Заголовок как главная идея текста


 

Прежде чем речь пойдет непосредственно о заголовке, мы

остановимся на таком элементе оформления текста как рубрика.

Для больших изданий - многостраничных газет, журналов,

альманахов - весьма актуальной является проблема создания для читателя системы специальных ориентиров. При этом основной принцип, используемый для расстановки смысловых акцентов в номере - композиционный. Размещая материалы вверху или внизу полосы, на первых страницах издания или ближе к концу номера, мы создаем иерархию значимости текстов и освещаемых проблем.

Вместе с другими элементами оформления и подачи

материала рубрики служат для ориентировки читателя на газетной полосе. Рубрики могут быть как постоянные, так и разовые. Под рубрикой понимается не только текстовый материал.

Рубрика - это специально обозначенный раздел в газете,

объединяющий материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Когда она лаконична, графически заметна и максимально информативна, то полностью отвечает своему назначению.

Украшают издание специальные рубрики для карикатур,

комиксов, фотографий. Система рубрик разрабатывается, исходя из предполагаемой тематики издания. Но следует избегать штампов. «Избитые» банальные рубрикаторы, такие как «Мы», «Проблемы», «Проба пера», «Начало», «Наши герои» и др. не способствуют формированию «узнаваемого лица» периодического издания.

Заголовок - это предельно сжатое и меткое выражение сути,

главной идеи материала. И здесь важно избегать стандартов, штампов, банальностей.


Как отмечает по данному поводу А.П. Горбунов, «в оценке

того или другого заголовка одинаково значительны тема

выступления и отношение к ней авто50а, жанр и тип газеты, традиция р

и журналистская индивидуальность» .

Удачный заголовок несет большую информационную

нагрузку. В наш век «взрыва информации» это особенно актуально. По заглавию читатель составляет общее впечатление о той или иной информации в газете, выбирает нужный текст для обстоятельного знакомства, получая первоначальные сведения на уровне заголовка.

А. Тертычный в публикации «Заголовок - слово главное»

подчеркивает, что «поэтому такое слово должно быть сказано осознанно, четко и ярко. Так, чтобы читателю не трудно было понять, что перед ним именно тот текст, который нужно прочитать. Текст, не увенчанный достойным заголовком, нельзя считать завершенным произведением. Но найти такой заголовок бывает

совсем не просто. Поэтому искусству его создания надо учиться» 51.

Осознанность заголовка - это такое его качество как ясность:

он должен быть понятен как автору, так и читателю. Нередко бывает, что автор понимает смысл названия, тогда как для читателя он остается туманным. Например: «Молодежь - в море!» (о прохождении практики курсантами), «Спортсмены РЭБа БоПа с нетерпением ждут региональных соревнований» (РЭБ БоП -

ремонтно-эксплуатационная база Беломорско-Онежского

пароходства), «Внимание - скоропорт!» (скоропорт -

скоропортящаяся продукция). Непонятные заголовки, как правило, отличаются неблагозвучностью.

Заголовок - своеобразный тезис любого выступления. Чем

обстоятельнее тезис, тем он полнее выражает содержание, и, напротив, чем лаконичней заголовок, тем в нем выше концентрация темы. В зависимости от жанра соотнесенность заголовка с содержанием текста проявляется по-разному. Заголовок - это еще и лицо издания. Он указывает на главное в тексте, на авторскую позицию в толковании того или иного факта, явления. Не


 


 

 

Горбунов, А.П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова / А.П. Горбунов. -


Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1993.-198с.


 


 

Тертычный, А. Заголовок - слово главное / А. Тертычный // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 80-


82.


безразличен заголовок к тексту и в стилевом отношении. Характер

заголовка, его структура, ритмика во многом определяют стиль последующего изложения.

По мнению А.П. Горбунова, «в жанрах художественной

публицистики заголовок похож на камертон, на который

ориентирована стилевая организация текста, его 52 не только

смысловая, но и эмоциональная направленность» . Все это

свидетельствует о значении заголовка, которое не следует преуменьшать, как это бывает у начинающих журналистов. Следует иметь в виду, что первое восприятие текста у читателя складывается по заголовку.

Таким образом, можно говорить о многофункциональности

заголовка в публикациях СМИ. Э.А. Лазарева отмечает

функциональность заголовка на всех этапах восприятия текста:

До чтения: графически выделительная или номинативная

функция, которая имеет две роли - информативную и рекламную.

Во время чтения: информативная функция, оценочно-

экспрессивная, интегративная и композиционная.

После чтения текста функция заголовка номинативная 53.

Как считает А. Тертычный, «работа с заголовком не может

быть механической. Она всегда - трудный творческий поиск. И не только ума, но и души. Именно то, что называется душой человека,


прежде всег54 проявляется в этической стороне его действий, его о

творчества» . Подчеркнем, что это сказывается и на восприятии издания в целом.

Таким образом, можно выделить еще один характерный

признак качественного заголовка - этичность.

Кроме этого, заголовок должен соответствовать содержанию

текста. Например, в публикации речь идет от имени 16-летней девушки, которая рассказывает, как ее мама в 43 года родила


 


 

Горбунов, А.П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова / А.П. Горбунов. -


Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1993.-198с.


 


 

Лазарева, Э.А. Заголовок в газете / Э.А. Лазарева. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989.


- 96 с.


 


 

Тертычный, А. Заголовок - слово главное / А. Тертычный // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 80-


82.


ребенка. Она этому рада, но это не повод называть материал

«Рожайте в 43!». Заголовок не адекватен содержанию текста.

Следовательно, качество заголовка можно определить по

следующим признакам:

 ясность (понятный как автору, так и читателю),

 четкость (отсутствие лишних компонентов, мешающих

восприятию),

 лаконичность,

 яркость (оформленный средствами экспрессии),

 этичность,

 адекватность тексту.

Обобщив данные теоретические сведения, можно согласиться

с мнением А.П. Горбунова, который считает, что в журналистском


произведении текст и есть развернутое до конца за55лавие, а г

заглавие же - стянутый до объема нескольких слов текст .

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 366;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.