Функции певческих резонаторов. Что такое форсированное пение и как его избежать


В известной теории резонансного пения, разработанной профессором Московской государственной консерватории Морозовым Владимиром Петровичем, выделяются семь функций резонаторов:

 

1) ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

2) ГЕНЕРАТОРНАЯ

3) ФОНЕТИЧЕСКАЯ

4) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

5) ЗАЩИТНАЯ

6) ИНДИКАТОРНАЯ

7) АКТИВИЗИРУЮЩАЯ

 

Разбивка на эти функции носит во многом условный характер, поскольку все они взаимосвязаны.

1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ — как свойство резонаторов усиливать певческий звук на основе повышения КПД голосового аппарата;

2. ГЕНЕРАТОРНАЯ — резонаторы, как неотъемлемая часть общей системы генерации и излучения певческого звука;

3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ — формирование гласных и согласных, дикция;

4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — обеспечение основных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мягкость, полётность, тип голоса, вибрато);

5. АКТИВИЗИРУЮЩАЯ — вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых складок и всего голосового аппарата в целом.

6. ЗАЩИТНАЯ — работа резонаторов предотвращает преждевременное утомление голосовых связок;

7. ИНДИКАТОРНАЯ — благодаря субъективному ощущению вибрации в грудном или головном отделе голосового аппарата певец судит о присутствии резонанса в голосе.

 

ОЗНАКОМИТЬСЯ, МОЖНО НЕ ОТВЕЧАТЬ:

 

Давайте подробно рассмотрим каждую из этих важных задач, стоящих перед резонаторами.

 

1) ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ резонаторов (ее еще можно назвать силовой) состоит в усилении человеческого голоса во много раз. Овладев в полной мере резонаторами, певец становится способен озвучивать большие концертные залы, преодолевать звуковую завесу оркестрового сопровождения, тесситурные трудности, и при этом без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной деятельности. На чем основано столь чудесное свойство резонаторов?

Обратимся к наглядным примерам. Слабый звук простого камертона слышен лишь держащему его человеку. Если же прислонить камертон к полому резонатору-ящику, то звук начинает звучать так громко, что слышен в большой аудитории. Исследования показывают, что простейший резонатор усиливает звук сонастроенного с ним вибратора на 30-40 децибел (то есть в 10 тысяч раз по мощности).

Как же это происходит? За счет чего резонатор усиливает звук? Да еще не тратя при этом никакой дополнительной энергии? Откуда же он берет энергию для усиления? Физическая наука отвечает нам на этот вопрос так: резонатор, будучи посредником между вибратором и окружающей воздушной средой, повышает коэффициент полезного действия вибратора, переводя значительно большую часть энергии в звуковую форму.

Голосовые связки сами по себе издают очень слабый звук, даже отдаленно не напоминающий голос человека. Были проведены опыты на мертвой гортани с искусственным поддувом воздуха, которые достоверно это доказали.

Многие непрофессиональные певцы, не зная об энергетической роли резонаторов, пытаются петь громче за счет напряжения всей гортани и зажимают связки. Воздух буквально продирается через такие зажатые связки, травмируя их и сокращая срок их службы. К сожалению, такое "горлопение" приходится часто слышать вокруг себя. А ведь надо всего лишь свое психологическое внимание сосредоточить на резонаторах, переключиться с мыслей о связках на мысли о резонаторах.

Энергетическая функция резонаторов состоит не только в прямом усилении звука, но и в придании звуку "полетности". "Полетность" - это способность голоса распространяться на более длинные дистанции с меньшими потерями силы звука. Для того чтобы голос стал полетным у певца должно появиться ощущение так называемого "близкого звука", появляющегося благодаря особой организации резонаторной системы певца. "Близкий звук" - это ощущение звука как бы вне голосового аппарата. "Звук под носом", как образно выразился И. Козловский. У слушателя такой звук будет вызывать ощущение, что певец находится где-то рядом, а не на далекой сцене.

Многие годы проходят в упражнениях, пока голос вокалиста становится полетным. И немаловажную, если не сказать определяющую, роль здесь играет мастерство и чуткость педагога.

 

2) ГЕНЕРАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ резонаторов состоит в том, что не связки, а именно резонаторы заставляют звучать голос так, а не иначе. Другими словами, голосовые связки без резонаторов издают звук совсем немузыкальный, и даже не совсем человеческий. Именно в резонаторах тот слабый, "пищащий" звук, издаваемый связками, обрастает тембровыми оттенками, набирает силу и обретает полетность.

Сами по себе резонаторы бесполезны, потому что без связок (то есть без вибратора) им нечего было бы усиливать и украшать. Но когда мы слышим поющего артиста, мы слышим не его связки (как наверно большинство думает), а именно его звучащие резонаторы, которые подхватили слабый звук голосовых связок, усилили его в сотни раз, придали ему звучность и красоту.

Кстати, любопытно упомянуть один эксперимент, который провел ученый-естествоиспытатель Рийке. Он заставил звучать обычную трубу, нагревая раскаленной сеткой воздух в ее основании. Поднимаясь вверх по трубе, воздух начинал резонировать и производил звук, от которого в окнах дрожали стекла. Точно такая же природа у "поющих" каминных труб, когда нагретый пламенем камина воздух устремляется вверх и начинает резонировать.

 

3) ФОНЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ резонаторов. Человеческая речь, а тем более, человеческое пение, были бы совершенно нечленораздельными и непонятными, если бы слова не разбивались на слоги, а слоги не включали бы в себя гласные звуки. Благодаря подвижности ротовой полости человека, а также языку, способному принимать различные положения, мы можем издавать членораздельные звуки. Главная роль принадлежит гласным, так как именно они помогают понимать слова.

Как же нам удается произносить разные гласные звуки? Благодаря огромной подвижности языка, губ и нижней челюсти наш рот превращается в постоянно изменяющийся резонатор. Мы легко можем изменить объем резонатора, стоит нам чуть прикрыть рот или приподнять язык. Кроме того, изменяется путь, который воздух должен пройти. От объема и пути как раз и зависит тип гласной, которую в данный момент мы произносим.

 

4) ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ резонаторов. Резонаторы придают нашему голосу приятную на слух тембровую окраску. Вокальная педагогика всего мира борется за эти качества всеми средствами, стремясь искоренить неприятные на слух оттенки горлового, связочного тембра.

 

5) ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ резонаторов. Поскольку певческие резонаторы обладают чудесным свойством усиливать певческий голос без какой-либо дополнительной энергии, а только лишь путем превращения большей части энергетических затрат певца - дыхания, мышечных усилий - в звук, можно назвать добавку в силе голоса, которую дают нам резонаторы "даровой энергией".

Кроме этой главной защитной роли, резонаторы выполняют еще кое-что. Дело в том, что наш слух организован таким образом, что звуки одной высоты мы воспринимаем громче, чем звуки другой высоты, хотя и те и другие издаются с одинаковой мощностью. Это анатомические особенности нашего слуха и вдаваться в них мы здесь не будем. Отмечу только, что резонаторы в случае оптимальной настройки преобразуют наш голос так, что он попадает в зону максимальной чувствительности слуха. Таким образом, голос вокалиста становится еще слышнее, причем без какого-либо усиления.

Научившись настраивать свою резонаторную систему оптимальным образом, вокалист приобретает незаменимого ангела-хранителя для своих связок. Под надежной охраной резонаторов, связки не теряют своей работоспособности даже в самой глубокой старости.

 

6) ИНДИКАТОРНАЯ функция резонаторов. Резонируя в полостях дыхательного тракта, звук вызывает у певца различные ощущения в силу сотрясения воздуха. Такая чувствительность обусловлена наличием виброрецепторов (нервных окончаний) в мышечных тканях и, особенно, на внутренних слизистых оболочках. Если приложить руку к груди, то можно явственно ощутить дрожание грудной клетки на низких нотах - это происходит благодаря резонансу звука в трахее.

Другой пример - резонанс в гайморовых трубах носовой полости. По наличию или отсутствию ощущений вибрации в этой области можно сказать, попал звук "в маску" или не попал. Ощущение "маски" - одно из важнейших для профессионального певца.

Благодаря тому, что певец способен ощущать внутри себя эти самые "содрогания" от резонанса, он может управлять настройкой резонаторов, добиваясь их оптимальной работы. Другими словами, мы не научились бы никогда пользоваться резонаторами, если бы их не ощущали! Вот поэтому так важна индикаторная функция резонаторов!

 

7) АКТИВИЗИРУЮЩАЯ функция резонаторов состоит в том, что резонаторы "подстегивают" сами себя. То есть при определенной оптимальной настройке резонаторной системы начинает оказываться стимулирующее воздействие на сами резонаторы, а также на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический характер и происходит рефлекторно. То есть мы не в состоянии сознательно запустить этот процесс - он запускается автоматически при оптимальной работе резонаторной системы.

Иными словами, достигнув однажды определенного уровня резонанса, певец запускает механизм самоподдержки, когда резонанс берет на себя часть работы по активизации остальных резонаторов!

 

 

Что такое форсированное пение и как его избежать.Под форсированием в вокальной методике понимают излишнее давление воздуха на голосовые складки (связки), вызывающее их зажим и как следствие крикливый, плоский звук. Такое пение ещё называют «пение на горле», «пение на связках», когда певец пытается усилить звук голоса одним лишь мышечным напряжением в горле.

Форсированный голос звучит напряженно, надсадно и нарочито громко. Для людей с большим объемом голоса громкое его звучание — естественный процесс, при котором голос не теряет красоты вибрато. «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда», — писал педагог М. Гарсиа. Форсировка приводит к детонации, искажает тембр. При таком пении теряется полетность звука, а с ней и способность «пробивать» зал, хотя поющему кажется, что его голос звучит необыкновенно сильно и, как считают неопытные певцы, должен быть хорошо слышен на фоне оркестра и в зале. В случае такого дефекта можно порекомендовать перейти на более лирический репертуар, который бы не провоцировал петь «большим» голосом на эмоциональном подъеме.

 

Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушённой комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать. При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.

 

Второй вид форсировки возникает в том случае, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

 

Пока вокальный аппарат не окрепнет, не следует форсировать события – надо петь в середине диапазона и не более 30—40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после занятий голос сел, и вам трудно говорить — сократить занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжать сокращать занятия до нахождения оптимального времени.

 

В начале обучения необходимость петь упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец зачастую перестает уделять упражнениям достаточно внимания, и в результате оказывается отброшенным назад не некоторое время. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии «посидеть на вокальной диете», то есть не петь некоторое время ничего, кроме упражнений, а затем медленно добавлять выученный старый репертуар и только потом начать снова подъем к заветной вершине.

 

Форсируя, необученные певцы пытаются таким образом добавить в голос громкости. Но от перенапряжения всё получается наоборот. Звук не может сформироваться правильно при таком подходе, горло зажимается. Как результат – боль в горле, першение, преждевременное изнашивание, деградация певческого аппарата.

В данном случае правильный подход – подключение во время звукоизвлечения как можно больше резонаторных полостей при свободной, слегка расширенной глотке. Это связано с одной из известных функций резонаторов усиливать в десятки раз естественное звучание голоса без дополнительной затраты энергии со стороны дыхательной системы.

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 654;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.