Подбор репертуара при работе с детьми. Певческие зажимы и методы борьбы с ними.
При работе в классе вокала преподавателю важно уметь правильно планировать и подбирать репертуар для ученика, на котором могли бы проявиться лучшие его исполнительские качества. Перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:
1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста - наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.
Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.
Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации.
1.При подборе музыкального репертуара во-первых, педагогу необходимо учитывать возрастные психофизические особенности детей каждого возраста.
Для детей 3 - 4 лет характерно:
- Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания;
- Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (необходимость использования яркого иллюстративного материала, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера;
- Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);
- Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям характер песни;
Приоритетная задача в пении детей 3-4 лет - это воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого необходимо создать ситуацию успеха, получения удовольствия.
Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокальных навыков : дыхания, дикции, звукообразование, чистоты интонации.
Дети этого возраста часто поют "говорком", поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной (кантиленой) мелодией в умеренном темпе.
Педагог учит петь детей естественным голосом, в удобном диапазоне (ре- ля)
В 3-4 года у большинства детей есть ещё проблемы с дикцией, поэтому важно уделять внимание развитию артикуляции. (Голосовые игры, артикуляционная гимнастика) Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.
Дети 5-ого года жизни:уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны. Однако, внимание, память ещё отличаются непроизвольностью.
Диапазон голоса также невелик - в основном от ре - си. У большинства детей этого возраста всё еще есть проблемы в звукопроизношении.
В этом возрасте важно уделять внимание совершенствованию вокальных навыков. Для наиболее эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры.
В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха.
Уделяется приоритетное внимание охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: лёгкого, ненапряженного звука), т. к. это условие не только эстетического воспитания, но и сохранение здоровья ребёнка, его природного инструмента - голоса!
Таким образом, основным требованием к подбору песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста является простота, доступность восприятия и исполнения, легко ложащаяся на слух мелодия, соответствующая их вокальным возможностям и общему уровню музыкального развития.
При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.
· Принцип воспитывающего обучения: воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.
· Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.
· Принцип постепенности, последовательности и систематичности постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
· Принцип наглядности: процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность - это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
· Принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
· Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются,если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.
Общие правила подбора репертуара:
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 444;