Арнольд Тойнби (1889-1975).Книга «Постижение истории». Концепция круговорота локальных цивилизаций.


В основании локальных цивилизаций лежат духовные традиции (сущность цивилизации) и общность территории.

В настоящее время цивилизации:

1.Западно-христианское общество в формах католической, протестантской и лютеранской.

2.Православно-христианское или византийское (Юго-Восточная Европа и Россия).

3.Исламское общество (Северная Африка, средний восток через Пакистан к Китаю).

4.Индуистское общество (Индия)

5.Дальневосточные общества

Генезис цивилизаций:

1.Цивилизации – это ответ народов на «Вызов». Основное препятствие в момент формирования цивилизаций – географические условия. Это начальный период складывания цивилизаций.

2. Расцвет цивилизаций. Когда энергия народов доходит до пиковых значений, а люди творчества получают признание и свободу действий.

3. Надлом цивилизаций. Потеря творческой энергии. Правящая элита неспособна к творческим решениям. Идолопоклонство, то есть потеря религиозного качества. Это фаза неустойчивого равновесия.

4. Распад цивилизации.

Пути преодоления кризиса:

1.Архаизм. Вернуться в прошлое, примирить прошлое с настоящим.

2.Футуризм. Отвергает прошлое и настоящее во имя будущего. Это безоглядный прыжок в неизвестное будущее. Исторически неоправданный риск.

3. Преображение с целью создать историческую паузу для возрождения религии и оживления творческих сил.

 

Питирим Сорокин (1889-1968). Концепция социальной культурной динамики.

Духовная сущность культуры. Именно она определяет основные формы, темпы и цели развития.

Базовые ценности культуры: истина, добро, красота.

Наличие базового принципа, на основе которого и формируется целостная культура.

Базовые принципы:

1.Бог – на выходе идеациональная культура (начало христианства до 11-12в.в.)

2.Бог и чувственность – смешанный тип культуры, иначе называемый идеалистическим (13-15в.в.)

3.Чувственность – чувственная культура (15в. по настоящее время).

 

Альберт Швейцер (1875-1965). «Упадок и Возрождение культуры». Концепция этической культуры.

 

 

ЛЕКЦИЯ

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

План

1.Понятие религии.

2.Структура религии.

3.Социальные функции религии.

4.Возникновение и исторические этапы развития религии. Мировые религии.

 

Понятие религии.

Существующие в нынешнее историческое время различные определения религии богаты разнообразием. Известное определение религии, данное Г.В.Плехановым (1856-1918г.г.): «Религия - система представлений, настроений, чувствований, пронизанная верой в сверхестественное». В этом определении религия предстает как вера в Бога. Но идея Бога присутствует далеко не во всех религиях, даже мировых. Так в Буддизме единого Бога нет, а есть вера в возможность самопревращений, самоконтроля на основе систематических и длительных усилий человека над самим собой. Конфуцианство, не будучи мировой религией, тем не менее строится на сакрализации определенной системы поведенческих правил, дающих возможность обществу обрести устойчивость и обеспечить ему почти бесконечную длительность существования на основе однажды найденных форм его организации (идеальные общества). Что, может быть, и объединяет поиски определений религии, так это вера в священное, принятая обществом в этом качестве и исключающая какие-либо сомнения. Религия – способ самоутверждения человека. Она занимает свое место среди известных способов самоутверждения:

1.Языческий, обеспечивающий через ранние формы религии связь с природой.

2.Религиозный (ислам, буддизм, христианство и др.), обеспечивающий связь с сакральными, священными сторонами жизни людей, наделяя эти жизни высоким, надприродным смыслом.

3.Светский (наука, искусство, атеизм), создающий формы реального освоения мира.

Психологические взгляды, развитые З.Фрейдом (1856-1939г.г.)в работе «Будущее одной иллюзии», рассматривают религию в качестве средства защиты от темных сил природы. Фрейд отвергает внешние источники происхождения религии. Люди существуют в определенных обстоятельствах, которые являются лишь внешними условиями, в которых возникают религии как собственное изобретений людей. Бессознательные влечения людей, обладая огромной разрушительной силой, сдерживаются нормами общественной жизни. В этом конфликте и рождаются религии. Религия – это способ духовной самозащиты людей от природных и социальных сил, преодоление их враждебности. Источником религиозных чувств выступает индивидуальное бессознательное.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 470;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.