Итальянское возрождение
Эпоха Возрождения знаменовала начало нового расцвета художественной культуры в Европе, В XV в. на первый план решительно выдвигается Италия, имевшая в то время обширные торговые связи со всем известным тогда миром. Меценаты, представленные, с одной стороны, торгово-ремеслен-ной аристократией, подобной знаменитому семейству Медичи, и с другой католической церковью в лице папы римского и его ближайшего окружения, вкладывают крупные средства в строительство вилл, окруженных садами, в благоустройство и украшение городов.
Сады при дворцах и виллах возрождали и развивали традиции «итальянского» сада, сформировавшегося в эпоху Древнего Рима. Наиболее известные сады сосредоточены преимущественно в районах Флоренции и Рима – в провинциях Тоскана и Лацио.
Творческое начало в садах Возрождения, а затем и барокко нашло богатое выражение в многообразии композиционных решений и в динамичном развитии общих принципов планировки. Ранние сады Возрождения имели регулярные, но достаточно свободно решенные планы без осевых доминант. Кульминационные центры садов – дворцы и виллы – не занимали непременного господствующего места, как это стало обычным в композициях XVI-XVII вв.
Сады Тосканы и Лацио имели террасное построение. На террасах разбивали небольшие регулярные партеры или боскеты.
Обязательными элементами были водные устройства – фонтаны, водопады, каскады, небольшие бассейны. Простота и строгость архитектурных элементов сада раннего Возрождения постепенно вытеснялись сочной богатой пластикой позднего Возрождения и барокко.
Логика раннего Возрождения хорошо выражена в саду виллы Медичи во Фьезоле – живописном древнем городке в 10 км к северу от Флоренции. Со склонов холма Фьезоле открывается одна из лучших панорам Флоренции с куполом Санта Мария дель Фьоре в центре. Именно здесь было построено несколько вилл, лучшей из которых по праву считается вилла, возведенная в1450 г. знаменитым Микелоццо для знатного мецената Козимо Медичи. Композиция сада построена на свободном сочетании нескольких террас, каждая из которых имеет самостоятельную структуру, формируемую партерами и высокой зеленью. Сад рассчитан на постепенное восприятие, и только верхняя терраса непосредственно композиционно связана со зданием виллы, стоящей в ее торце.
Флоренция XVI в. представлена садами Боболи, созданными при палаццо Питти. Они были начаты архитекторами Броччини и Амманати в 1550 г., но закончены только в XVIII в. (рис. 1.5). Композицию комплекса Питти можно назвать классической для городской усадьбы, получившей впоследствии самое широкое развитие. К знаменитому зданию Брунеллески со стороны города примыкает парадная площадь-двор, мощенная каменными квадрами. Здание как бы отделяет каменный город от живой природы. Сад открывается только за палаццо. Он поднимается вверх от него и поэтому раскрывается наиболее выразительно. Глаз охватывает всю его главную ось – от лужайки, окруженной амфитеатром, к фонтану
Нептуна и дальше к статуе, замыкающей перспективу. Сады Боболи – один из немногих парков Возрождения, композицию которых можно охватить глазом почти целиком со 2-го и 3-го этажей палаццо Питти. Они обладают всеми классическими элементами итальянского сада – террасным построением, системой регулярных боскетов, водоемами, фонтанами, обилием скульптуры и малых форм. После торжественного величия парадного двора и залов палаццо Питти атмосфера садов Боболи особенно впечатляет гармонией, красотой и покоем.
Тоскана известна главным образом своими светскими садами. Лацио с ее столицей Римом славится Бельведером Ватикана, основанным Браманте в 1503 г., и садами, принадлежавшими высшему католическому духовенству. Эти сады отличались от тосканских подчеркнутой торжественностью и богатством. Особенно интересна композиция сада виллы д'Эсте в городке Тиволи, в 6 км от древнеримской виллы Адриана. Сад проектировал архитектор Лигорио в 1575 г. для кардинала д'Эсте. Террасный сад площадью 4 га, поднимающийся к зданию виллы на высоту около 50 м, по характеру своего плана принадлежит позднему Возрождению. В нем еще сохраняется простота и ясность плана, в нем еще нет безусловно доминирующей центральной оси, свойственной барочным композициям. Две перпендикулярные оси, идущие вдаль склона, обладают выразительностью, не уступающей центральной оси.
Верхняя ось образована аллеей Ста фонтанов и завершена Овальным фонтаном с каскадом дающим полукруглой стеной в овальный бассейн. Нижняя ось подчеркнута цепью бассейнов, ведущей к Органному фонтану, в котором сложноеустройство гидравлического органа создает уникальный звуковой эффект. Между двумя поперечными осями на главной оси размещен фонтан Драконов с мощными вертикально бьющими струями воды. Вся гидросистема работает под естественным напором воды. На территории сад сосредоточено большое число прекрасных скульптур и парковых сооружений, возводившихся на протяжении двух столетий.
Рисунок 1.5 – Сады Боболи во Флоренции.
Архит. Броччини и Амманати XV-XVI
Совершенно своеобразным было отношение архитектуры и ландшафта в композициях школы Палладио вобласти Венего. Палладио ставил виллы непосредственно в пейзаж, не разбивая рядом декоративных садов. Классическим примером такой виллы, свободно стоящей в природном окружении, является широко известная вилла Ротонда (или Капра) в Винченце, построенная в 1552 г.
В середине XV в. Альберти уделил в своих «10 книгах о зодчестве» серьезное внимание вопросам разбивки садов. Виллу Медичи во Фьезоле считают наиболее ранним воплощением этих идей Альберти. Он был также первым теоретиком Возрождения, разрабатывавшим вопросы композиции городских открытых пространств. Его рекомендации соотношения ширины улиц и площадей к высоте окружающих их зданий, его мысли о градостроительстве оказали прямое влияние на формирование ландшафтной архитектуры Возрождения и барокко в самом широком смысле.
Архитектура открытых пространств города формировалась в Италии в эпоху Возрождения и барокко постепенно. Так, XV век был временем создания отдельных, локальных площадей, временем разработки приемов их решения, а XVI век ознаменован проектированием и строительством площадей и улиц, образовывавших целые системы открытых пространств города. Флоренция и Рим обладают наиболее выразительными из таких композиций. Во Флоренции сложилась непрерывная и последовательная связь между крупнейшими пространственными узлами города: Соборная площадь – ул. Кальцайоли – площадь Сеньории – улица Уффиций (архит. Вазари) – галерея над набережной и мостом Веккио, ведущая к палаццо Питти. Эта многоплановая и исключительно выразительная система объединила в единую цепочку площади разных эпох, реку, мост и, наконец, комплекс самого большого дворца с садом. Вторым, дерзновенным и грандиозным мероприятием, начатым в XVI в., было создание системы улиц и площадей Рима, объединенных визуальными ориентирами. Автор проекта Домеиико Фонтана поставил на нескольких ключевых площадях города обелиски и соединил эти площади прямыми улицами, причем так, что улицы оказались ориентированными на обелиски.
В 1538 г., начиная реконструкцию Капитолия в Риме, Микеланджело впервые после античного Рима поставил в центр площади конную статую императора Марка Аврелия. Она подчинила себе и организовала все пространство площади. Капитолий положил начало сооружению торжественных декоративных площадей в Риме, а затем и в других городах Европы. Скульптура, фонтаны, балюстрады стали необходимыми элементами барочной площади. Особенно интересны работы архитектора и скульптора Дж. Бернини (1598-1680). Ему принадлежит решение крупнейшей из римских площадей – Св. Петра. Подобно комплексу Питти во Флоренции, ансамбль Ватикана состоит из парадной площади, обращенной к городу, собора с папским дворцом и прекрасного обширного сада на заднем плане (рис. 1.6).
Многообразные и исполненные высоких художественных достоинств памятники ландшафтной архитектуры итальянского Возрождения, а затем и барокко оказали самое прямое и сильное влияние на развитие всей ландшафтной архитектуры не только Европы, но и других континентов в XVII и последующих веках.
Рисунок 1. 6 – Ватикан. План комплекса с площадью Св. Петра (архт. Берини), Бельведерским дворцом (архт. Браманте) и садами. XVI-XVII вв.
Барокко, 17 век
В XVII в. центры интенсивного развития ландшафтной архитектуры передвигаются из Италии на север, прежде всего во Францию. Именно здесь был создан и достиг высочайшей степени совершенства так называемый «французский» сад. С одной стороны, он унаследовал традиции средневековых приемов монастырского и замкового садоводства с его вниманием к мельчайшим деталям сада. С другой стороны, властителей Франции, ставшей к XVII в. могущественной державой, привлекали размах и величина дворцов и садов папского Рима. Используя известное им наследие, французы создали свою школу садово-паркового искусства. В отличие от Италии, где садами занимались преимущественно архитекторы и мастера по устройству фонтанов, во Франции выросли целые династии профессиональных садоводов, которых мы можем называть ландшафтными архитекторами. Среди них особо выделяется семья Ленотров, Младший из трех поколений Андре
Ленотр вошел в историю как один из лучших мастеров садово-паркового искусства. Ленотр создал Версаль, величайшее творение архитекторов и садоводов Европы, Ему принадлежат и такие блестящие образцы садов, как Во-ле-Виконт близ г. Тюильри в Париже, Марли близ Версаля, Гринвичский парк близ Лондона и многие другие.
Французское садово-парковое искусство XVII в. развивалось в условиях, совершенно отличных от Италии. Равнины, поросшие лесом, плавно текущие реки разительно отличались от гористых пейзажей Италии. Строителями садов были богатейшие люди своего времени – «король-солнце» Людовик XIV и его вельможи, начиная с министра финансов Фуке. Именно для него в 1656 г. Ленотр в содружестве с архитекторами Лево и Лебреном построил один из своих первых шедевров – Во-ле-Виконт. В этом комплексе, растянувшемся на 2,5 км и занимающем территорию более 100 га, уже существуют все непременные элементы французского парка. В первую очередь это сильная композиционная ось, стержень всего регулярно распланированное, широко раскинувшегося пространства ансамбля. Среднюю треть оси занимает смысловой центр композиции – замок и регулярные сады. Периферия ансамбля представляет собой лесопарк. Центральную группу завершают две полукруглые площади, к которым лучами сходятся аллеи лесопарка.
Успех Во-ле-Виконта был триумфальным. Уже в 1661 г. Ленотр и Лево получили заказ Людовика XIV на проектирование грандиозного дворца и парка в Версале, маленьком городке в окрестностях Парижа. Через семь лет, к концу 1660-х годов здесь на месте сада Людовика XIII площадью около 100 га возник гигантский дворцово-парковый комплекс (рис. 1.7), Планировочные мероприятия охватили территорию около 10 000 га. Дворец, который вслед за Лево достраивал архитектор Мансар, вытянулся на 500 м. Подобно Во-ле-Виконту, вся композиция построена вдоль главной оси восток-запад, вытянувшейся только в пределах ансамбля на 4 км.
Версаль имеет немало общего с Во-ле-Виконтом в принципе построения плана, в концепции пространственного решения. Вместе с тем Версаль представляет собой качественный шаг вперед. Ленотр мастерски сочетает крупный градостроительный масштаб планового решения с тщательной проработкой локальных ансамблей и деталей.
Рисунок 1.7 – Версаль. Архиг. Ленотр. План. 1661-1700 гг.
Версаль был создан на низком болотистом месте. Сам процесс его создания отражает философию французского сада, как творения человеческих рук, противопоставленного в городе. Все было сделано здесь заново, включая перепады рельефа, водоемы, здания зеленые насаждения. Сюда везли не только строительные материалы, но и грунт, деревья, кусты. Большой выдумки и огромных трудов стоило устройство 14 тысяч (!) фонтанов Строительство Версаля шло и в течение всего XVIII в. Однако основные сооружения комплекса были осуществлены ко времени смерти Ленотра в 1700 г
Ленотр создавал свое творение, сознательно пользуясь доступным ему опытом прошлого. Не случайно, а Версале возникают ассоциации с Флоренцией. Композиция дворцово-паркового ансамбля прямо перекликается с композицией палаццо Питти и садов Боболи. В обоих случаях эмоциональное восприятие главных элементов ансамбля связано с острым контрастом пространств, разделенных зданием дворца. Мощеные, без малейшего кусочка зелени площади со стороны города противопоставлены сочным парковым панорамам по другую сторону дворцов, но эффект Версаля при этом особенно выразителен в силу огромных абсолютных размеров ансамбля.
Ансамбль развивается по ходу солнца, с востока на запад. Началом служит площадь Армии, одна из крупнейших в Европе, к которой ведут из города три лучевые аллеи. На другой стороне площади стоит дворец. Отсюда со второго этажа открывается захватывающая панорама гигантского сада, являющая полную противоположность закованным в камень парадным площадям. Особенно величественно выглядит перспектива главной оси с двумя зеркалами водных партеров на первом плане и с уходящим к горизонту большим каналом, над которым вечером повисает красный шар заходящего солнца.
Расцвет французских садов совпадает с периодом барокко, широко распространившимся в Европе в XVII в. и нашедшим в садово-парковом искусстве очень яркое и своеобразное воплощение. Пышность и причудливость стиля отразилась в создании необычной искусственной природы – стриженых деревьев, больших гладких зеркал бассейнов в изящных резных каменных рамах, затейливых рисунков цветников. Особенно характерными были сочная и экспрессивная скульптура, щедро украшавшая парки, и сложные живописные формы парковых сооружений. Стремление к иллюзорности пространства, свойственное искусству барокко, прекрасно отражалось в ландшафтной архитектуре XVII - первой половины XVIII в.
Работы Ленотра оказали непосредственное влияние на садово-парковое искусство многих стран Европы, Еще до завершения Версаля, начиная с 70-80-х годов XVII в, здесь стали возникать небольшие регулярные сады при замках королей и знати. Они были значительно меньше своего прототипа по размерам, но с достаточной уверенностью воспроизводили основные принципы формирования композиции.
Английские регулярные парки XVII в. могут быть представлены Чатсвортом (1680), Хэмптон Кортом (1699) и Лонглитом (1685-1711), в котором версальский прототип обнаруживает себя наиболее четко. Однако в Англии такие парки не получили большого развития.
Иной была ситуация в Центральной Европе. Здесь, на территории Германии и Австрии в течение XVII и значительной части XVIII в. господствовал так называемый феодальный абсолютизм. Безграничная власть курфюрстов в своих владениях способствовала широкому развитию строительства дворцов с садами.
Выделяется целое ожерелье блестящих барочных садов Саксонии сосредоточенных в основном в окрестностях Дрездена. Они были созданы во времена правления курфюрста Августа Сильного на рубеже XVII и XVIII вв. Наиболее яркие образцы их связаны с именем архитектора Поппельмана. Парк Грос-седлиц построен на своеобразной трактовке элементов Версаля и Во-ле-Виконта. Фрагменты парка – зеркальные бассейны, лестницы, оранжереи, малые формы – в большинстве своем имеют прямые прототипы, однако масштаб их уменьшен и общее построение композиции на трех параллельных осях не имеет аналогов. Большой выразительности достигла в немецком барокко парковая скульптура и архитектура малых форм, отличавшаяся сочной «рубенсовской» пластикой.
Значение Версаля не ограничивалось сферой садово-паркового искусства. Он оказал существенное влияние на весь ход развития градостроительных идей XVII - XVIII вв. Эстетика регулярно распланированных обширных пространств легла в основу многих композиций этого времени. Вслед за Италией барочные композиции открытых пространств распространились в практике градостроительства других европейских стран.
Выразительными примерами таких композиций стали площади Вогезов и Вандомская в Париже, сооруженные в самом конце XVII в. с конными статуями Людовика XIII и Людовика XIV в центре. Геометрически правильные площади с конными монументами в центре и с фигурным мощением, появившиеся в XVI и XVII вв., служили примером для создания аналогичных композиций во многих городах мира на протяжении всего XVIII и даже XIX вв. Изменялась стилевая направленность, на смену барокко пришел классицизм, потом эклектизм, однако общая композиционная структура городских площадей и улиц оставалась близкой той, которая была создана Микеланджело и Бернини. Сохранялись и основные структурные элементы площадей – памятники, фонтаны, обелиски, орнаментальное мощение и декоративные ограждения.
Самой интересной и значительной из композиций, связанных с эстетическими принципами барочных садов Франции XVII в., стал Петербург. Он был заложен всего три года спустя после смерти Ленотра. Основатель его, Петр I, сам видел парки Ленотра в Гринвиче близ Лондона и в Дрездене («Большой сад»). Эстетика открытых пространств барочных парков в сочетании с отечественным опытом скоростного строительства и традиций возведения
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 350;