Подготовка к началу движения
В подготовке участвуют не только руки и корпус, но и создается общее настроение, необходимое для исполнения заданного движения в темпе и характере музыкального сопровождения данного танца. В подготовительном движении уже как бы должна быть заложена частица танца, заявка на танец.
Движение рук из подготовительного в какое-либо другое положение происходит на 2 такта музыкального вступления (на проигрыш) . Педагог по своему усмотрению может увеличить его. Музыкальное вступление может выполняться медленно и быстро в зависимости от характера музыки и танца. Зафиксированные положения рук к моменту начала движения или комбинации могут быть различными, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца. Чаще всего руки из подготовительного положения переходят в 1-е основное, то есть учащийся перед выполнением движения «подбоченивается». Руки также могут раскрываться из подготовительного в 3-е или 4-е основное или в какое-либо другое положение по усмотрению педагога. Мы приводим пример подготовки к движению, наиболее часто встречающийся в процессе учебы, а именно: из подготовительного положения в 1-е основное. Остальные описаны в разделе «Переводы рук из одного основного положения в другое».
Рис.. Подготовка к началу движения у девушек Рис. 81. Подготовка к началу движения у парней
а) У девушек.
Первый такт — обе руки находятся в подготовительном положении. Девушка не просто стоит на месте, она слушает музыку, вникая в ее настроение, или общается со стоящими рядом, поворачивая корпус и голову вправо или влево.
Второй такт
«Раз» — руки, сгибаясь в локтях, начинают подниматься по корпусу вверх. Локти направлены в стороны. «И» — движение рук продолжается.
«Два» — руки продолжают подниматься вдоль корпуса и приходят в 1-е основное положение. «И» — пауза.
Такая подготовка чаще всего присуща медленному, плавному танцу.
Для танца быстрого характерна подготовка другого вида, более задорная.
Первый такт — обе руки находятся в подготовительном положении. Девушка слушает музыку. Второй такт
«Раз» — руки слегка отводятся в стороны, кисти раскрыты, ладони направлены вперед. «И» — движение рук продолжается.
«Два» — руки сгибаются в локтях и резко круговым движением закрываются в 1-е основное положение. Кисти рук при этом сжимаются в кулачки. При выполнении кругового движения кисти рук не должны подниматься выше уровня локтя.
«И» — пауза.
б) У парней (рис.).
Первый такт — обе руки находятся в подготовительном положении. Парень пританцовывает, стоя на месте, слегка приподнимая пятки от пола в такт музыке, или общается со стоящими рядом.
Второй такт
«Раз» — обе руки из подготовительного положения поднимаются в стороны-вверх до уровня талии, кисти раскрыты, ладони направлены вперед.
«И» — движение рук продолжается.
«Два» - руки резко сгибаются в локтях и, закругляясь, круговым движением закрываются в 1-е основное положение. «И» — пауза.
В дальнейшем, говоря о подготовке к началу движения, как у девушек, так и у парней, мы будем подразумевать именно это движение рук из подготовительного положения в 1-е основное. В тех случаях, где подготовка к началу движения иная, это будет оговариваться особо.Исходное положение рук перед выполнением того или иного элемента дается после предполагаемой подготовки к началу движения.
Поклоны
Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Этот красивый обычай и сейчас живет в наших селах. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. В Курской и Воронежской областях и поныне вместо «кланяться» или «здороваться» говорят иной раз «челомкатся». На Руси, где при подходе ко многим городам дороги поднимались на холм или высокий гребень, существовал такой обычай: путники, пешие или конные, ехали ли они на телегах или в экипажах, бедные или богатые слезали с коней, выходили из экипажей и кланялись городу. Такие холмы назывались поклонными. Во многих городах России и до наших дней остались эти названия — Поклонная гора.
Существует несколько видов поклонов.
а) Маленький поклон — корпус слегка наклоняется, делается кивок
головой.
б) Поясной поклон (наклон корпуса в пояс) —верхняя часть туловища от пояса наклоняется. Такой поклон был очень распространен как у женщин, так и у мужчин. На смотринах, свадьбе, желая показать, что у невесты хороший характер, говорили: «Она у нас покорная и поклонная». Если же невеста была упряма и строптива, ее заставляли кланяться по многу раз, приговаривая при этом: «Будь покорной да поклонной», то есть покладистой, хорошей женой. В боярских домах женский поклон в пояс во время церемонии встречи гостей назывался «малым обычаем».
в) Поклон ниже пояса — глубокий, низкий поклон до земли. Чаще всего это был мужской поклон, но это не значит, что голова касалась земли или пола. Чем ниже был поклон, тем больше проявлялось уважение, а порой и заискивание. Иногда при глубоком поклоне рука или шапка касались или почти касались земли. Такой поклон был особенно распространен в боярских домах, когда гости с уважением кланялись хозяйке дома, почти касаясь пола пальцами правой руки, и назывался он «большим обычаем».
Почти все бытовые поклоны перешли в танец. Здесь они были дополнены и украшены движениями рук, усложнены и обогащены музыкальным сопровождением.
В танце значение поклона расширяется. Это уже не только приветствие, но и приглашение к танцу, и благодарность за танец — как со стороны парня, так и со стороны девушки. Урок также следует начинать традиционным русским поклоном-приветствием, а заканчивать его поклоном, имеющим уже другое значение, — благодарность педагогу и концертмейстеру. Поклон может выполняться на месте, без шагов (без подхода), и с шагами (с подходом).
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 365;