Система жанров журналистики
В теории журналистики нет общепринятого определения жанра. Ведутся споры о его сущности, природе. Так, общая теория жанров рассматривает его как тип художественной формы, как исторически складывающийся тип произведения, как единство структурно-композиционных признаков. И хотя жанр в разных аспектах рассмотрен исследователями (В.Н. Вакуров, Н.Н. Кохтев, Г.Я.Солганик, В.М Горохов, В.И. Лейбсон, А.А. Тертычный и др.), некоторые вопросы остаются малоизученными.
В трактовке понятия «жанр» существует несколько подходов.
Один из них следующий. «Жанр - это относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, т.е. форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и
Солганик, Г.Я. Стиль репортажа / Г.Я. Солганик. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 75 с.
Костомаров, В.Г. Русский язык на газетной полосе: Некоторые особенности языка современной
газетной публицистики / В.Г. Костомаров. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 267 с.
Смелкова, З.С., Ассуирова, Л.В., Саввова, М.Р., Сальникова, О.А. Риторические основы
журналистики: Работа над жанрами газеты / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А.
Сальникова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 318 с.
глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая
относительно устойчивым соединением компонентов64 авторской
речи, а также элементов авторской и чужой речи» . Другими
словами, жанр - это своеобразный смысловой каркас целой группы, категории произведений, а также совокупность структурно- композиционных признаков, воплощающих этот каркас. Жанр - это форма в ее непосредственном, изначальном смысле: композиция, речь, ритм и т.д. Жанр - это форма подачи информации.
В.М. Горохов отмечает, что изучать закономерности
публицистического творчества следует в процессе. Эти закономерности реализуют себя в различных видах творчества, которое и определяется понятием «жанр». Он подчеркивает, что технике жанра следует учиться. По его мнению, начинающим журналистам следует преодолеть не только естественные для овладения новым материалом трудности, но и некоторые ложные стереотипы, существующие в профессиональной среде. «Такие стереотипы («нужно хорошо писать, а в каких жанрах - неважно») живучи. Однако они весьма односторонни; теория не может заменить таланта, но способна дать живой импульс
совершенствованию дарования, избавить его от 65ненужных
сложностей, определить путь к достижению мастерства» .
В целях лучшего усвоения сведений о различных формах
подачи материала, следует раскрыть понятие жанра, рассмотрев некоторые подходы ученых.
По мнению многих исследователей журналистики, существует
три главных способа отображения действительности - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Об этом обстоятельно пишет современный исследователь журналистских жанров А.А. Тертычный, отмечая и три группы различных методов познания действительности: эмпирические (документальные), теоретические и художественные.
В первую группу входят прежде всего методы сбора
материала (наблюдение, беседа, интервью, проработка документов и пр.).
Вакуров, В.Н., Кохтев, Н.Н., Солганик, Г.Я. Стилистика газетных жанров: Учебное пособие для
в5узов / В.Н. Вакуров, Н.Н. Кохтев, Г.Я. Солганик. - М.: Высшая школа, 1978. - 183 с.
Горохов, В.М. Газетно-журнальные жанры / В.М. Горохов. - М.: Акад. изд-во МГУ, 1993.- 175 с.
Вторую группу представляют общетеоретические методы
познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.) и комплексные методы осмысления собранного материала. Использование теоретических методов исследования в какой-то мере приближает аналитическую журналистику к научному познанию.
Третью группу составляют методы наглядно-образного
обобщения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой
фантазии, метафоризации, метон66мии, одушевления, оксюморона, и
литоты, гиперболизации и т.д.
Л.М. Майданова отмечает важную особенность назначения
жанров, так как они «обеспечивают различные способы подачи одной темы при неизбежной повторяемости ее, оправдывают разную глубину ее анализа». Автор считает, что жанр можно рассматривать как очень важную категорию процесса общения,
«как форму, которая в известной степени обеспечивает спо67об с
передачи определенной информации в определенных условиях» .
Система жанров в словесном творчестве подверглась
демократическим процессам. Теория журналистских жанров за последние десятилетия была значительно дополнена. Жанр рассматривался с различных позиций. Еще в середине 80-х гг. И.П. Лысакова писала, что в науке нет единой жанрово-стилистической типологии газетных текстов как составной части общей теории
газетных жанров 68. Данное утверждение остается в силе, так как современные исследователи, не противореча друг другу, все же рассматривают данное понятие с разных позиций (по жанрам, подстилям, иным критериям). Как и любой другой вид творчества, журналистика не поддается точным расчетам. И многообразие подходов в определении жанровой категории - свидетельство тому.
Жанр характеризуется общностью структурно-
композиционных и стилистических признаков. Жанровая
классификация имеет яр к о выраженный журналистско-
Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2002. -
319 с.
Майданова, Л.М. Стилистические особенности газетных жанров / Л.М. Майданова. -
Свердловск, 1987.
Современная газетная публицистика. Проблемы стиля / Под ред. И.П. Лысаковой. - Л.: Изд-во
ЛГУ, 1987. - 119 с.
профессиональный характер. При этой классификации
характеризуется преимущественный для каждого жанра аспект отражения действительности и ряд связанных с ним композиционных приемов.
Следует учитывать способ отображения действительности и
метод познания действительности, что обусловлено понятием стиля. Именно стиль диктует жанровую палитру, используемую авторами в печатном издании. Стиль же - производная категория, которую диктует выбранная автором форма подачи факта, другими словами - замысел. По этому поводу Л.М. Майданова пишет: «Замысел выступает как мыслительное образование, в свёрнутом виде содержащее ответы на пять вопросов: о чем, что, кому, как и зачем передается в акте общения. Жанр вобрал в себя опыт многих
поколений обща69 щихся и облегчает автору выбор способов ответа ю
на эти вопросы» .
Остановимся на краткой характеристике некоторых
журналистских жанров.
Информационные жанры: хроника, информационная заметка,
информационное интервью, информационный отчёт, репортаж.
Аналитические жанры: аналитическое интервью,
аналитический отчёт, комментарий, обзор, рецензия, статья.
Художественно-публицистические жанры: эссе, зарисовка,
очерк, фельетон, памфлет.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 435;