Конституция Исламской Республики Иран 1979 г.: общая характеристика
Движение за Конституцию в Иране получило всенародное признание с начала ХХ столетия. Шиитские религиозные деятели шли в авангарде тех, кто сформулировал принципиальные и общенациональные основы принятия Конституции, которая, как они утверждали, не противоречит исламу по своей сути.
В своей классической формуле эта идея нашла воплощение в новой иранской Конституции (Конституция Исламской Республики Иран 1979 г.). Ее специфика состоит, прежде всего, в том, что она строится на основе исламских традиций. В Конституции признается, что разработка Основного закона не является чем-то новым: почва для этого была подготовлена предыдущим опытом, в том числе движением «машрута» (движение за Конституцию), направленным против деспотизма, и национализацией нефти в ходе борьбы против колониализма. Иранский народ пришел к выводу о том, что «основной и явной причиной неуспеха этих движений является их нерелигиозный характер».
Одновременно авторы Конституции считают, что секретом успеха исламского опыта в Иране является приверженность исламским идеалам и догматам, а также выдающаяся роль вождя этой революции имама Хомейни, который осознал «необходимость следования по пути религиозного, исконно исламского возрождения». Это подтверждает опору на исламское идейное наследие в ходе составления Конституции. Так, понятие «правление факиха» как модель исламской формы власти занимает видное место в Конституции. В частности, здесь говорится о задаче «подготовки необходимых условий для обеспечения руководства со стороны факиха, отвечающего всем условиям и признающегося людьми в качестве их руководителя». Исходя из этого в Конституции утверждается, что включение в нее принципа правления факиха ведет к «удержанию различных систем от уклонений от своих исконно исламских функций».
Высший руководитель Ирана, рахбар или по-другому факих является лидером государства.
Согласно статье 5 Конституции Исламской Республики Иран, «В период великого сокрытия Вали-е-Аср (то есть ожидаемого иранскими мусульманами-шиитами мессии), в Исламской Республике Иран руководство над уммой (общиной) и управление обществом возлагается на справедливого, набожного, знакомого с требованиями времени, мужественного, рассудительного, обладающего умением управлять факиха (духовного лидера), который назначается на этот пост согласно статье 107-ой Конституции Исламской Республики Иран».
Статья 57 Конституции Исламской Республики закрепляет, что: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции. Указанные власти независимы друг от друга»
Высший религиозный лидер Ирана имеет право издавать фетвы по различным вопросам мусульманского права (фикх) (ст. 109). Он является высшим официальным лицом страны. Лидер определяет общую политику государства Исламской Республики Иран после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности. Верховный лидер является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Ирана.
Кроме качества высшего арбитра, верховный лидер Ирана вмешивается и в текущие кадровые вопросы. Он лично назначает и смещает факихов Совета по охране Конституции (влиятельнейшего контрольного органа Ирана, который может блокировать решение любой из трех ветвей власти), высшего лица Судебной власти, главы Телерадиокомпании Исламской Республики Иран, Начальника Объединенного штаба, Главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, командующих вооруженных сил и внутренних войск. Президент отвечает перед Лидером страны в сфере своих полномочий (статья 122 Конституции).
Религиозный лидер избирается т. н. Советом экспертов из влиятельных богословов, избираемых на всенародных выборах раз в 8 лет. С 1979 г. по 1989 г. Духовным лидером Ирана являлся Рухолла Мусави Хомейни. На этом посту его сменил нынешний Духовный лидер Али Хосейни Хаменеи.
Авторы Основного закона Исламской Республики Иран считают, что власть факихов, присутствующих на вершине властной пирамиды, обеспечивает подход к Корану и Сунне как к основным источникам законодательства, на которые Конституция опирается в вопросах управления обществом.
Для того чтобы подчеркнуть значение Корана для Конституции, в ее текст включено много коранических аятов. Коран и Сунна - это Основной закон, а Конституция лишь средство, инструмент, при помощи которого претворяются в жизнь божественные законы, которые уже присутствуют или ниспосланы с небес.
Одной из особенностей, отличающих Конституцию Исламской Республики Иран, является то, что этот Основной закон был разработан не для одного только Ирана: его можно считать проектом Конституции, призванной обеспечить необходимые условия для установления всемирного исламского режима.
Конституция Исламской Республики Иран состоит из 12 разделов и включает в себя 175 статей.
В первом разделе ("Общие положения") рассматривается система власти. Иран, согласно ст. 1, является «исламской республикой». В статье 2 отмечаются основы, на которых базируется Конституция: это монотеизм («Нет бога, кроме Аллаха»), признание того, что Аллах является единственным судьей, которому принадлежит власть и от которого исходят законы, вера в божественное откровение и его основополагающую роль в донесении до людей законов свыше, вера в будущую жизнь после конца света, вера в справедливость Аллаха при творении и ниспослании законов.
В статье 3 Конституции формально подтверждаются различные общественные и личные права и свободы. Ст. 4 Конституции особо подчеркивает, что данный Основной закон опирается только на исламские критерии; эта статья служит основой для всех остальных статей Конституции и для других законов. Задача соблюдения положений Конституции возложена на Совет конституционного надзора, в состав которого входят только факихи.
В ст. 6 Конституции говорится, что государственные дела в Исламской Республике Иран должны вершиться при опоре на мнение уммы, которое выявляется в избрании президента республики, на членов исламского консультативного меджлиса (парламент), членов других консультативных меджлисов (местных) и соответствующих им органов или путем референдума по статьям, предусмотренным Конституцией.
Правовое положение личности подробно регламентируется действующей Конституцией Исламской Республики Иран. Правам и обязанностям личности посвящена глава 3 Конституции. Ст. 19 Конституции устанавливает, что весь иранский народ, т.е. любая нация или община, обладает равными правами независимо от цвета кожи, расы, языка и т.п.
Конституция закрепляет, что партии и политические объединения, а также профсоюзы и исламские мероприятия и признанные религиозные меньшинства обладают свободой, если их деятельность не противоречит основам суверенитета, национального единства, исламской морали, а также основам исламской республики. В этой же статье закреплено, что каждый гражданин Исламской Республики Иран имеет право принимать участие в вышеуказанных общественных объединениях.
В Исламской Республике Иран Конституцией гарантируется свобода печати, прессы, если она не противоречит общему порядку и нормам ислама. Также признается право на проведение мирных собраний и демонстраций, не противоречащих основам ислама.
Согласно ст. 28 Конституции Исламской Республики Иран каждый имеет право выбора профессии, если это не противоречит исламу и общим интересам и правам других лиц. В этой же статье говорится о том, что государство должно гарантировать всем реализацию права на труд, так как это необходимо обществу.
В Конституции (ст. 29) закреплены также основные социальные права. Например, право на социальное обеспечение, здравоохранение, пенсии. Государство должно обеспечить эти права всем гражданам из средств государственного бюджета, а также из личных пожертвований граждан. В этой связи необходимо отметить, что мечеть как религиозное учреждение играет большую роль в реализации положения вышеуказанной статьи. Среди социальных прав Конституция (ст. 30) закрепляет право на бесплатное среднее образование, и на государство возлагается обязанность расширения бесплатного высшего образования.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 481;