прикладывал какой-либо листовой материал (вначале это могли быть лоскутки ткани, затем бумаги), прижимал его и получал копию.

Изобретение бумаги создало экономические и технические предпосылки другого замечательного изобретения китайцев – печатания.

Существовал и другой способ получения копии. В 175 г. н.э. для распространения конфуцианского «Пятикнижия» Цай Юн предложил размножать его с помощью снятия оттисков с каменного клише на бумагу. Для этого на плиту с рельефной иероглифической надписью накладывался смоченный водой лист тонкой бумаги, который затем вдавливался в углубления между рельефом посредством легкого постукивания. После этого по листу проводили смоченным тушью клубком пряжи. Тушь, попадая на выпуклые места, точно воспроизводила копируемый текст.

В VIII–IX вв. н.э. в Китае утвердился и другой способ массового снятия копий – ксилография. Для того чтобы создать изображение на поверхности, к доске, покрытой пастой риса, хорошо впитывающей тушь, прикладывали бумагу с написанными на ней тушью иероглифами. Текст, после того как бумагу прижимали, отпечатывался на доске зеркально отраженным. После этого с участков, не покрытых тушью, осторожно вырезался слой древесины (рис. 6.20).

 


Рис. 6.20. Гравирование изображения на деревянной доске

 

На этом подготовительные операции завершались. При печатании рельефно выступающие иероглифы смачивались тушью при помощи специальной щетки и доску прикладывали к листу бумаги и прижимали. На прижимаемом листе бумаги текст отпечатывался уже в прямом изображении.

Печатные матрицы позволяли воспроизводить различные иллюстрации и отражать все тонкости китайской каллиграфии. Механические прессы при этом не использовались. После изготовления нужного количества оттисков матрица откладывалась в хранилище до следующего употребления. Таким образом, книга могла находиться в «готовности к печати» столетие или даже больше.

Ксилографический способ печати в VIII в. из Китая попадает в Корею и Японию. Впоследствии он стал применяться и на территории Европы.

 

Горячий набор

Однако вырезание иероглифов, т.е. текстовой информации, на досках (ксилография) не удовлетворяло китайских книгоизготовителей – слишком это было непроизводительно, а ксилографическая печатная форма служила практически всего один раз.

В 1040–1048 гг. китайский кузнец Би Шен (990–1051) изобрел наборный процесс (в Европе это изобретение было повторено только четыре века спустя).

Би Шен брал вязкую глину и сделал из них брусочки, вырезав на торце тоненькие рельефные печатные знаки (каждый на отдельном брусочке). Эти брусочки–литеры он обжигал на огне, чтобы сделать их твердыми.

Затем он набирал нужный текст, вставляя литеры в железную рамку, после чего брал металлическую пластинку, покрывал ее смесью сосновой смолы, воска и бумажной золы, разогревал и прижимал к набору. Когда доска остывала, литеры прочно приставали к пластинке. Оставалось смазать получившуюся печатную форму краской и печатать.

После печатания форму разогревали – ли­теры отклеивались. Их можно было расставить заново в другом порядке для другого текста (рис. 6.21).

 

Рис. 6.21.Модель наборной формы Би Шена

 

Конечно, это еще довольно примитивный способ, но он произвел революцию в печатном деле. Китайцы продолжали совершенствовать технику наборного процесса, и в XIII в. у них появились оловянные и деревянные литеры, а у корейцев, перенявших этот способ, – более прочные медные литеры.

В 1314 г. чиновник Ван Чжэн усовершенствовал технологию набора, внедрив деревянный шрифт и наборную кассу. Чтобы наборщик мог быстро найти нужную литеру, Ван Чжэном были сконструированы две вращающиеся круглые наборные кассы (рис. 6.22) диаметром около 2 м – соответственно для литер с часто и редко употребляемыми иероглифами. Каждый брусочек с иероглифом имел свой номер.

Рис. 6.22. Китайские наборщики за работой

При наборе чтец называл номер иероглифа, а наборщик, вращая кассу, выбирал соответствующую литеру и вставлял в деревянную рамку, зажимая ее затем бамбуковой планкой. В заключение набранный текст сличался с рукописью, и уже после этого начинали делаться оттиски.

Справедливости ради следует все же сказать, что наборный шрифт так и не вытеснил в Китае ксилографию.

У китайцев есть и другие заслуги перед историей книги. Они разработали новые типы печатных изданий, главные из которых – энциклопедии и периодика. Начало периодики обычно относят к VII–X вв. н.э., когда появилась ежедневная газета «Ди бао» или «Дзин бао» («Столичные ведомости»). И в этом отношении китайцы опередили Европу

Родоначальником европейского книгопечатания считается немецкий изобретатель из г. Майнц Иоган Гутенберг.

Между 1436 и 1444 г. Иоган Гутенберг из немецкого города Майнца изобрел способ отливки металлических литер и заложил основы способа печати с помощью подвижного шрифта, который использовался без каких-либо существенных изменений вплоть до XX в. И. Гутенбергпервым из европейцев:

- разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литер;

- сконструировал приспособление, при помощи которого отливал литеры из свинцового сплава;

- построил ручной печатный станок, на котором производилось оттискивание, набранного текста на бумагу;

- составил рецепт особой печатной краски.

Для каждой буквы или знака Гутенберг делал из твердого металла гравированный пуансон, с помощью которого из более мягкого металла изготавливал матрицу для отливки соответствующей литеры (рис. 6.23).

Шрифт отливался из свинцового сплава. Готовые литеры раскладывались по наборным кассам.Использование подвижных литер для книгопечатания в Европе получило повсеместное распространение только после разработки этого способа Иоганном Гутенбергом.

а б

Рис. 6.23. Приспособления для изготовление шрифта:

а – матрица; б – пуансон

Пуансон представлял собой изготовленный из твердого металла (стали) брусок, на вершине которого выгравировано рельефное зеркальное изображение буквы. Пуансон впрессовывали в медную пластину – в результате в пластине формировалось прямое изображение требуемой буквы. Матрицу помещали в отливное устройство и заливали расплав металла (предположительно, олово). После застывания металла отливку вынимали, обрезали литник, выравнивали до нужной высоты (рис. 6.24) и складывали на хранение в индивидуальные ящички или ячейки шрифтовой кассы.

 

Металл

а б

Рис. 6.24. Процесс изготовления литеры:

а – литейное приспособление; б – формирование литеры

 

 

После того как отливалось требуемое количество какой-то определенной литеры, матрица заменялась и производилась отливка следующей литеры.

Таким образом, отливка велась до тех пор, пока не заканчивалось изготовление требуемого количества литер. Отливка литер производилась словолитчиками вручную практически до середины XIX в. Для хранения шрифтов использовались шрифтовые кассы (рис. 6.25) – деревянные ящики, разделенные на ячейки (для каждой буквы, знака своя ячейка).

 

 

Рис. 6.25. Шрифтовая касса

 

Шрифты одного рисунка, но отличающиеся по размерам, хранились в специальных столах – кассореалах, за которыми работали наборщики (рис. 6.26).

 

 

Рис. 6.26. Рабочий стол для хранения шрифтовых касс (кассореал)

 

Ручной набор текста с помощью отдельных литер производился вплоть до конца XX в. Наборщик в соответствии с текстом оригинала брал из кассы нужную литеру и вставлял ее в металлический ящичек, называемый верстаткой. Одна из стенок верстатки перемещалась и устанавливалась на заданный формат. Заполнив установленный формат верстатки литерами для одной строки, наборщик приступал к заполнению следующего ряда. Таким образом строка за строкой набирался текст оригинала. После заполнения верстатки набором литеры обвязывались шпагатом и перемещались в специальные металлические ящички – гранки – для промежуточного хранения. Гранки хранились до конца работы с оригиналом в специальных передвижных шкафах – гранкореалах (рис. 6.27).

 

 

1 2

Рис. 6.27. Промежуточные хранилища набора:

1– гранка; 2 – гранкореал

Отливка шрифтов вручную продолжалась вплоть до конца XIX в. В конце XIX в. появились первые образцы шрифтолитейных машин (Фуше, Кюстерман и др.), которые не отличались высоким уровнем механизации. И только разработанные в начале XX в. шрифтолитейные автоматы решили проблему изготовления шрифтов.

 

А Б

Рис. 6.28. Шрифтолитейный автомат НШЛ-2:

А – внешний вид; Б – схема работы; 1 – матричная каретка; 2 – матрица;
3 – отливная форма; 4 – мундштук; 5 – котел; 6 – поршень; 7 – металлоподаватель;
8 – головка; 9 – отделочный аппарат; 10 – приемный лоток; 11 – приемный столик

 

Централизованная поставка шрифтов для типографий осуществлялась специализированными шрифтолитейными заводами по заявкам, но типографии городского и областного масштаба, как правило, имели свои шрифтолитейные автоматы и по кооперативным связям могли снабжать шрифтами мелкие типографии. Принцип работы этих автоматов мало чем отличался от идей XV в., но за счет внедрения электропривода, механизации промежуточных операций и т.п. их производительность достигала 100 тыс. отливок в смену. На рисунке 6.28 представлен шрифтолитейный автомат НШЛ-2, который производился Ленинградским заводом полиграфических машин.

Ручной набор текста, конечно, не удовлетворял ни книжно-журнальное, ни, тем более, газетное производство. Изобретательская мысль работала над повышением производительности наборных процессов, и в 1886 г. Отмар Мергенталлер (1854–99) создал образец первой наборной строкоотливной машины с многократно используемыми латунными матрицам – линотип(рис. 6.29).С появлением в 1889 г. строкоотливной машины «Linotype-Simplex» оформилась конструкция, которая в принципе сохранялась в течение целого столетия.

 

 

Рис. 6.29. Наборная строкоотливная машина (линотип)

 

Принцип работы строкоотливной наборной машины был основан на том, что латунные линотипные матрицы вызывались наборщиком с помощью клавиатуры из магазина и собирались в верстатке в строку.

Между матрицами в конце слов вставлялись специальные раздвижные клинья для доведения матричной строки до заданного формата.

 

Рис. 6.30. Схема изготовления линотипной строки:

1 – отливной котел с металлом; 2 – поршень насоса; 3 – форма; 4 – литейное очко
матрицы; 5 – линотипная матрица; 6 – мундштук отливного котла; 7 –отлитая строка

 

Матрично-клиновая строка после выключки перемещалась в зону отливного котла, прижималась к форме. Насосом из котла в форму нагнетался расплав металла – гарт (сплав: свинец – олово – сурьма). После застывания (примерно около 0,7 сек) из формы механизмами выталкивалась готовая строка набранного текста (рис. 6.30).

Матрицы автоматически переносились в зону разборки и распределялись по своим каналам магазина. Технологический цикл закончен, можно отливать следующую строку. С помощью строкоотливных наборных машин типографии всех уровней осуществляли изготовление текстового набора вплоть до XXI в.

Другая разработка оборудования, автоматизировавшая процесс изготовления текстового набора, привела в 1887–1893 гг. к созданию буквоотливной машины «Monotype» которую изобрел Тольберт Лэнстона.

Первый образец был продемонстрирован на Всемирной ярмарке Columbian Worlds Fair в 1893 г. в Чикаго.

 

Рис. 6.31. Монотип клавиатурный (МК) и отливной (МО)

 

Наборный автомат состоял из двух аппаратов (рис. 6.31). На наборно-программирующем аппарате МК готовилась перфолента, которую набивали наборщики. Перфолента после изготовления передавалась на отливной аппарат МО, где происходил автоматический набор строк текста в виде отдельных литер. Формат строки, выключка строки на заданный формат определялись перфолентой. Автоматы МК МО, как правило, устанавливались на крупных специализированных книжно-журнальных предприятиях

 



Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 3086;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.