Самообразование и самовоспитание в профессионально-личностном становлении будущего учителя.
Педагогическую культуру учителя определяет его педагогическая позиция. Педагогическая позиция - это система отношений к (1) миру, (2) педагогической деятельности, (3) педагогической действительности.
Исследованы две позиции педагога по отношению к образованию. Если педагог видит цели образования только в том, чтобы подготовить ученика к жизни, то образование будет ориентировано только на настоящую жизнь и целью образования будет формирование тех качеств, которые востребованы современным обществом. Если учитель ставит цель воспитать поколение, которое построит лучшее общество, чем современное, то он будет воспитывать в детях общечеловеческие качества: быть уважительным к людям, все вопросы решать, ориентируясь на собственную совесть, быть обязательным, ответственным, волевым человеком.
Но такой цели учитель в современной школе не ставит. Об этом пишет В. Тендряков в произведении «Ночь после выпуска»: «молодежь в школе нравственно не воспитывается потому, что существует современная школа с ее учителем, проходящим программу, с ее учебниками, которые совершенно скрыли от глаз ученика живую действительность, с ее уроками, во время которых неподвижные дети на веру воспринимают кусочки знаний из отдельных разрозненных наук».
Этот факт говорит о том, что учитель не осознал роль общечеловеческих ценностей в жизни человека, у него нет личностной позиции к вечной проблеме добра и зла, отсюда и ценностные ориентации его шатки, зависят от конкретных жизненных обстоятельств. Учитель с неустойчивым мировоззрением, без активной педагогической позиции воспитывает поколение равнодушных, ничем не интересующихся людей.
Учитель должен воспитывать в себе социальные способности человека: (1) жить в обществе по высоконравственным нормам, (2) формировать способность строить товарищеские деловые отношения, (3) быть принципиальным и доброжелательным, (4) требовательным к себе, самокритичным, способным к сочувствию, сопереживанию, тактичным и деликатным в отношениях с другими людьми.
При изучении педагогики в педагогическом вузе необходимо учитывать, что студенты обычно знакомы только с педагогическим опытом своих родителей и учителей, который они осваивали с позиции ребенка, а личный педагогический опыт сводится к взаимодействию с младшими родственниками; незначительное количество времени на практику вынесено на старшие курсы, когда теория уже "изучена".
С позиций современных требований к деятельности и профессии учителя важно определить главные направления в изучении педагогики в вузе. Учить педагогике - значит помогать человеку понять специфику своей индивидуальной педагогической культуры, черты индивидуального стиля и на основе более широких контекстов показывать человеку его особенности, а также не известные и не использованные ранее грани педагогического знания, соотносить эти две системы, создавая таким образом мотивацию к расширению индивидуальной педагогической культуры путем самообразования, саморазвития на основе рефлексии и самоанализа, довести до автоматизма механизмы
осуществления данных процедур.
Источником саморазвития изучающего педагогику может явиться диалектическое разрешение следующих противоречий:
– «я – неповторимый»;
– «мой идеал учителя»;
– педагогическая теория - повседневная школьная практика;
– личный педагогический и жизненный опыт;
– обобщенный передовой педагогический опыт;
– возможности в прошлом, в настоящий момент, мое представление обо мне в будущем;
– отношение к ребенку как к средству, способу самоутверждения учителя, объекту воспитания; отношение к ученику как к ценности.
Результатом изучения педагогики должны стать:
- положительное отношение к педагогике, ответственное отношение к ее изучению, отношение к детям с позиции уважения, признания за ними права самостоятельного решения; оптимистическое отношение к себе в роли педагога;
- теоретическое педагогическое мышление учителя как умение видеть сущность в педагогическом явлении, свободное оперирование знаниями, для которых характерна полнота, вариативность, логичность, научность, осмысленность ("теория из практики");
- обобщенные педагогические умения (умение применить теорию на практике): рефлексивные, диагностические, прогностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические ("практика из теории").
На профессиональную позицию учителя влияют его индивидуально-типологические особенности личности. Психолог Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций учителя. Педагог может выступать в качестве: информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный результат в деятельности учителя в зависимости от личности педагога. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость, подыгрывание под ребенка, превращение его в маленького кумира, примитивное управление поведением детей поощрениями и наказаниями.
Проведенные исследования в школах г. Ростова-на-Дону и Ростовской области показывают, что активная педагогическая позиция проявляется лишь у 26% работающих учителей (всего обследовано 256 учителей). У 50% учителей она проявляется недостаточно, а 24% педагогов такая позиция вообще не присуща. Интересен и тот факт, что высокая активность у некоторых учителей проявляется лишь в тех видах профессиональной деятельности, которые постоянно контролируются, что свидетельствует о несформированности индивидуальной педагогической культуры.
В воспитании педагогической позиции студенту поможет знакомство с педагогической позицией педагогов-классиков.
XVII век. Я.А. Коменский считал, что воспитание и образование изменяет, развивает природу человека, но чтобы они носили развивающий характер, для этого учитель должен хорошо знать природу ребенка. И еще важным условием в воспитании ребенка он считал гуманное отношение учителя к детям, любовь к ним, его личный пример во всем.
XIX век. К.Д. Ушинский утверждал, что педагогическую направленность деятельности учителя определяет специфика этой деятельности: учитель работает с ребенком, поэтому должен знать анатомию души ребенка; и профессионализм и творческий рост педагога определяется чтением педагогической литературы и литературы по самовоспитанию себя.
XX век. В.А. Сухомлинский боролся с академической педагогикой, в которой утверждался авторитаризм в воспитании - требование, поощрение, наказание считались чуть ли не основными методами воспитания. В его педагогических трудах развивались принципы гуманистической педагогики: воспитание без наказания, обучение без принуждения, главное в воспитании - духовное развитие личности и коллектив должен помогать расцвету личности. Эти идеи гуманистической педагогики развивали педагоги-новаторы.
Отмечая профессионально значимые качества личности учителя в формировании педагогической культуры, современными учеными определен комплекс личностных качеств современного учителя: мировоззрение, социальная активность, профессиональная направленность, любовь к детям, справедливость, самообладание, настойчивость, наблюдательность, педагогическая зрелость, высокая общая культура, эрудированность, целеустремленность, ответственность, скромность, педагогический такт, трудолюбие, требовательность.
Е.В. Бондаревская, исследуя педагогическую культуру учителя, выделяет такой комплекс качеств: любовь к детям, доброта, убежденность, общительность, сдержанность, организованность, самокритичность, деликатность, педагогический такт.
Какую роль играет самообразование и самовоспитание в развитии педагогической культуры учителя?
Анализ исследований (О.И. Ганченко, А.К. Громцева, Г.С. Сухобская и др.) по проблемам самообразования позволяет сделать выводы, что сущность понятия "самообразование" может быть выражена наиболее существенными признаками, его характеризующими:
1. Самообразование - это целенаправленная систематическая познавательлая деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования, а также непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека, (А.К. Громцева, Г.И. Гусев, Л.С. Колесник, П.Х. Пшибельский и др.);
2, Самообразование - это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека (А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко и др.);
3. Самообразование по своей природе - процесс социальный, связан
с практической деятельностью человека (А.Я. Айзенберг, Н.Ф.
Голованова, А.В. Даринский, Б.Ф. Райский и др.);
4. Самообразование как познавательная деятельность осушествляется на самоуправляемом и саморегулируемом уровне (А.К. Громцева,
Г.С. Сухобская, О.Д. Полонская и др.);
5. Самообразование как особый вид познавательной деятельности
предполагает: положительную мотивационную активность, на-
правленность; проявление значительных волевых усилий; целеуст-
ремленность и самоорганизованность; высокий уровень интеллек-
туального развития; сформированность определенной системы по-
знавательных умений; высокую самостоятельность; способность к
видению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного
уровня самооценки (А.К. Громцева, ТА. Воронова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кухарев и др.);
7. Самообразование — это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не
только духовные, по и материальные ценности, обладающие как
объективной общественной, так и субъективной значимостью (К.А.
Абульханова-Славская, Н.Д. Брагина, А.М. Матюш-
кин, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др.).
Подобные определения не в полной мере отражают специфику самообразовательной деятельности преподавателя и с успехом могут быть отнесены к самообразовательной деятельности врача, инженера и т.д.
Б.Ф. Райский называет ряд закономерностей процесса самообразования, которые можно принять именно в таком качестве:
1. Стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственного и умственного развития, образованности и производственной квалификации человека и развивается по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека.
2. Стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения
его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности.
3. Стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование.
4. Стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека. Возникновение непреодолимых трудностей в удовлетворении познавательных потребностей и интересов, а также повторяющееся недоведение до конца начатой самообразовательной деятельности влечет затухание стремления к самообразованию (Б.Ф. Райский).
Последняя закономерность проявляется в случае непреодолимых препятствий, так как вообще отрицать положительное значение преодоления трудностей в процессе удовлетворения сильных потребностей неправомерно в силу того, что, как утверждают психологи (и частности, В.Н. Мясищев), преодоление трудностей в удовлетворении потребности является показателем ее интенсивности.
Самообразовательная деятельность преподавателя рассматривается как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности (О.И. Ганченко). Обобщая попытки выделить этапы (стадии, уровни) самообразования, О.И. Ганченко сводит их к трем основным:
- положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности;
- самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;
- самообразование – систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности [7].
Авторы, занимающиеся проблемами педагога и его подготовки, используют целый ряд понятий: «профессиональное самообразование» (Ю.Н. Кулюткин), «педагогическое самообразование» (В.Л. Котляр) «профессиональное самовоспитание» (С.Б. Елканов), «психолого-педагогическое самообразование» (С.П. Иванова и др.).
Широко используются понятия «самообразование учителя (педагога)», «самообразование педагогических кадров». Особо подчеркивается, что отличительной особенностью самообразования педагога является то, что результатом его работы выступает эффективность продвижения и развития учащихся, а не только собственное самоусовершенствование в личном и профессиональном плане.
О.И. Ганченко считает, что целесообразнее пользоваться термином «профессиональное педагогическое самообразование». Самообразование учителя и профессиональное педагогическое самообразование - синонимические словообразовании и могут использоватъся равноценно. Таким образом, профессиональное самообразование педагога - многокомпонентная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга.
Основными задачами самообразования современного педагога должны стать: формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира; активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствование личностных качеств. Личностно-профессиональный рост педагога связан с реализацией его личностного и профессионального потенциала: изменениями в ценностно-смысловых образованиях, мотивацией, творческой самореализацией себя в профессии, достижениями успеха в педагогической деятельности, потребностью в личностном саморазвитии.
Таким образом, особенности педагогического самообразования в современных условиях заключаются в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований и т.д.
Студент, овладевающий профессией учителя, должен быть подготовлен к непрерывному педагогическому самообразованию.
С чего необходимо начинать работу по самообразованию и самовоспитанию?
Для этого сначала необходимо установить, на каком уровне готовности к такому образованию находится студент и определить готовность к вышеназванному виду деятельности..
Самооценка — констатация личностью качеств, содержательных особенностей своего «Я», своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и самому себе. С точки зрения Б.Т. Ананьева, она представляет собой наиболее сложно-сконструированный и многогранный компонент самосознания и является 'прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности. На личностном уровне развития самосознания происходи осознание и оценка субъектом своей социальной ценности, нравственных качеств, степени эмоциональной и социально-психологической зрелости, смысла жизни, занимаемого общественного статуса, оценка себя и своих личностных достижений.
Составной частью самооценки является самопознание, т.е. нужно вызвать себя на беспристрастный суд и поставить цель в жизни. А далее следует использовать приемы самопобуждения, самоубеждения, самоприказа, самопринуждения, самоорганизации, самоконтроля, самоанализа, самоотчета.
С помощью самообразования и самовоспитания можно достигнуть вершин профессиональной деятельности. А.С. Макаренко писал: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания… Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать».
Чтобы стать волевым человеком, надо научиться себе самоприказывать и выполнять самоприказ, хотя в процессе его выполнения будет возникать множество «за» и «против» в выполнении самоприказа, т.е. будет идти постоянная борьба мотивов – выполнять самоприказ или нет. Если часто самоприказ не будет выполняться, то возникает слабоволие, которое станет чертой характера и даст возможность человеку реализовать себя.
Большую роль в выполнении самоприказа играет установка на управление собой, на выполнение личностных правил, самообязательств на волевое поведение. Установку делает действенной самоинструкция: как быть сдержанным, корректным, настойчивым, решительным, твердым в достижении цели.
Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда никуда не опаздывать; никогда никому не отвечать односложно «да» и «нет» – искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т. д.
Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план – максимум на большой отрезок времени и план – минимум (на день, неделю, месяц).
К.Д. Ушинский писал, что каждый педагог, по меньшей мере, должен знать правила, которыми необходимо руководствоваться в своей работе: спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить время бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случится; каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках; ни разу не хвастать тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Если к самовоспитанию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом должны быть самоанализ и оценка результатов. Правило К.Д. Ушинского о том, чтобы «каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках», подтверждает необходимость систематической работы над собой.
Составляя программу самовоспитания, следует знать о человеческих слабостях и достоинствах следующее.
1. Человек, ведущий себя пассивно, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях, он беззащитен перед требованиями других. В его действиях отсутствует уверенность. Он легко попадает в ситуацию, когда не только достигает желаемого, но и подтверждает имидж несносного человека. Неудачи ослабляют и без того не слишком сильное его самосознание. Иногда он пытается овладеть ситуацией посредствам манипулирования другими людьми, а это ничто иное, как скрытая агрессия.
2. Агрессивный человек добивается своего в ущерб другим. Он настраивает людей против себя. Изощренный агрессор производит не симпатичные впечатления, люди пытаются уклоняться от компании с ним.
3. Ассертивный человек способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация, что он о ней думает и как ее переживает. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Для ассертивного поведения характерно спокойствие, речь выразительная и вразумительная. Такой человек создает вокруг себя приятную атмосферу. Он хорошо ориентируется в сложившейся ситуации. Он умеет распознать манипуляцию и защитить себя от нее. Уважает моральные принципы.
Особенно важно для педагогической деятельности учителя интеллектуальное развитие. Обучаясь правильной аргументации, необходимо помнить, что надо быть внимательным не только к содержанию рассуждений, но и к логической структуре рассуждений. Чтобы сделать работу по совершенствованию логической аргументации более продуктивной, полезно обратить особое внимание на свою речь.
В этом могут оказать помощь советы Д. Карнеги о том, как научиться выступать публично. Следует придерживаться следующих его советов.
1. Должно быть сильное желание научиться выступать публично.
2. Желание будет стимулировать тщательную подготовку к выступлению.
3. Тщательная подготовка к выступлению сделает вас уверенными в процессе публичного выступления.
4. Уверенность в выступлении придаст и то обстоятельство, если текст вы проговорите вслух, что позволит услышать свой голос, его эмоциональное восприятие и что позволит внести коррективы в свое выступление.
5. Выступление должно отличаться искренностью и сосредоточенностью.
Надо иметь в виду четыре правила при совершенствовании публичного выступления.
1. Начинать эту работу над собой нужно со страстного желания достичь этой цели, так как хорошим оратором полезно каждому в обеспечении карьеры.
2. Нужно твердо знать, о чем будете говорить, заранее спланировать свою речь, а говорить нужно о том, что на вас произвело сильное впечатление, тогда ваша речь будет эмоциональной и не оставит слушающих равнодушными.
3. Выступление должно постепенно созревать и оно должно стать детищем собственного ума, для этого нужно сформулировать свои мысли, идеи, тогда речь будет убедительной, и в ней будет отражена ваша личность. Излагайте свои мысли письменно, тогда речь будет логичнее.
4. Практикуйтесь, упражняйтесь в речевом общении. Посмотрели фильм, передайте сюжет знакомым, друзьям. Составьте три редакции рассказа: подробную, сжатую, сверхкраткую. Проанализируйте, когда вас более внимательно слушали; сделайте запись выводов.
Чтобы научиться выступать публично, надо преодолевать застенчивость. А как преодолевать в себе застенчивость, об этом пишет Ф. Зимбардо в книге «Застенчивость». Встречаются люди, которые воздерживаются от того, чтобы предпринять действие. Они воздерживаются потому, что слышат голос внутреннего надзирателя над собой – будут смеяться, лучше не выступать. От застенчивости надо избавляться, так как для человека она имеет такие отрицательные последствия:
– мешает общаться с людьми, не позволяет получать удовольствие от общения;
– удерживает людей от выражения собственных мыслей и отстаивания своих прав;
– не дает возможности другим людям оценивать ваши личные достоинства;
– углубляет чрезмерную сосредоточенность на себе;
– сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности, депрессии.
Самообразование и самовоспитание относятся к самоуправлению и направлены на самосовершенствование личности.
Начинать работу над собой необходимо с изучения своей личности. Для этого можно использовать разные методики.
Практическое задание: оценить в себе наличие профессионально значимых качеств, предварительно составив идеальный портрет личностных качеств учителя на основе ранговой их оценки: на первое место поставить то качество, которое считаете наиболее ценным в педагогической деятельности учителя; все остальные качества располагаются в порядке приоритетов; затем в созданном списке выделить качества, которые у вас есть. Это поможет осмыслить свое самообразование и самовоспитание.
Вопросы и задания к модулю 3
1. Охарактеризуйте аксиологический (ценностный) компонент профессионально-педагогической культуры современного учителя, покажите его роль в педагогической деятельности.
2. Докажите эффективность компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.
3. Раскройте особенности педагогического общения с позиций гуманистической педагогики
4. Каковы особенности педагогического общения у преподавателей
различного уровня профессионализма?
5. Какова роль педагогического общения в развитии позитивной «Я-концепции»?
6. Что такое «эффект Пигмалиона» и в чем его педагогический смысл?
7. Охарактеризуйте разные стили педагогического руководства, педагогического общения и определите их влияние на эффективность обучения, воспитания и личностное развитие обучающихся.
Рекомендуемая литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. Питер (С) Санкт-ПетербургМосква • Харьков • Минск 2000.
2. Введение в педагогическую культуру /Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д. 1995. Глава IV.
3. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2002.
Стеценко И.А. Введение в педагогическую профессию./Учебное пособие для студентов педвузов по специальности 033400 «Педагогика». Таганрог: ТГПИ, 2001.
Модуль 4. Планы семинарских занятий по курсу
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 414;