Характеристика методов воспитания
Методы воспитания | Характеристика метода | Методы самовоспитания | Характеристика метода |
Убеждение | Разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего | Самоубеждение | В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные самим ребенком. |
Стимулирование | В основе лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Поощрение, наказание, пример | Мотивация | Осознание им своих потребностей – пониманию смысла жизнедеятельности, на основе чего стремление к достижению поставленных целей. Поощрение и наказание должны рассматриваться ребенком как естественное следствие своего поступка |
Внушение | Внушать – значит воздействовать на чувства, а через них – на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний | Самовнушение | Самостоятельная оценка своей деятельности и поведения. Переживание за неудачу, радость от успеха и преодоления трудностей. |
Требование | Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие различных толкований. Предъявляется требование решительного тона, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников | Упражнения | Многократные выполнения требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки |
Коррекция | Создание условий, при которых ребенок вносит изменения в свое поведение, в отношения с людьми | Самокоррекция | Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки |
Воспитывающие ситуации | Ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, испытать себя. Это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. | Социальные пробы | В процессе социальных проб (испытаний) у ребенка формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность. Он преодолевает трудности и реализует свой потенциал |
Метод дилемм | Моральная дилемма - ситуация выбора, в которой кто-либо поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, когда выбор любой из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний. Предусматривается совместное обсуждение школьниками моральных дилемм | Рефлексия | Процесс размышления ребенка о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти |
Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов,соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Приемы воспитания –элемент,деталь, составная часть или отдельный шаг метода или технологии.При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.
Можно выделить три группы приемов воспитания, которые представлены в таблице 49.
Таблица 49
Приемы воспитания
Прием | Характеристика | |
1.Приемы, связанные с организацией деятельности и общения детей | ||
Эстафета | Так организуется деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп | |
Взаимопомощь | Так организуется деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела | |
Акцент на лучшее | Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты | |
Ломка стереотипов | Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что мнение большинства не всегда может быть правильным. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку во время игры «Кто хочет стать миллионером?» | |
Истории про себя | Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети были больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть эту историю как маленький спектакль | |
Общаться по правилам | На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников | |
Общее мнение | Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований) | |
Коррекция позиций | Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.). | |
Справедливое распределение | Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних «гасят» инициативу и желание общаться у других. Главное здесь - добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся | |
Обмен ролями | Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий | |
Мизансцена | Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога | |
2.Приемы, связанные с организацией диалога педагога и ребенка, способствующие формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме | ||
Ролевая маска | Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица | |
Прогнозирование развития ситуации | Во время беседы предлагается высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации | |
Импровизация на свободную тему | Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п. | |
Обнажение противоречий | Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение | |
Встречные вопросы | Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению | |
3.Приемы, связанные с использованием художественной литературы, кинофильмов | ||
Сочини конец истории | Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении | |
Любимые книги товарища | Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу | |
Добрые слова | Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам | |
Творчество на заданную тему | Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). | |
Киностудия | Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию | |
Педагогические приемы зачастую связаны с юмором, изменением обстановки, обращением к независимым экспертам и т.п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считает наиболее плодотворными. Прием, который применим к одному ученику, может быть неприемлемым для другого.
Вопрос.
1. Какие методы и приемы воспитания используются в практике? Приведите примеры.
2.Как взаимосвязаны методы и приемы?
Формы воспитания
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной деятельности. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной деятельности. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала "Советская педагогика" об основаниях этой классификации, которая не привела к какому-то результату.
В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова "форма". Это внешнее сочетание, и установленный образец и т.п. Говоря о форме воспитательной деятельности, имеют в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной деятельности как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной деятельности.2
Таблица 50
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 619;