Законодательная власть.
Законодательная власть в Иране представлена Консультативным советом (меджлис-шура). Конституция гласит, что главной задачей Консультативного меджлиса (совета) является принятие законов в соответствии с Конституцией; иначе говоря, меджлис (парламент Ирана) не вправе принимать законы, противоречащие положениям Конституции и нормам официальной религиозной доктрины (шиизма).
Меджлис берет на себя задачу истолкования законопроектов, представляемых правительством на рассмотрение меджлиса. Депутаты меджлиса (числом не менее 15) могут выступать с предложениями по принятию законов и добиваться их одобрения (право законодательной инициативы). Однако меджлис оставляет за собой право уточнять и обсуждать все остальные государственные дела; иными словами, меджлис может свободно выбирать темы для обсуждения.
Договоры и соглашения, заключаемые правительством с другими государствами, могут вступить в силу лишь после ратификации их меджлисом. В прерогативы меджлиса входит также рассмотрение вопросов, связанных с государственной границей: международные границы страны не могут быть изменены без согласия на то четырех пятых членов Консультативного меджлиса, т.е. 80% всех депутатов. В компетенцию меджлиса входит также предоставление правительству права на временное введение чрезвычайного положения на тридцатидневный срок, который может быть продлен.
Что касается иностранной торговой и экономической деятельности внутри страны, то ст. 81 Конституции предоставляет меджлису право выдавать иностранцам лицензии на основание в стране промышленных, торговых и сельскохозяйственных фирм и предприятий. Однако в тексте статьи не упоминается, кто обладает этим правом. Вместе с тем меджлис вправе выдавать лицензии на работу в стране иностранных специалистов после изучения рекомендаций, представляемых правительством (ст. 82). Ст. 85 Конституции лишь закрепляет за меджлисом право принимать законы, т.е. меджлис не может передавать свои полномочия правительственным или неправительственным органам, комитетам или комиссиям, не входящим в его состав; они могут быть переданы лишь комиссиям самого меджлиса.
Одной из важнейших прерогатив меджлиса является вынесение вотума доверия правительству: после формирования кабинета он становится действующим лишь после получения доверия со стороны меджлиса. Однако в статье, посвященной этому вопросу, не указывается на процентное соотношение депутатов, обеспечивающее доверие правительству. Кроме того, члены кабинета ответственны перед меджлисом за свою деятельность и обязаны приходить на заседания этого органа и отвечать на вопросы депутатов (ст. 88). Меджлис вправе лишить своего доверия отдельных министров (или весь кабинет). Кандидатура министра, лишенного доверия, не может предлагаться в состав следующего кабинета.
В полномочия Консультативного меджлиса входит утверждение половины членов Совета защиты Конституции (6 членов-юристов), кандидатуры которых обычно выдвигаются самим Советом. Однако ст. 91 не предусматривает права меджлиса отклонять кандидатуры, выдвинутые Советом конституционного надзора.
Ст. 93 подтверждает право Совета конституционного надзора отклонять любые проекты постановлений меджлиса, кроме второстепенных, касающихся порядка работы парламента (регламент). Законопроекты, одобренные меджлисом, выносятся на рассмотрение Совета конституционного надзора, который изучает их на предмет соответствия положениям Конституции и шариата в десятидневный срок, который может быть продлен только один раз. Ст. 96 Конституции разграничивает полномочия факихов и юристов внутри Совета конституционного надзора.
Члены Совета вправе присутствовать на заседаниях Консультативного меджлиса и принимать участие в обсуждении законопроектов, рассматриваемых меджлисом. Однако ст. 97 не содержит указания на право членов Совета конституционного надзора участвовать в голосовании в случае их присутствия на заседаниях Консультативного меджлиса. Ст. 98 ограничивает право толкования положений Конституции Советом конституционного надзора, не признавая его за меджлисом. Ст. 99 даже запрещает меджлису контролировать выборы президента республики или проведение всенародных референдумов, оставляя это право лишь за Советом конституционного надзора.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 339;