Платочек в русском танце
Традиционный платочек или, как называли его в старину, «ширинка» (кусок ткани, отрезанный во всю ее ширину) — неотъемлемая часть женского праздничного национального костюма. Платочек органично вошел в русский народный танец, и все пляски, хороводы стали исполняться девушками и женщинами с платочком.
Уже в XI в. на фреске южной башни Софийского собора в Киеве был изображен скоморох, переодетый женщиной, который пляшет с платочком в руке. Немецкий путешественник Олеарий, посетивший Россию в XVIII в., пишет: «У женщин в руках пестро вышитые носовые платки — ширинки, которыми они размахивают при танцах» '.
Платочек придает каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчеркивает их настроение. В хороводах и некоторых плясках с помощью платочка соединяются отдельные пары или все исполнители. В игровых хороводах разыгрываются целые сцены, в которых платочек служит своеобразным символом, он может изображать постель, подушечку, плетку и т. п. Платочки чаще всего бывают белого цвета, и во время пляски они красиво взлетают над головами исполнителей, словно белые голуби.
Каждая девушка любовно вышивала и украшала свой платочек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. По расшитому платочку можно было определить вкус и мастерство рукодельницы — будущей невесты.
Девушки в танце часто хвалятся друг перед другом своей работой— вышивкой и кружевами. В хороводах, кадрилях девушка иногда дарит платочек парню, которому симпатизирует. Взмахом платочка вызывают партнера или партнершу на пляску. Понравившегося парня девушка приглашает на пляску или в хоровод по-особенному — или легко ударяя его платочком по плечу, или с поклоном держа платочек двумя руками, или положив платочек на плечо парня. Бывает и так — девушка, не зная, кому отдать предпочтение, кого пригласить на пляску, подкидывает платочек вверх, а каждый из парней старается поймать его. Платочек достается самому ловкому, самому быстрому и самому смелому.
Все элементы необходимо разучивать с платочком, поскольку он помогает большей выразительности каждого движения.
Обращение с платочком
В танце девушки всегда держат платочек расправленным, не комкают его. Платочек берут или за один из его концов, или за середину. В различных плясках и хороводах, а также в различных местностях платочек держат по-разному.
1) За край (рис. 47)
а) Взять левой рукой за конец платочка и пропустить его со стороны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони. Пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке.
б) Взять платочек левой рукой за конец и пропустить его между указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем.
Рис. 47. Обращение с платочком. За конец
Рис. 48. Обращение с платочком. За середину
2) За середину (рис. 48)
Все четыре конца платочка находятся на одном уровне и свисают вниз.
а) Платочек берется за середину двумя пальцами — средним и указательным.
б) Платочек берется за середину «щепоточкой»— тремя пальцами: большим, указательным и средним.
в) Середина платочка пропускается между указательным и
средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони.
Наиболее распространенные положения рук, часто встречающиеся в танцах
В хороводах, плясках, переплясах, кадрилях встречается много различных положений рук, каждое из которых присуще либо парням, либо девушкам. Мы рассмотрим лишь несколько наиболее характерных положений
Наиболее характерные у девушек (с платочком) (рис. 49) а) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка; ребро ладони направлено от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо.
б) Руки, согнутые в локтях, находятся перед корпусом на уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса, локти находятся на одной высоте с кистями. Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой от корпуса. Согнутые пальцы обеих рук соединены друг с другом так называемым «замком».
в) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд направлен на платочек, девушка любуется им, «обыгрывает» его.
Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; а, б, в) |
Г. Д. е.
Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; г, д, е)
.
г) Обе руки, согнутые в локтях, на уровне плеч. Кисти рук
соединены ладонями и находятся над правым плечом. Голова наклонена вправо и слегка прикасается щекой к тыльной стороне кисти левой руки.
д) Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая
рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у
правого плеча; локоть не прикасается к корпусу. Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена и немного отходит от корпуса назад.
е) Правая рука в 1-м основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне кисти правой, локоть не прижимается к корпусу.
Наиболее характерные положения рук у парней (рис. 50)
а) Правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу. Голова повернута вправо и слегка приподнята вверх, с вызовом.
б) Левая рука широко раскрыта в сторону, ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку или кепку. Всем своим видом парень приглашает партнершу на танец.
в) Руки заложены за спину, на талии. Кисти раскрыты, пальцы вытянуты. Кисть левой руки тыльной частью лежит на ладони правой руки. Плечи раскрыты, расправлены, локти направлены в стороны. Голова гордо приподнята.
г) Руки, согнутые в локтях, заведены за голову. Локти направлены в стороны и находятся выше уровня плеч. Пальцы обеих рук вытянуты и слегка прикасаются к затылку.
Рис. 50. Наиболее характерные положения рук у парней
Наиболее распространенные положения рук в парах
Движения рук
1) Переводы из одного основного положения в другое
а) Из подготовительного положения в 1-е основное.
У парней — руки поднимаются невысоко в стороны, кисти, дойдя до уровня талии, поворачиваются ладонями вперед, руки сгибаются в локтях и круговым движением переводятся в 1-е основное положение.
У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса, причем кисти постепенно сжимаются в кулачки и переводятся в 1-е основное положение •—■ «подбоченившись».
б) Из 1-го основного положения в 3-е
(раскрывание рук в стороны)
Руки из 1-го положения поднимаются вперед, до 2-го положения, и, сделав небольшой полукруг, раскрываются широко в стороны, останавливаясь в 3-м положении.
При движении рук вперед необходимо следить за тем, чтобы кисти рук не соприкасались друг с другом. Взгляд направлен на правую или левую кисть руки.
в) Из 3-го положения в 4-е (жен.)
Руки из 3-го положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, продолжая подниматься впереди корпуса снизу вверх, перекрещиваются ниже груди в 4-м положении (2-й вариант). Движение выполняется медленно, задумчиво, немного с грустинкой. Голова следует за движением рук или остается опущенной вниз, склонившись к правому или левому плечу.
г) Из 3-го положения в 1-е («подбочениться»)
Руки сгибаются в локтях, кисти, совершая движение по полукругу вперед, ниже уровня локтя, а затем вниз, кладутся кулачками (у девушек) или ладонями (у парней) сбоку на талию, то есть в 1-е положение. Локти при этом движении должны оставаться на одном уровне.
Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой; другая рука остается в прежнем положении. Например, из 1-го основного положения — «подбоченившись» — правая рука раскрывается в сторону в 3-е, голова следует за движением руки, а левая остается в 1-м основном положении.
2) Наиболее распространенные в хороводах и плясках различных областей России
Поворот кистей вправо-влево в курских танках и карагодах.
Движение «муку сеять» (курская пляска «Тимоня»
Прищелкивание пальцами в плясках и хороводах (Воронежская область)
«Белье полоскают» — движение рук п «Зеленгинской кадрили» (Астраханская обл.)
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 362;