Структура и механизмы творческой деятельности


 

Для того чтобы рассмотреть методы, разработанные за многовековую историю развития науки и познания человеком природы, методы и алгоритмы, применяемые в процессе получения и передачи знаний, необходимо хотя бы кратко изложить современные представления о структуре и механизмах творческой деятельности.

Творческая деятельность – одно из самых интересных, наиболее слож-ных и наименее изученных психологических явлений. Основным элементом творческой деятельности является творческое мышление, кроме того, творческая деятельность включает в себя и другие психические явления: мотивы, эмоции, память, волю, способности и др.

Творчествоначинается в тот момент, когда существующие логические методы решения задач оказываются недостаточными: либо решение натолк­нулось на препятствие, либо результат не удовлетворил поставленным изна­чально требованиям, либо возникла новая задача, для которой недостаточно существующих средств решения, либо просто появляется перспектива нового решения, которое лучше прежнего.

Творчество проявляется как внезапное озарение, как неизвестно откуда взявшаяся ключевая идея, как усмотрение нового. В этой спонтанности, в отсутствии видимой сознательной регуляции творчество порой кажется божественным предначертанием.

Творческийакт происходит мгновенно, никакая новая информация в короткий миг творчества не поступает. Ближе всего к акту творчества стоит понимание (акт понимания). Недаром говорят, что открыть закон – это понять язык природы. Понимание содержит определенный момент творчества, но он в нем завуалирован.

Основными компонентами творческой деятельности являются цель, способы и условия действия. Цель действия характеризует­ся как представление человека о результате действия, отвечающем опреде­ленным требованиям (пот- ребностям человека); способы действия – как сис­тема операций, с помощью которых человек осуществляет преобразование предмета действия для достижения цели; условия действия – как неспецифи­ческие особенности предмета, которые непосредственно не связаны с дости­жением цели. Отдельно выделяют орудия действия и результат. Важной ха­рактеристикой структуры творческой деятельности является закономерность смены целей деятельности при поэтапном достижении конечной цели через промежуточные.

Под предметом (объектом) деятельности часто понимают ситуацию (на­пример, шахматную), под орудиями деятельности – знания, которые входят в состав эвристических приемов, используемых для решения задач. В качестве средств творческой деятельности выступают особенные связи: порождения, управления, регулирования, корректировки.

В работах, посвященных вопросам психологии творчества, выделяются стадии творческого процесса: подготовка, созревание, вдохновение, проверка, а также «единицы деятельности» – обследование и переобследование ситуа­ции.

Важными компонентами творческой деятельности являются отдельные обобщенные действия и операции, приемы, одним из которых является подве­дение явлений, данных в условии, под понятие, представленное в требовании. Этот прием включает в себя воспроизведение признаков, проверку наличия или от­сутствия признаков, осуществление вывода о принадлежности явления к поня­тию. Приемы делятся на «узкие» – предметно-специфические, которые дейст­вуют только в одной предметной области, и «широкие», например, логические, которые действуют в самых различных предметных областях. Особенность «узких» приемов заключается в том, что они позволяют обучаемым самостоятельно синтезировать явления, традиционно предлагаемые в готовом виде. Среди «широких» приемов особенно важными являются следующие три.

П е р в ы й прием – установление взаимосвязей между явлениями, на­пример, между известным и неизвестным, что позволяет отыскать неизвест­ное. Ведь неизвестное не изолировано какой-то абсолютной пустотой, с которой вообще невозможно оперировать, оно всегда так или иначе связано с чем-то известным (исходные условия и требования, вопрос задачи). На основании связи и от­ношений между неизвестным и известным становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.

В т о р о й обобщенный прием – рассмотрение предмета с разных точек зрения – обеспечивает возможность выявления его новых свойств.

Т р е т ь я группа приемов включает в себя абстракцию, обобщение, анализ. В последнее время выделяют не только обобщенные предметные приемы, но и методологические, например, прием системного анализа явлений. Методоло­гические приемы существенно улучшают способность сравнивать, систематизировать, аб­страгировать, обобщать.

В психологических исследованиях кроме указанных вышеструктурных компонентов деятельности и ее операционального состава установлены и функциональные части деятельности: ориентировочная, вспомогательная, контрольная. Ориентировочнаячасть действия связана с отражением челове­ком совокупности объективных условий, необходимых для успешного выпол­нения заданного действия. В свою очередь исполнительнаячасть обеспечивает заданные пре­образования в объекте действия (идеальные или материальные). Контрольнаячасть действия направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами.

Совокупное использование перечисленных приемов позволяет получить результат быстрее и качественнее, нежели методом проб и ошибок. Важным условием эффективности процессов обучения и исследования являет­ся усвоение основных механизмов творческой деятельности. К настоящему времени выявлено пять основных групп механизмов творческой деятельности.

1. Поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез, ко­гда выявление новых свойств объекта осуществляется через установление его взаимосвязи с другими объектами. Главная закономерность обнаружения но­вого свойства в проблемной ситуации состоит во включении исследуемого объекта в новую систему связей.

Механизм анализа через синтез можно показать на примере ответа на вопрос: «Бу­дет ли гореть свеча в космическом корабле?». Для этого необходимо вы­явить общие свойства горящей свечи, а затем соотнести их с конкретными ус­ловиями – пребыванием в космическом корабле. В свою очередь для выявления указанных общих свойств нужно включить свечу в соотношение с други­ми явлениями, в частности, с законом конвекции. Обращение к указанному за­кону позволяет установить механизм горения свечи (в земных условиях вокруг нее имеет место циркуляция воздуха), а затем и сформулировать ответ на поставленный во­прос – в космическом корабле свеча гореть не будет, ибо вследствие не­весомости нет циркуляции воздуха и подачи новых порций кислорода.

2. Поиск неизвестного на основе взаимодействия интуитивного и логического начал. Интеллектуальная интуиция включает в себя различные меха­низмы: догадки, бессознательную психическую активность, неосознанное отражение объективной логики вещей, интеллектуальные эмоции. Логическое же решение творческой задачи возникает на базе интуитивного, полученного за счет перечисленных механизмов, т. е. тогда, ко­гда задача фактически уже решена. Логическое решение побуждается потребностью передать интуитивно найденное решение другому человеку, обосно­вать, доказать правомерность такого решения, использовать его для решения более сложной однотипной задачи.

3. Получение неизвестного за счет использования ассоциаций. Под ассо­циациями понимается установление взаимосвязей между явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков. Различают три вида ассо­циаций: по смежности, по сходству, по контрасту. Ассоциации по смежности– установление взаимосвязей между явлениями на основе их близкого расположения в пространстве или во времени. Ассоциация по сходствуустановление взаимосвязей на основе сходных или идентичных признаков (сюда от­носятся все виды аналогий). Ассоциации по контрасту установление взаи­мосвязей между явлениями на основе контрастных противоречащих призна­ков.

4. Получение неизвестного с использованием обратной связи (в виде информации о неправильном решении задачи – так называемое «доказательст­во от противного»).

5. Эвристические приемы и методы мышления. Эвристики представляют собой определенные процедуры, приводящие к правдоподобным решениям и выводам лишь с известной степенью вероятности, но не всегда, в отличие от алгоритмов, гарантирующих успех. Таким образом, эвристические приемы определенным образом сокращают перебор вариантов на пу­ти к решению. Цель эвристики заключается в исследовании методов и правил, указывающих, как делать открытия и изобретения (прилагательное «эвристический» значит «служащий для открытия»).

Приемы, основанные на эмпирических знаниях (житейских или научных), представляют собой различные рекомендации, советы, например, типа «…де-лить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потре­буется, чтобы лучше их разрешить».

Приемы, основанные на теоретических знаниях, представляют собой группы действий, проистекающих из определенных общенаучных принципов. К ним можно отнести приемы рассмотрения край­них случаев и аналогии, составления уравнения подобия, использования вспомогательных фигур и т. д.

Пример эвристических приемов, открывающих возможность планомер­ной разработки способов решения определенных научных задач на основе ис­следовательской деятельности, представляют общенаучные принципы, приме­няемые в естествознании (принципы наименьшего действия, возможных перемещений Бернулли, сил инерции Д'Аламбера, наименьшего принуждения Гаусса, прямейшего пути Герца и т. д.).

Эвристические приемы могут составлять простую их совокупность или определенную систему. Совокупность эвристических приемов – это группа действий, в которой каждый прием при решении задач выступает независимо от другого. Система приемов – это иерархически взаимосвязанный комплекс, где каждый прием при решении задач имеет значение лишь в составе с остальными. Рас­смотренные эвристические приемы могут быть основаны на предметных или на методологических знаниях. Методологические эвристики обеспечивают исследователю возможность большей саморегуляции творче­ской деятельности, большую меру обобщенности творческой деятельности – возможность решать разные творческие задачи и притом в разных научных областях. Последнее объясняется известным «безразличием» методологиче­ских знаний по отношению к предметной специфике (примером могут слу­жить «алгоритмы решения изобретательских задач» (АРИЗ), «теория реше­ния изобретательских задач» (ТРИЗ) и др.).

 



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.