На ребро каблука с проскальзывающим ударом — с продвижением вперед
Движение занимает 1/2 такта.
«и» (затакт) — взмах правой ногой вперед.
«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одновременно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола.
«И» — проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины стопы правой с последующим небольшим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты. При продолжении движения проскальзывающий удар каблуком делается с другой ноги. Этот шаг также можно исполнять и с небольшим приседанием на опорной ноге или с поднятием на полупальцы.
Шаг на ребро каблука и шаг на ребро каблука с притопом или проскальзывающим ударом уже не исполнишь в длинном сарафане. Это не хороводный шаг. Здесь требуется иной, более короткий костюм; с помощью такого шага изменяется и образ, создаваемый исполнителем. Так, движение — шаг — диктует педагогу или балетмейстеру характер танца, характер его исполнения. В танце «Вензеля», поставленном
И. А. Моисеевым в Государственном академическом ансамбле народного танца России, первая часть танца построена на шаге на ребро каблука с проскальзывающим ударом на слабую долю такта и с поднятием на полупальцы. Парни и девушки выполняют один и тот же шаг, но с различным характером, различной манерой исполнения. В этом им помогают и руки, и корпус, и голова. У парней левая рука согнута в локте и заведена за спину, правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса, пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах производится одновременно с проскальзывающим ударом каблуком правой ноги на счет «и». Одновременно со следующим проскальзывающим ударом каблуком левой ноги, также на счет «и», правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута вправо, в сторону девушки. Все движения, весь вид парня говорят о смелости и решительности.
Девушки идут таким же шагом, с гордым, независимым видом, что достигается с помощью иных движений рук, положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянутый, голова поднята вверх и повернута в сторону парня, влево. Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне груди. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты. И девушки и парни идут этим шагом в медленном темпе.
Шаг-притоп
С продвижением вперед
Движение занимает ½ такта.
Исходное положение ног —1-е свободное.
Руки — в 1-м основном положении.
«И» (затакт) — небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола.
«Раз» — одновременно с шагом притоп всей стопой правой ноги — крепкий, уверенный у парней и более мягкий, игривый у девушек. В момент притопа колени обеих ног вытягиваются. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У парней руки одновременно с притопом резко, широко раскрываются в стороны в 3-е основное положение. Грудь вперед, голова гордо приподнята. Сколько удали в этой позе! У девушек руки могут оставаться в 1-м основном положении или переходят в 3-е или 4-е основное положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем какая-то игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски.
С продвижением назад
С небольшого полуприседания на обеих ногах с «сокращенной» стопой небольшой шаг с правой ноги назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытягиваются. Левая остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах в зависимости от длины шага. Руки могут открываться в 3-е основное положение или оставаться в исходном положении.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 332;