Периодическая печать Франции
В начале ХIХ века Франция продолжала оставаться эпицентром политических страстей. Осознавая силу печатного
слова, Наполеон стремился поставить под жесткий
правительственный контроль всю французскую прессу. В 1804 году, когда сенат провозгласил его императором, он фактически аннулировал свободу слова во Франции.
В 1807 году был нанесен сокрушительный удар по политической печати: всем провинциальным газетам запрещалось публиковать на своих страницах, какие бы то ни было материалы на политические темы, за исключением статей, перепечатанных из официального правительственного органа «Moniteur Universel» («Монитер универсель», 1789-1901). Эта ежедневная политическая газета была наиболее информированным периодическим изданием в наполеоновской Франции.
3 августа 1810 года был подписан декрет, согласно которому в каждом департаменте Франции, исключая департамент Сены, разрешалось издавать только одну газету, подконтрольную местному префекту. В конце того же 1810 года был подготовлен проект декрета о парижских газетах. Этот документ разрешал публиковать политическую информацию только трем столичным газетам, периодичность выхода которых ограничивалась тремя днями в неделю. Кроме того, всем парижским газетам запрещалось публиковать фельетоны.
Падение режима Наполеона (1814) и начало Реставрации в целом оказали позитивное воздействия на дальнейшее развитие
французской журналистики. Принятие "Конституционной хартии"
1814 года привело к формальному восстановлению свободы слова во Франции. Поэтому, несмотря на введение предварительной цензуры для всех периодических изданий и сочинений, объем которых не превышал 20 печатных листов, положение прессы стало более устойчивым. В 1824 году в Париже издавалось 12 ежедневных газет, разрешенных властями. Одним из наиболее влиятельных парижскиих изданий этого периода являлась газета «Journal des Débats», тираж которой доходил до 13 тыс. экземпляров.
Издатель Луи Франсуа Бертен (1766-1841) приобрел «Journal des Débates politiques etliltéraires» («Жюрналь де Деба Политик е Литерэр»; «Журнал дебатов политических и литературных», 1789-1944) в 1799 году. Вскоре за свою независимость и скрытые роялистские симпатии Бертен попал в тюрьму и затем был выслан в Италию. В 1804 году ему было разрешено вернуться во Францию. Его газета по распоряжению императора Наполеона была переименована в «Journal de 1'Empire» («Журналь де л'Ампир», 1805-1814). Кроме того, к ней был приставлен специальный цензор, которому издатель выплачивал содержание в размере 24000 франков в год. В 1811 году газета
«Журналь де л'Ампир» была конфискована в пользу государства.
В 1801 году Луи Франсуа Бертен наладил выпуск дополнительных листов (фр. feuilleton, от feuille - «лист», «листок») «Journal des Débats». В 1803 году он изменил
формат газеты, удлинив его к низу. Эта часть «Журналь де Деба», отделенная от основной части газеты «линией отреза» (белым пропуском), как и «добавочные» листы, была названа фельетоном. Таким образом, благодаря Луи Бертену в журналистику пришел фельетон, который в начале ХIХ века в основновном использовался для усиления читательского интереса к тому или иному выпуску газеты.
«Journal des Débats» мгновенно откликалась даже на незначительные изменения общественного мнения и со временем превратилась в одно из самых влиятельных консервативных изданий Франции. Для ее публикаций наряду с политической злободневностью и остротой были характерны аналитичность и взвешенность суждений. Бертен превратил «Journal des Débates» в опору монархической власти и орган роялистской прессы. В эпоху
Июльской монархии (1830-1848), являлясь проправительственным
изданием, «Журналь де Деба» поддерживала политический курс Луи Филиппа. С газетой, которая по-прежнему оставалась одной из самых читаемых и популярных в стране, в этот период сотрудничали такие известные французские писатели, как Виктор Гюго, Шарль Нодье, Александр Дюма-отец, Жюль Жанен и Эжен С ю.
Пресса Франции сыграла важную роль в подготовке Июльской революции (1830), которая привела к установлению в государстве либерального королевства во главе Луи Филиппом I, ставшего вскоре постоянным персонажем газетных карикатур и анекдотов. Реакция правительства последовала незамедлительно. Уже в ноябре 1830 года был издан закон, согласно которому любое
выступление против короля Франции, ее правительства и
парламента каралось тюремным заключением на срок от 3-х
месяцев до 5-ти лет, а также штрафом от 300 до 6000 франков.
К началу 1820-х годов во французской журналистике сложился следующий баланс политических сил. На стороне короля Луи- Филиппа I выступали: «Le Journal de Paris» («Газета Парижа», тираж - 4175 экз.), «L'Etoile» («Звезда», тираж - 2750 экз.), «La
Gazette» («Ведомости», тираж - 2370 экз.), «Le Moniteur»
(«Вестник», тираж - 2250 экз.), «Le Drapeau blanc» («Белое знамя», тираж - 1900 экз.), «Le Pilote» («Пилот», тираж - 900 экз.). Ежедневный совокупный тираж этих органов печати составлял не более 14300 экземпляров. В оппозиции правительству находились: «Le Constitutionnel» («Конституционалист», тираж - 16250 экз.), «La Quotidienne» («Повседневная жизнь», тираж - 5800 экз.), «Le Courrier francais», «Французский вестник», тираж - 2975 экз.), «Le Journal de Commerce», «Газета коммерции», тираж - 2380 экз.), «L'Aristarque» («Аристарх», тираж - 925 экз.). Общий тираж оппозиционных газет достиг 28300 экземпляров. Более того, после отставки министра иностранных дел Франции Франсуа Рене де Шатобриана (1824), с которым был дружен Луи Бертен, в стан оппозиции перешла и его газета «Le Journal des Debats» (тираж 13 тыс. экз.).
Политический кризис разразился летом 1830 года, когда король Франции Карл X предпринял очередную попытку подавить свободу слова. 25 июля в газете «Le Moniteur» были опубликованы шесть
«Ордонансов» главы французского правительства Огюста Жюля
Армана Полиньяка, положившие начало Июльской революции.
«Ордонансы» Полиньяка, уничтожавшие свободу прессы, вызвали бурную негативную реакцию журналистов. Луи Адольф Тьер (1797-1877) 26 июля опубликовал в газете «Le National» («Насьональ») статью, ставшую декларацией парижских газетчиков о неподчинении официальным властям. Под текстом этой статьи- манифеста поставили свои подписи около 40 редакторов ведущих парижских изданий.
Карл Х был вынужден отменить действие «Ордонансов» Полиньяка и отправить в отставку наиболее одиозных министров, однако эти шаги были предприняты слишком поздно. Примечательно, что события Июльской революции нередко называют «революцией журналистов».
Пришедший к власти король Луи Филипп I не только внес поправку об отмене цензуры, но объявил амнистию журналистам, обвиненным по политическим мотивам. Первые годы Июльской монархии были отмечены небывалой активностью французской прессы. Однако диалог с прессой для власти вновь оказался не возможен. Вскоре начались судебные преследования журналистов. К концу 1832 года число процессов, возбужденных правительством против органов печати достигло 411. В частности, журналисты газеты «La Tribune» («Трибюн») в период с 1831 по 1833 годы были осуждены на 49 лет тюрьмы.
Однако остановить дальнейшее развитие французской журналистики при помощи традиционного усиления репрессивных мер было уже невозможно.
Во второй половине 30-х годов ХIХ века во Франции появились первые массовые периодические издания. У истоков французской «penny press» стоял Эмиль де Жирарден (1806-1884). Его самым успешным издательским проектом стала политическая газета «La Presse» («Ля Пресс»; «Пресса», 1836-1918). Снизив цену на подписку и розницу, Жирарден превратил «Ля Пресс» в масовое издание и добился устойчивого роста тиража газеты. По замыслу Жирардена главным источником финансовой жизнеспособности «Ля Пресс» должна была стать газетная реклама, которая не только компенсировала все издательские расходы, но и делала газету весьма прибыльной.
Эмиль де Жирарден стремился превратить «La Presse», в
независимый печатный орган, интересный для широкой читательской аудитории. В содержательно-тематической модели
газеты были широко представлены информационные,
аналитические и художественно-публицистические жанры. На ее страницах печатались произведения таких известных авторов, как: Виктор Гюго, Теофиль Готье, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Жан Батист Гюстав Планш и Огюстен Эжен Скриб.
В профессиональной журналистской среде появление дешевой газеты, изначально нацеленной на коммерческий успех, вызвало взрыв негодования. В частности, издатель «Насьональ» Арман Каррель обвинил Жирардена в том, что тот пытается превратить журналиста в простого торговца новостями. Газетный рынок упорно сопротивлялся. Журналистская общественность и издатели критиковали Жирардена, объявляли ему бойкот, но игнорировать его опыт, находясь на пороге коммерциализации французской прессы, они уже не могли. В частности, по этому пути пошел издатель Полидор Мило.
1 февраля 1863 года в Париже вышел первый номер новой ежедневной газеты - «Petit Journal» («Пти журналь»; «Маленькая газета», 1863-1944), которая продавалась по неслыханно низкой цене - всего один су (пять сантимов). «Petit Journal» была создана Моисеем Полидором Милло (1813-1871).
Ее тираж в 1869 году составлял 470 тысяч экземпляров. На страницах «Пти журналь» печатались романы одного из основателей детективного жанра Эмиля Габорио и признанного мастера жанра романа - фельетона Пьера Алексиса Понсона дю Террайля. В 1890-е годы газета достигла пика своей популярности.
В 1835 году во Франции появилось первое в мире информационное агентство. Его основателем стал Шарль Луи Гавас (1783-1858), начавший свою журналистскую деятельность с создания в Париже «Бюро переводов Гаваса», в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд столичной прессы.
Услугами агентства пользовались такие влиятельные парижские газеты, как «Журналь де деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль». В дальнейшем, расширяя свою деятельность, Гавас организовал в Европе собственную сеть корреспондентов, оперативно передававших информацию из стран пребывания.
Агентство «Гавас» работало под девизом «Быстро и хорошо». В
1853 году почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация «Гавас».
Наиболее влиятельными французскими журналами XIX века были «Revue des deux mondes» («Ревю де де монд», «Обозрение двух миров», ) и «Revue de Paris» («Ревю де Пари»,«Парижское обозрение»).
«Revue des deux mondes» был основан в 1829 году Франсуа Бюлозом (1803-1877). В состав редколлегии журнала входили Жорж Санд, Альфред де Мюссе, Шарль Огюстен де Сент-Бёв. Этот серьезный и обстоятельный журнал был ориентирован на интеллектуальную элиту Франции. Уже во второй половине 1830-х годов «Ревю де де монд» становится наиболее авторитетным французским журналом. На его страницах печатаются новые произведения самых значительных писателей того времени:
Ф.Р.Шатобриана, А. де Виньи, П.Мериме, А.Стендаля, Ж.Санд, А. де Мюссе, А.Дюма-отца, О.Барбье.
Создателем журнала «Revue de Paris» (1829-1970) стал Луи Дезире Вероном (1798-1867), который попытался объединить в этом издании молодые литературные таланты Франции. Вместе с тем Верон намеревался сделать свой журнал престижным и элитарным, и это ему удалось. «Ревю де Пари» первым познакомил читателей с «Ваниной Ванини» Стендаля, «Этрусской вазой» Мериме, отрывками из «Шагреневой кожи» Бальзака, романом «Отец Горио», а также его новеллами «Эликсир долголетия» и «Красная гостиница». В 1856 году журнал начал печатать «Мадам Бовари» Флобера. «Revue de Paris» широко практиковал публикацию романов целиком, и вскоре этому примеру последовали и многие французские журналы, включая «Revue des deux mondes».
Революция 1848 года вызвала глубокие качественные
изменения в развитии французской журналистики.
Правительственными декретами от 5 и 6 марта 1848 года была восстановлена свобода печати. В период между февралем и июнем 1848 года начался бурный рост периодических изданий самых разных типов и направлений. Однако дальнейшее развитие событий, в частности приход к власти принца Луи Наполеона Бонапарта, который 2 декабря 1852 года провозгласил себя
императором Наполеоном III, привело к восстановлению жесткого
контроля со стороны властей над сферой журналистской деятельности. Вместе с тем количественный рост периодической печати в период Второй Империи (1852-1870) был весьма значительным. Так, например, общий разовый тираж парижской прессы поднялся со 150 тыс. экземпляров в 1852 году до 1 млн. экземпляров в 1870 году.
Глубокий след в истории журналистики Франции оставила Парижская Коммуна (1870-1871). Газетная и журнальная периодика этого периода носила ярко выраженный политический характер.
Эпоха Третьей республики (1870-1918) стала «золотым веком» в истории французской журналистики. Самым значимым событием, качественно изменившим положение и статус французской журналистики в последней трети ХIХ века, явилось принятие закона о печати от 29 июля 1881 года. Этот законодательный акт отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы. При этом рассмотрение серьезных нарушений закона в сфере
распространения информации передавались судам присяжных.
К концу столетия численность ежедневных парижских и провинци- альных газет увеличилась в два раза. В условиях бурного роста информационной прессы в газетах начинают преобладать материалы общего и развлекательного характера. Получили развитие такие жанры журналистики, как репортаж и интервью. Еще одной характерной приметой времени стало увеличение удельного веса рекламы.
В начале 80-х годов XIX века появились первые профессиональные объединения журналистов: «Профессиональная
ассоциация французских журналистов-республиканцев» и
«Профсоюз парижской прессы». В 1899 году в Париже была
открыта Высшая школа журналистики, положившая начало
становлению журналистского профессионального образованию во Франции.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 448;