Воспитание должно иметь деятельностную основу и способствовать обретению смысла собственной жизни и проектированию будущего.

Этому способствует расширение субъективной картины мира, увеличение числа контактов с разнообразными социальными ценностями и проверка их личной значимости. Чем разнообразнее спектр социального взаимодействия, тем шире пространство субъективной картины мира, в рамки которого молодой человек вписывает свою жизнь (в определенной степени оказывая влияние на социум).

Таблица 11

Закономерности воспитания

Закономерность Пояснения
Воспитание совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой Педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для него главным в данный момент
Любое действие воспитателя целенаправленно и последовательно, опирается на актуальный социальный опыт ребенка, учитывая его отношение к окружающей социальной действительности Обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога
Единство обучения и воспитания В процессе обучения приобретается социальный опыт, который является основой для формирования мировоззрения и поведения человека; происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формируется комплекс необходимых знаний, духовных способностей
Зависимость результатов воспитания от сформированности субъектной позиции ребенка Взаимодействие педагога и ребенка приведет к достижению желаемого воспитательного результата в том случае, если будут использоваться средства, способствующие построению иерархии ценностных ориентаций; формирующие отношение к себе как субъекту жизни, чувство собственного достоинства, компетенции, позволяющие быть активным участником социальных отношений, самореализовываться и саморазвиваться, добиваться поставленных целей, преодолевая внутренние и внешние барьеры
Воспитание должно иметь деятельностную основу и способствовать обретению смысла собственной жизни и проектированию будущего Чем разнообразнее спектр социального взаимодействия, тем шире пространство субъективной картины мира, в рамки которого молодой человек вписывает свою жизнь (в определенной степени оказывая влияние на социум)

 

Вопросы.

1. Какие факторы влияют на определение закономерностей воспитания?

2. Для чего педагогу нужно знать закономерности воспитания? Обоснуйте Ваше мнение.

 

На основе названных закономерностей, рассмотрим принципы воспитания

Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. В энциклопедических источниках и учебниках под принципами чаще всего понимают как основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека[16]. Эти основания характеризуют совокупность требований к содержанию и организации воспитательной деятельности, которые отражаются в правилах деятельности. Н. М. Борытко сформулировал следующие обобщенные характеристики принципа:

− руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности;

− следствие закономерностей и противоречий воспитательного процесса, постоянного соотношения определенного круга явлений;

− внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, принятое как руководящая идея, способ восприятия определенных явлений;

− система взаимодополняющих и взаиморазвивающих требований; в разных системах один и тот же принцип может получить разное значение[17].

Принципы воспитания мы рассматриваем в трех аспектах.

− Первый аспект требует интерпретации классических принципов педагогики, которая отражает современные подходы к воспитательной деятельности и направляет эту деятельность на формирование у ребенка качеств личности свободного человека.

− Вторая группа принципов отражает ранее обоснованные нами принципы организации воспитательной дельности.

− Третья группа принципов подчеркивает значение воспитательной деятельности в рамках педагогического сопровождение саморазвития ребенка. При этом мы исходили из того, что результат воспитания во многом зависит от внутренней позиции ребенка, от его отношения к самому себе. Поэтому необходимо рассматривать трансформацию реализации принципов воспитания в принципы самовоспитания.

Если принципы воспитания отражают требования к деятельности педагога, то принципы самовоспитания – совокупность требований к деятельности ребенка, направленной на его саморазвитие. Как в принципах воспитания, так и в принципах самовоспитания присутствует ряд признаков, определяющих общие правила их реализации: обязательность, комплексность, равнозначность. Обязательностьпредполагает строгое воплощение принципов на практике. Комплексность – их одновременное применение. Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.

С этих позиций мы рассмотрим реализацию устоявшихся в педагогической теории принципов воспитания и выделим специфичные для воспитания свободного человека.

К классическим общепедагогическим принципам относятся принципы природосообразности и культуросообразности.

Принцип природосообразностивоспитанияобосновывался в различные исторические эпохи рядом ученых. Идея природосообразности воспитания высказывалась еще в античном обществе. Этот принцип занимал значительное место в педагогических системах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. По-своему его трактовали сторонники свободного воспитания и педологи. Особую роль в развитии идеи природосообразности воспитания сыграло учение о ноосфере В. И. Вернадского.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания, как считает А. В. Мудрик, означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласуется с общими законами развития природы и человека с учетом его пола и возраста, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. Он считает, что «в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение»[18]

Реализация принципа природосообразности должна способствовать субъектному отношению ребенка к природе и осознанию себя в ней. Это принцип самовоспитания, который бинарно соответствует принципу природосообразности. В.В. Знаков, считает, что, познавая мир (в том числе и мир природы НАШЕ), субъект действует избирательно, он руководствуется своими ценностями, оценивает возможные потери и приобретения, а познавая его, он преобразует не только мир, но и самого себя. Поэтому развитие субъектности в онтогенезе неизменно связано с самооценкой, самопознанием и приобретением субъектного опыта.[19]

В Таблице 12 представлены требования к воспитательной деятельности педагога и требования к организации деятельности воспитанников, в том числе требования к самому себе на основе осознания себя как социально-природного существа.

Таблица 12

Характеристика принципов природосообразности
и субъектного отношения к природе

Принцип природосообразности Принцип субъектного отношения к природе
Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Учет индивидуальных особенностей ребенка Самопознание
Учет половых различий Половая идентификация
Приобщение ребенка к работе по охране природы Ответственность за ноосферу, за среду человеческой жизнедеятельности[20]

Принципкультуросообразности воспитания,сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, людям, социуму, природе).

А. В. Мудрик считает, что в соответствии с этим принципом «необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Фактически это и есть требования, определяющие суть принципа самовоспитания, который можно обозначить как принцип культурной самоидентификации.

Реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. В нашей стране множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. Существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе – между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур – одно из условий эффективности воспитания[21].

Реализация принципа культуросообразности воспитания будет эффективной, если он трансформируется в принцип культурной самоидентификации самовоспитания, а требования к воспитательной деятельности, декларируемые этим принципом, трансформируются в требования к деятельности по саморазвитию (см. таблицу 13).

Таблица 13

Характеристика принципов культуросообразности
и культурной самоиндентификации

Принцип культуросообразности Принцип культурной самоидентификации
Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Учет особенностей этнокультурной среды Овладение культурными нормами, традициями и обычаями своего народа
Воспитание на примере достижений мировой культуры Расширение представлений о достижениях мировой культуры
Формирование ценностного отношения к искусству Интериоризация ценностей и смыслов

Считаем необходимым выделить ряд общих принципов организации воспитательной деятельности: гуманистической направленности, социальной адекватности, социального закаливания, создания воспитывающей среды. Несомненно, они актуальны для воспитания свободного человека при условии их трансформации в принципы самовоспитания.

В аспекте принципагуманистической направленностивоспитания ребенок считается главной ценностью в системе человеческих отношений, основная норма которых – гуманность (см. таблицу 14). Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Таблица 14

Характеристика принципов гуманистической направленности
и самоуважения

Принцип гуманистической направленности Принцип самоуважения
Требования к педагогической деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Оптимистический взгляд на развитие ребенка Вера ребенка в свои возможности
Доверие к ребенку в выборе средств достижения поставленной цели Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность
Опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативность Активность и заинтересованность в деятельности
Приоритет защиты ребенка   Осознание ребенком социальной защищенности, готовность к самозащите

Принципсоциальной адекватностивоспитаниятребует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Реализация этого принципа возможна только на основе его трансформации в принцип социальной идентификации, который определяет требования к саморазвитию (см. таблицу 15).

Таблица 15

Характеристика принципов социальной адекватности
и социальной идентификации

Принцип социальной адекватности Принцип социальной идентификации
Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума Осознание себя субъектом социальных отношений
Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды Активность в преобразовании среды
Коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе информации от средств массовых коммуникаций Самоэкспертиза получаемой информации на основе интериоризированных нравственных норм

Принципсоциального закаливаниядетейпредполагает включение их в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума; овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека; формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Существуют различные мнения об отношении к ребенку в процессе воспитания. Несомненно, педагоги должны заботиться о благополучии ребенка, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог в большей степени реализовать себя в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к более сложным отношениям, менее для него благоприятным; при этом некоторые референтные отношения воспринимаются им как должное, типичное, обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как нормы. Однако в обществе, в системе социальных отношений или существуют в равном количестве, или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как ему сопротивляться.)

В работах Махатмы Ганди мы встречаем термин «социальные прививки», которые понимались им как постепенное познание ребенком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений. Они предполагают познание физического страдания, духовной опустошенности, преодоление болезни, страха, непротивление злу насилием[22].

Условиями реализации принципа социального закаливания являются

− включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях.

− диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

− стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

− оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании поведения в сложных жизненных ситуациях;

Данному принципу соответствует принцип преодоления, который определяет требования к деятельности ребенка по саморазвитию.

В. А. Сухомлинский писал: «Сущность самовоспитания – уметь заставить себя. Это умение уходит тончайшими корнями в человеческую гордость: это мой труд, я узнал здесь, что такое пот и мозоли, но вышел победителем. Гордость немыслима без постижения того, что такое трудно. Если попытаться определить истинную мудрость воспитания, то она, по-моему, и заключается в том, чтобы человек, создавая себя в собственном труде, постигал красоту трудного»[23].

Создание воспитывающих ситуаций, в которых ребенок может ощутить необходимость преодоления и познать радость преодоления, существенно влияет на результаты самовоспитания. Именно в процессе преодоления возникает стремление к саморазвитию, основанное на мотивации самосовершенствования, обеспечивается желанием стать лучше, изменить себя (свои личностные качества, отношения к себе, другим, жизни, событиям и т. д.). Осознание такого стремления происходит через преодоление психологических барьеров. В данном случае подросток, увидев и осознав препятствие, находящееся в волевой и интеллектуальной сфере, приложил усилия для достижения цели, что обеспечилось переходом «Я-идеальный» в «Я-реальный» по параметрам указанных сфер личности.

В таблице 16 представлена краткая характеристика принципов воспитания (социальное закаливание) и самовоспитания (принцип преодоления).

 

Таблица 16

Характеристика принципов социального закаливания и преодоления

Принцип социального закаливания Принцип преодоления
Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них Осознание ребенком своего потенциала, позволяющего ему преодолеть трудность
Волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня Определение тех качеств, которые необходимо развивать у себя, чтобы преодолевать трудности
Нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению Понимание, что преодоление трудности – это победа, прежде всего, победа над собой

Принципсоздания воспитывающей средытребует создания в учебном заведении таких отношений, которые формировали бы социальность ребенка. Прежде всего, речь идет о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип означает также, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности. При этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе (см. таблицу 17).

Принцип воспитывающей среды трансформируется для ребенка в принцип социального творчества.

Таблица 17

Характеристика принципов создания воспитывающей среды
и социального творчества

Принцип создания воспитывающей среды Принцип социального творчества
Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся Участие в социально полезной деятельности, отражающей интересы коллектива
Определение ведущей деятельности, значимой для всех членов коллектива Мотивация социальных проб, обеспечивающих включенность в решение социально значимых проблем
Формировании позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической) Овладение опытом самостоятельного общественного действия
Наличие отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся Осознание сопричастности к успехам и неудачам в групповой деятельности

К третьей группе принципов воспитания и самовоспитанияотносятся принципы педагогического сопровождения саморазвития: эмпатийного взаимодействия, мотивационной перспективы и социального зеркала.

Принцип эмпатийного взаимодействия как принцип воспитания и самовоспитанияпредполагает доверие ребенка педагогу, сочетаемое с восприятием его как референтной личности.

Эмпатия (от греч. empathea – ‘сопереживание’)это проникновение в эмоциональные и иные состояния другого человека, постижение их; особый способ понимания внутреннего мира другого человека, основанный не столько на его рациональном осмыслении, сколько на стремлении эмоционально откликнуться и вникнуть в его проблемы; эмоциональное понимание. Включает идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей.

A. Adler писал: «Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним... Если мы пытаемся обнаружить, откуда возникает способность действовать и чувствовать наподобие другого человека, то открываем существование врожденного социального чувства. Оно носит космический характер и представляет собой непременную характеристику бытия человека»[24].

Эмпатийное взаимодействие должно базироваться на нравственной основе и не ограничивать самостоятельности ребенка, расширяя субъективный образ мира. При этом важно взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний сопровождаемого и аффективных проявлений сопровождающего, его эмоциональной гибкости как способности «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся педагогическом процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

В таблице 18 представим реализацию принципа эмпатийного взаимодействия со стороны педагога и ребенка.

Таблица 18

Характеристика принципа эмпатийного взаимодействия

Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Партнерские отношения между педагогами и школьниками Доверие родителям и педагогу, референтность взрослого
Педагог должен выступать в качестве проводника общечеловеческих ценностей, приобщая воспитанников к духовности, ядром которой является ценность жизни Свободный выбор в ценностном пространстве
Педагог должен демонстрировать пример толерантности, понимать и поощрять индивидуальные отличия убеждений и жизненных принципов школьников, если они не противоречат нормам нравственности и морали Реализация рефлексивной позиции в оценке отношений между ребенком и взрослым

Принцип формирования мотивационной перспективыкак логическое продолжение предыдущегопредполагает перевод мотивационных возможностей школьников из их потенциальной формы в форму актуального существования. Он требует, чтобы в процессе сопровождения жизненного самоопределения педагоги стимулировали осознание и рефлексивно-ценностное осмысление воспитанниками прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего (см. таблицу 19).

Таблица 19

Характеристика принципа формирования мотивационной перспективы

Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию
Стимулирование педагогами процесса самопознания и самосознания школьниками актуальных потребностей и намерений, рефлексии их как личностно значимых и социально одобряемых Активизация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, с учетом условий социокультурной среды и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний
Побуждение школьников к самостоятельному и обоснованному принятию решения Рефлексивно-ценностное осмысление прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего
Стимулирование поиска новых средств самоутверждения и самореализации Активизация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, с учетом условий социокультурной среды, конкретной ситуации и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний

Принцип «социального зеркала»,являясь одновременно принципом воспитания и самовоспитания,обеспечивает объективную оценку педагогом и воспитанником намерений и действий (см. таблицу 20).

Функция педагога при этом, в первую очередь, сводится к социальной фасилитации, которая понимается нами как всякое улучшение индивидуального результата, проистекающее от присутствия другого человека. В процессе взаимодействия со взрослым ребенок может менять исходные предпосылки своего поведения. При этом на самоооценку школьника во многом влияют оценки окружающих его взрослых и сверстников.

 

Таблица 20

Характеристика принципа «социального зеркала»

Требования к воспитательной деятельности Требования к деятельности по саморазвитию ребенка
Нельзя обсуждать качества личности ребенка и не подвергать его анализу как личность Свободное обсуждение с педагогом личностных проблем
Необходимо способствовать формированию уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной Использование для решения этих проблем примеров того или иного способа жизни из истории, литературы, реальной жизни
Межличностный, эмоциональный контакт должен показывать ребенку, что педагог старается познать его внутренний мир Анализ прошлых событий и «Я-прошлое», осознание образа «Я-настоящее», прогнозирование своего будущего и «Я-будущее»

Указанные принципы обозначают общие положения, лежащие в основе воспитания свободной личности, осуществляемые в рамках экзистенциального подхода.

Вопросы.

1. Почему необходимо знать педагогу принципы воспитания?

2. Какие принципы вызвали у вас особый интерес и являются наиболее значимыми в воспитательной деятельности?

3. Какие принципы воспитания сложно реализовать в педагогической практике? Объясните, почему.






Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 201; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.07 сек.