Социальная ценность государства


5.1. Понятие ценности. Прежде чем говорить о социальной ценности государства, необходимо выяснить, что такое ценность вообще, так как уяснение этого вопроса поможет понять, почему государство обладает социальной ценностью, почему оно необходимо современному обществу и почему без государства общество не способно существовать и нормально функционировать. Сразу заметим, что вопрос о понятии ценностей носит в научной литературе дискуссионный характер. Вместе с тем преобладает точка зрения, согласно которой ценности – это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие человеческие потребности. Причем ценности – это предметы, явления, а также их свойства, взятые не сами по себе, а в их связи с человеческими потребностями. Сами по себе предметы или явления ценностью не обладают. Их ценность проявляется только во взаимодействии с человеком, когда они, благодаря своим свойствам, способны служить людям, обществу и удовлетворять их потребности. В сущности, ценность – это то, что необходимо, полезно человеку или обществу, что способно удовлетворять какие-либо потребности людей. Иными словами, ценность – это значимость, полезность объектов окружающего мира для отдельного человека, группы людей, классов, общества. Ценностью могут обладать любые объекты, в том числе и социально-политические явления. А это значит, что ценностью, социальной ценностью могут обладать государство и право.

5.2. Общая характеристика социальной ценности государства.Вопрос о социальной ценности государства в отечественной теории государства и права пока не получил должной разработки. Советская юридическая наука не видела в государстве особой ценности, поскольку исходила в основном из интерпретации государства как орудия классового господства, машины для подавления одних классов другими. Даже социалистическое государство, которое характеризовалось как государство высшего исторического типа, рассматривалось как уже отмирающее государство, на смену которому должно прийти коммунистическое самоуправление[17].

В мировой науке оценка государства как полезного, позитивно значимого института общества встречается уже в античную эпоху. Так, например, Аристотель считал, что государство является в высшей степени полезным установлением, которое естественно возникает ради достижения благой жизни. Положительно отзывался о государстве и Цицерон, усматривая в нем благо, достояние народа. В дальнейшем в произведениях Фомы Аквинского, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и многих других мыслителей можно встретить немало положительных высказываний в адрес государства. В то же время осознание социальной ценности государства пришло лишь после того, как в обществоведении и, прежде всего, в философии оформилось учение о ценностях – аксиология (вторая половина XIX – начало XX вв.). В нашей стране проблема ценностей привлекла внимание исследователей лишь во второй половине XX в. Что же касается социальной ценности государства, то о ней у нас заговорили преимущественно в постсоветский период, когда один за другим начали рушиться методологические постулаты марксистско-ленинского учения о государстве и праве и когда государство начали оценивать не только с классовых, но и с общесоциальных позиций.

Государство как один из социально-политических институтов общества, безусловно, обладает социальной ценностью. Социальная ценность государства проявляется в том, что оно способно удовлетворять интересы и потребности различных субъектов социального взаимодействия: общества в целом, тех или иных социальных групп, в том числе и классов, отдельных индивидов. Когда государство осуществляет свою деятельность в интересах общества (например, при выполнении так называемых общих дел), оно становится известной ценностью для всего общества, поскольку удовлетворяет его потребности. Когда оно действует в интересах каких-либо социальных групп, оно становится ценностью для этих слоев общества. Когда оно действует в интересах отдельных индивидов, предоставляя им определенные блага и удовлетворяя те или иные их потребности, оно становится ценностью и для отдельных индивидов.

Государство обладает как абсолютной, так и относительной социальной ценностью. Если рассматривать государство вообще, то оно обладает абсолютной ценностью, абсолютной в том плане, что во все времена государство выступало и выступает в качестве организации, представляющей интересы общества, управляющей обществом и поддерживающей в нем определенный порядок. Если же рассматривать отдельные государства или отдельные типы государств, то их социальная ценность является относительной, поскольку в различные времена и различные эпохи они могут выступать и как ценность, и как антиценность. Когда, например, с помощью государства в обществе насаждаются порядки, выгодные только какой-то одной части общества (каких-либо классов или социальных групп), довольно сложно говорить о том, что государство является ценным для общества в целом, а также для классов, социальных групп и отдельных индивидов, интересы которых оно не выражает и не защищает.

5.3. Свойства государства, обуславливающие его социальную ценность.Социальная ценность государства, как и ценность любых предметов и явлений, обусловлена его объективными свойствами. Вопрос об объективных свойствах государства в отечественной теории государства и права практически не изучен. Однако, учитывая, что свойства предметов и явлений соответствуют их признакам[18], попытаемся выделить свойства государства (государства в узком смысле), обуславливающие его социальную ценность. К таковым, как представляется, можно отнести единство, публичность, всеобъемлемость, территориальность, суверенитет, управленческо-регулятивный характер.

Единство государства состоит в том, что государство является единой организацией, действующей в масштабах всей страны. Несмотря на то, что внешне государство выражено в различных органах, действующих как в центре, так и на местах, оно, тем не менее, представляет собой единую систему органов, единую организацию. Это позволяет осуществлять в целом единообразное управление обществом, подчинять его развитие единым целям и задачам.

Публичностьгосударства проявляется в том, что оно выражает и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества, вследствие чего является его официальным представителем. Это позволяет государству представлять и защищать интересы общества, выступать от его имени как внутри страны, так и за ее пределами.

Всеобъемлемость государства выражается в том, что его власть распространяется на все население страны, а его веления являются обязательными для всех членов общества. Это позволяет государству безоговорочно претворять в жизнь свою политику и подчинять своей воле деятельность любого субъекта социального взаимодействия: и общества в целом, и различных социальных групп, и каждого отдельного индивида.

Территориальность государства проявляется в том, что государство осуществляет свою деятельность в пределах территории либо всей страны, либо какой-то ее части. Это позволяет государству решать определенные задачи как в пределах всей страны, так и в пределах отдельных ее частей. Тем самым государство способно удовлетворять потребности не только всего населения страны, но и населения тех или иных ее регионов.

Суверенитет государства выражается, напомним, в его верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Это позволяет государству подчинить своим интересам деятельность любой другой организации внутри страны и обеспечить тем самым единый в обществе порядок, а на международной арене проводить самостоятельно политику в интересах общества, в интересах населения всей страны.

Наконец, управленческо-регулятивный характер государства состоит в том, что оно, располагая разветвленным управленческим аппаратом, осуществляет управление обществом и регулирование наиболее важных общественных отношений. Это позволяет государству добиться в обществе необходимого порядка, порядка, в котором оно заинтересовано.

Надо сказать, что ценностью обладает не только государство в узком смысле, но и государство в широком смысле. Государство в широком смысле, как уже ранее отмечалось, это наиболее приемлемая в условиях социально неоднородного общества форма объединения людей, которая прошла испытание временем и стала универсальной, получив повсеместное распространение. Какой-либо другой, альтернативной государству формы объединения людей на сегодняшний день человечество пока не имеет. В этом и проявляется как сущность государства в широком смысле, о чем уже говорилось при характеристике сущности государства, так и его социальная ценность.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные подходы относительно понимания государства сложились в современной науке и в чем их суть?

2. Как следует понимать государство в широком (общесоциальном) смысле и каковы его признаки?

3. Как следует понимать государство в узком (политическом) смысле и каковы его признаки?

4. Какие подходы существуют в вопросе о сущности государства, и как трактуется этот вопрос в современной отечественной теории государства и права? Нужно ли различать сущность государства в широком смысле и сущность государства в узком смысле?

5. Что понимается под функциями государства? Как классифицируются функции государства? Каковы правовые и организационные формы осуществления функций государства?

6. Что означает социальная ценность государства и в чем она проявляется?

Литература

Байтин М. И. О понятии государства / М. И. Байтин // Изв. вузов. Правоведение. – 2002. – № 3. – С. 4–16.

Бляхман Б. Я. О социальной ценности государства // Сиб. юрид. вестн. 2003. № 4. – С. 8–14.

Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7. – С. 12–20.

Ленин В. И. О государстве / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 64–84.

Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Сов. государство и право. – 1990. – № 10. – С. 13–21.

Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении / Л. С. Мамут. – М. : Норма, 1998. – 48 с.

Морозова Л. А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993. – № 6. – С. 98–108.

Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства / В. А. Четвернин. – М. : Дело, 1997. – 120 с.

Чиркин В. Е. Государствоведение : учеб. / В. Е. Чиркин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 384 с.

 

 

Глава 4

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА



Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 681;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.