Характеристики полиграфических шрифтов


Практически любой оригинал содержит текстовую и изобразительную информацию, поэтому схема допечатного производства (рис. 6.2) представляет построение технологических процессов по этим двум направлениям. Перед тем как получить печатное изображение, необходимо информацию, представленную в оригинале, материализовать либо в виде печатной формы, либо в виде цифровой базы данных.

Несмотря на развитие технологий воспроизведения текстовой информации от словолитни И. Гутенберга до современных фотонаборных автоматов, сущность и смысл информационного обеспечения потребителя, читателя, пользователя информационным продуктом остается прежним. Потребитель в лице читателя книг, газет, журналов, покупатель любой продукции, получающий информацию из упаковки или этикетки, должен получить информацию в таком виде, такого качества, чтобы она была воспринимаемой. В данном случае речь идет не об идеологической или литературной составляющей, а о функциональной роли шрифтов, форматов изданий и прочих конструктивных элементах.

Требования к книжно-журнальным изданиям регламентируются целым рядом государственных и отраслевых стандартов, в числе которых следующие:

– ОСТ 29.106-90 – Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования;

– ОСТ 29.124-94 – Издания книжные. Общие технические условия;

– ГОСТ 5773-90 – Издания книжные и журнальные. Форматы;

– ГОСТ 7.53-86 – Издания. Международная стандартная нумерация книг;

– ГОСТ 7.56-89 – Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий;

– ГОСТ 7.80-2000 – На заголовок библиографической записи;

– ГОСТ 7.62-90 – Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования;

– ОСТ 29.127-2002 Издания книжные и журнальные для детей и подростков.

– САНПИН 2.4.7.702-98 – Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования;

– САНПИН 2.47.960-00 – Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков;

– САНПИН 1.2.685-98 – Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых.

 

В разделе 5.1 была дана общая характеристика авторскому и издательскому оригиналам. Текстовой материал, предоставляемый автором, несет смысловую нагрузку. В процессе редакционно-издательской обработки ведущий редактор, художник или дизайнер определяют формат издания, формат полосы набора, оформление переплета и, конечно, устанавливают размеры, гарнитуры, начертание шрифтов для всех структурных элементов произведения. Понятие «шрифт» можно определить основной формулировкой как «комплект литер, необходимых для воспроизведения букв какого-либо алфавита, а также относящихся к нему знаков и цифр». В соответствии с этим различают шрифты: русский, латинский, не­мецкий (или готический), грузин­ский, армянский, арабский, грече­ский и др. В состав каждого шрифта входят ли­теры строчные, прописные, капи­тельные, цифры и знаки.

Элементы шрифтовых знаков получили свои профессиональные термины, которые представлены на рисунках 6.11–6.12.

 

Рис. 6.11. Наименование элементов шрифта

 


Рис. 6.12. Названия основных элементов шрифтового знака:

1 – основной штрих; 2 – соединительный штрих; 3 – засечка;

h – высота очка; Ш – ширина очка; а – ширина основного штриха;

в – ширина соединительного штриха

Выбор шрифтов для любого средства печатной информации, а в особенности для издательских работ (книги, газеты, журналы и т.п.) имеет громадное значение. Прежде всего, шрифт, используемый в издании, должен быть удобочитаемым. С другой стороны, размер шрифта должен соответствовать квалификации читателя. Например, в справочном издании шрифт должен быть убористым, чтобы расположить как можно больше информации, а в книгах для детей младшего возраста шрифты должен быть крупными, т.к. ребенок еще только осваивает грамоту и информацию набранную мелким шрифтом он просто не сможет воспринимать.

Требования, предъявляемые к типографским шрифтам, изложены в нормативном документе – ГОСТ 3489.1-71 «Шрифты типографские на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость».

Руководствуясь стандартами, принятыми в России, шрифты можно классифицировать по нижеследующим признакам.

А. По размерам

Один из классификационных признаков при характеристике шрифтов – его размер, измеряемый в пунктах. Как правило, буквы и знаки, располагающиеся в одной строке имеют одинаковую размерную характеристику – кегль.

А Б

Рис. 6.13. Положение знака на шрифтовой площадке:

А – на ножке наборной литеры; Б – на площадке компьютерного набора

 

Одна из распространённых ошибок – считать, что кегль – это высота прописной буквы. Можно сказать, что кегль – высота прописной буквы плюс некоторое пространство над ней и под ней (рис. 6.13). Для простоты измерений в некоторых случаях можно измерить расстояние между выступающим и свисающим элементом шрифта, но истинное значение кегля будет несколько больше (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Пример измерения кегля шрифта строкомером

 

Исторически сложившаяся практика (еще со времен «горячего набора» в системе Дидо) дала шрифтам различных кеглей свои названия (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

Наименование шрифтов по кеглю

Размер в пунктах Название
бриллиант
диамант
перл
5,5 агат
нонпарель
миньон
петит
боргес
корпус
цицеро
миттель
терция
парангон
текст
двойное цицеро
двойной миттель
малый канон
крупный канон
квадрат
реал
империал
санспарель

 

Б. По рисунку

Этот классификационный признак подразделяет шрифты на 6 групп в зависимости от формы засечек. Примерная форма засечек показана на рисунке 6.15.

 

 

Рис. 6.15. Классификация групп шрифтов по рисунку

 

· 1-я группа – без засечек;

· 2-я группа – едва наметившиеся засечки;

· 3-я группа – треугольные засечки;

· 4-я группа – тонкие засечки;

· 5-я группа – широкие прямые засечки (брусковые);

· 6-я группа – широкие засечки с арками.

Внутри групп шрифты могут различаться по контрастности.Контрастность шрифта определяется выражением

,

где а – ширина основного штриха;

в – ширина соединительного штриха.

 

Контрастность шрифта по группам распределяется следующим образом:

1 группа К ≈ 1; 2 группа К 1; 3 группа К = 2,7–3,2;

4 группа К = 3,5–9; 5 группа К≈1; 6 группа К≈ 1.

 

Художники, работающие со шрифтами, постоянно разрабатывают новые комплекты шрифтов, которые могут отличаться по кеглям и начертаниям, но относиться к одной группе рисунка. Такой комплект шрифтов называется гарнитурой.Известны гарнитуры, которымиприходится пользоваться часто, например, Times New Roman, Arial и др.

Среди книжно-журнальных гарнитур, разработанных российскими художниками, школьная, букварная, банниковская, елизаветинская, газетная рубленая и множество других.

Примечание

Европейские страны построили свою классификационную систему, несколько отличающуюся от российской, хотя в систему классификационных признаков также входят различное начертание засечек, толщина штрихов и т.п.

Сам стандарт был разработан на основе предложения Международной типографической ассоциации (ATyp I), но был изменен по сравнению с первоисточником и классификациями других государств.

Согласно мнениям экспертов, такая классификация довольно спорна, она устарела и больше не отвечает современной ситуации. Однако, например, вся германская система подготовки специалистов, связанных со шрифтами, графикой и дизайном, основывается на ней. В настоящее время ведется активная переработка классификации. Однако к единому мнению, как предполагается, немецкие эксперты придут нескоро.

В соответствии с разработанной в 1964 г. классификацией ФРГ (стандарт DIN I65I8) типографские шрифты по их форме делятся на 11 групп (образцы шрифтов).

1. Венецианский Ренессанс – Антиква (Венецианская).

2. Французский Ренессанс – Антиква (старая форма).

3. Барокко – Антиква (переходная).

4. Классическая Антиква (современная форма).

5. Акцентированная линейная Антиква (плоский акцент).

6. Неакцентированная линейная Антиква.

7. Романские варианты Антиквы (декоративные и выставочные).

8. Рукописный шрифт.

9. Рукописная Антиква.

10. Ломаные шрифты.

11. Иностранные шрифты (нелатинские, нероманские).

В. По начертанию

Этот классификационный признак разделяет шрифты на три подгруппы.

1-я подгруппа– различие по ширине. По ширине очка шрифты разделяются на нормальные, сверхузкие, узкие, широкие, сверхширокие (рис. 6.16).


а б в г д

Рис. 6.16. Классификация шрифтов по плотности очка:

а – нормальные; б – широкие; в – узкие; г – сверхузкие; д – сверхширокие

2-я подгруппа – различие по плотности очка. По плотности очка шрифты подразделяются на нормальный, полужирный, жирный (рис. 6.17).

 

а б в

Рис. 6.17. Классификация шрифтов по плотности очка:

а – нормальные, б – полужирные, в – жирные

3-я подгруппа – различие по положению очка. По положению очка шрифты подразделяются на нормальные, курсивные и наклонные (рис. 6.18). Курсивные шрифты напоминают рукописный стиль начертания, в то время как наклонные по начертанию такие же, как нормальные, но наклонены на какой-то угол (по стандарту – на угол 15 ).

 

а б в

Рис. 6.18. Классификация шрифтов по положению очка:

а – нормальные, б – курсивные, в – наклонные

Основные понятия об исторических способах
воспроизведения текстовой информации



Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 4513;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.