Сведения о территории и природе Ижемского муниципального района


Ижемский район (коми - Изьва район) — административно-территориальная единица и муниципальное образование (муниципальный район) в составе Республики Коми Российской Федерации. Административный центр — село Ижма. Район расположен в северо-западной части республики. Граничит с Усть-Цилемским, Усинским, Сосногорским и Печорским адм. районами и территорией Ухтинского городского округа. Расстояние от райцентра до г. Сыктывкара — 544 км, до ближайшей железнодорожной станции Ираёль — 102 км. Ижемский район относится к районам Крайнего Севера. Рельеф равнинный, большую часть территории занимает Печорская низменность. Климат характеризуется холодной продолжительной зимой и умеренно теплым летом с благоприятными световыми условиями. Средняя температура января: −18 °C, июля: +15 °C. Среднегодовое количество осадков составляет 400—500 мм. Речная сеть: среднее течение реки Печоры и её приток река Ижма. Полезные ископаемые: минеральные краски, горючие сланцы (Айювинское месторождение), нефть, бокситы на границе с Усть-Цилемским районом. Растительный и животный мир в районе. Лес преимущественно еловый. Встречаются сосна и лиственница. Много лугов, особенно в низовьях реки Ижма. Леса богаты грибами, голубикой, брусникой, черникой, на болотах растут клюква и морошка, на заливных лугах чёрная и красная смородина. Обитают обычные животные таежной зоны (белка, заяц, куница, росомаха, лось, глухарь, тетерев, горностай и др). В водоёмах водятся ценные породы рыб: сёмга, нельма, омуль, пелядь и др.

 

Ижемский этнос – Изьватас - начал складываться во второй половине 16 века. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, северные великорусы и лесные ненцы. К концу феодального периода ижемские коми выработали в основном ту языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми. Ижемская слобода, согласно некоторым данным, была основана в 1567 году. Согласно ижемским преданиям село Ижма несколько раз меняло место своего расположения: первые поселенцы вначале осели на высоком берегу на месте современной Мохчи, затем перебрались на правый берег, на шесть верст выше по течению (ныне урочище «Олемин») и, наконец, прочно обосновались на месте современной Ижмы. Смешанный состав раннего населения Ижемской слободы не должен вызывать удивления, так как конец 16-го — начало 17-го веков были отмечены значительными движениями по Печоре и ее притокам различного промышленного и торгового люда. Одним их важных путей, ведших на Печору и в Зауралье, стала Вымско-Ижемская водная система. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство. Продажа продукции оленеводства, в первую очередь, замши, шкур, мяса, стала основой ижемской экономики. Расположение Ижемской слободы на оживленном торгово-промышленном пути способствовало относительно быстрому росту ее народонаселения. Торговые связи Ижемской слободы с ярмарочными центрами Вычегодского края — Турьей, Усть-Вымью, Яренском, Туглимом и Сольвычегодском — были значительными. Таможенные книги третьей четверти 17 века изобилуют описанием продуктов, доставляемых из села Ижмы и Печоры на Сольвычегодскую ярмарку — главным образом рыбы, оленьих шкур и изделий из них. В Ижемской слободе происходил пушной торг приезжих московских скупщиков.

 

Уже с середины XVII века ижемцы начали заниматься оленеводством, переняв его у ненцев. Олень — основа существования и главное богатство севера. Дает человеку пищу, одежду, жилье, остается транспортным средством. Они внесли в развитие оленеводства много рациональных приемов, в частности, организовали круглосуточную охрану стад, определили новые маршруты движения, да и путь на север, к морю, начинали позже, чем ненцы: не по снегу, а по сохранившейся прошлогодней траве. Поэтому олени приходили к побережью уже несколько отъевшиеся, с толстой сальной прослойкой под кожей. Хотя настигали в пути их оводы, но хозяин мог быть спокоен: в сальной прослойке личинки овода не выводились. Сохранность оленьей шкуры была делом первостепенным. Ижемцы положили начало селекции (вывели черномастных оленей). Придали оленеводству выраженный товарный характер. С середины XIX века ижемцы стали самыми крупными оленеводами на Европейском Севере. В обозрении экономической статистики России за 1849 год есть такие строки: «Ижемцы льют из оленьего сала свечи, которые отправляют на Никольскую ярмарку в город Пинегу, равно как оленьи языки, волос и рога». Коми-ижемцы делали упор на товарную сторону хозяйства, развивали обработку продукции. В населенных пунктах появились предприятия по производству замши — «замшевые избы». Поначалу в них работали хозяева и их родственники, затем появились заведения с наемным трудом. В конце XIX — начале XX веков по размерам производства выделились три замшевых заведения. Одно из них было в селе Краснобор, принадлежало И.И. Терентьеву, имевшему более 4 тысяч оленей, свой пароход, огромный холодильник для хранения мяса и рыбы. Такими же крупным владельцами замшевых предприятий были Ф.А. Канев из деревни Диюр и А.Е. Филиппов из села Ижма. На заводе Филиппова была внедрена механическая мялка, помещение освещалось электричеством. В 1914 году из Печорского края в Пинегу, Новгород, Москву, Петербург, Архангельск было вывезено 110 шкурок замши, значительное количество оленьей шерсти. Цены на замшу в крае держались в зависимости от сортности 4-5 рублей, за пределами Печоры были гораздо выше. В канун Первой мировой войны в Москве за одну шкуру замши платили 20-25 рублей. В 1900 году на рынке пуд сига стоил 2 рубля 50 копеек, цена одного оленя доходила до 7 рублей, корова «тянула» от 20 до 30 рублей, лошадь от 30 до 100 рублей. Советское государство приняло ряд мер по укреплению оленеводства. В 1922 году возобновила свою деятельность Печорская опытная сельскохозяйственная станция. Социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на повышение материально-культурного уровня оленеводов. Ижемское оленеводство прошло славный путь. Были годы больших успехов, были и очень трудные годы. В оленеводстве выросли замечательные кадры, которые в сложных условиях производства, требующих стойкости, самоотверженности и лишения многих бытовых услуг и культурных благ, успешно развивают эту отрасль.

 

Ижемцы — прекрасные знатоки природы, они наблюдательны и ловки, обладают богатым творческим потенциалом, сохранили традиционное мировоззрение, высокую нравственность, заветы предков. Скудность почв и суровость климата заставляли их много трудиться. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного труда, ижемцы отогревались в праздничные дни, ходили друг к другу в гости, придумывали различные игры, пели, плясали. Нет такого ижемца, который бы не любил петь. Песня сопровождала его от рождения до самой смерти. Послушав пение ижемцев, в душе невольно остается настроение песни: радость, веселье или грусть. Большая часть коми-ижемцев проживает на территории Республики Коми в бассейне средней Печоры, по берегам притоков Печоры — Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде, в Тюменской области, в Ненецком автономном округе и Ловозерском районе Мурманской области.

 



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 636;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.