История архитектуры 5-15 века отчётливо делится на три периода.
Архитектура - наиболее показательное искусство Средневековья, в котором воплотились особенности эпохи, ее мировоззрение и ценностные ориентации, условия жизни и уровень знаний и навыков. В средневековой архитектуре сформировались два основных стиля: романский и готический, которые отразили специфику уклада жизни раннего и зрелого Средневековья соответственно.
История архитектуры 5-15 века отчётливо делится на три периода.
1. Дороманский период (VI—Х вв.). Охватывает время, когда строительство предпринималось спорадически возникавшей инициативой епископов, монастырей и крупных сеньоров. За исключением Италии, для Европы в целом это было время глубокой варваризации римской строительной традиции, время поисков жизнеспособных композиционных формул для церковных зданий, в основном – базилик, выполненных в грубой каменой технике.
2. Романский период (XI—XII вв.) отмечен резким ускорением формообразующего процесса в условиях феодальной государственности и появлением отработанного типа церковного здания. Период укрепления феодализма (11-12 века) вызвал к жизни ни менее самобытный романский замок как тип укрепления, выполняющего в то же время функции жилища феодала. Название «романский» происходит от слова «Roma», Рим, и возникло условно в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской.
3. Готический период (XIII—XV вв.). Название «готика» происходит от названия народов – готов, как символ варварского искусства.
Типы сооружений:
-Монастырь. В комплексах строились дороги, мосты, гостиницы и госпитали.
-Феодальные замки. Донжоны.
-Крепостные стены.
-Ратуши. Рынки.
-Соборы. Церкви.
-Городские дома, с увеличивающимися вверх этажами.
Романский архитектурный стиль (в переводе с латыни - "римский") возник во времена Карла Великого - в конце VIII века и развивался на протяжении IX-XII ст. С одной стороны, это стилевое направление выражал стремление королевской власти и церкви сослаться на авторитет Римской империи, а с другой - он стал проявлением эпохи, когда постоянная военная угроза заставляла строить сильные крепости. Романская архитектура - это строения оборонного типа. Характерными чертами этого стиля были:
• массивность, геометричность и ясность архитектурных форм;
• толстые каменные стены и небольшие узкие окна - бойницы;
• полукруглая сводчатая арка;
• четкое соотношение горизонтальных и вертикальных линий. Романский стиль был представлен такими типами строений, как храм, монастырский ансамбль и феодальный замок.
В качестве основы замка феодалы использовали оставшиеся от римского времени сторожевые башни и небольшие римские лагерные стоянки. Поэтому основной постройкой в замке - жилищем сеньора -являлся донжон (башня посреди двора). Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Римские сторожевые башни были квадратными в плане, но донжоны быстро изменили эту форму сначала на многоугольную, а затем и вовсе круглую - так было легче обороняться.
Однако жить все время в башне было неудобно, и в XII веке все чаще рядом с донжоном строится отдельный дом феодала. Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе. Дома феодалов получались особенно пышными у членов королевского дома. Это были целые дворцы.
Такой дворец состоял в основном из большого прямоугольного зала с большими сдвоенными арочными окнами, который располагался на втором этаже. На первом - кухни и хозяйственные помещения, на третьем -небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же.
В связи с развитием архитектуры во второй половине XI в. начинает возрождаться монументальная скульптура.
Романской скульптуре присущи рельеф (полукруглая скульптура на плоскости). Рельеф наиболее адекватно воспроизводил мировоззренческие ориентации того времени. Он был и достаточно телесным для того, чтобы удовлетворить требования конкретного сознания той эпохи. В то же время, он был достаточно условным и символическим, чтобы не нарушать требования христианской догматики.
Романская скульптура (рельеф) украшала:
• интерьер - внутреннюю часть храма и концентрировалась у алтаря. Здесь преобладал растительный и геометрический орнамент, в котором отдельные условные человеческие фигуры;
• экстерьер - внешнюю часть храма, где преимущественно многофигурные композиции украшали главный фасад храма.
Скульптурные изображения воспроизводили темы Нового Завета и наглядно иллюстрировали народным массам непонятную для них церковную службу, которая велась на латинском языке. Довольно часто рельефы были ярко окрашены для того, чтобы привлекать взгляды прихожан во время молитвы.
Готический архитектурный стиль возник на Западе, и прежде всего, в Северной Франции, в середине XII века и доминировал до XIV в. Возникновения этого стиля было связано как с изменением мироощущения средневековой культуры, в которой осуществлялся переход от замкнутости и враждебности раннего периода к открытости и уверенности зрелого, так и с определенным техническим прогрессом в строительстве. ХП-XIV века - это время наивысшего расцвета культуры средних веков.
Характерными чертами готики становятся:
• стремление вверх, легкость и требовательность архитектурных форм, вертикализм композиции;
• значительная высота сооружения;
• острые стрельчатые арки, которые изменяют полукруглые линии романской архитектуры, островерхие крыши;
• большие окна с витражами - разноцветными элементами, составляющими рисунок из стекла;
• множество скульптурных фигур, украшающих интерьер и экстерьер храма, содержатся и на фасадах, и на стенах, и на остроконечных крышах.
Устройство готич.храмов.
Своды стали делать стрельчатыми. Это значительно уменьшило их распор в стороны, устремив почти всю тяжесть вниз. Во-вторых, была придумана система нервюр. Строители увидели, что в стрельчатых сводах, особенно пересекающихся друг с другом, напряжения распределяются весьма неравномерно, и основная нагрузка попадает на ребра конструкции. Поэтому именно эти ребра решили делать из твердого камня, заполняя промежутки более легким песчаником. Так появилась прихотливая система нервюр - нервов собора.
Схема разработки нервюр в готических храмах.
Нервюры, беря на себя тяжесть, сводили ее к опорным столбам, которые часто оформлялись в виде собранного пучка колонн. Такая конструкция делала излишней массивную стену и позволяла значительно увеличить пространство собора. Нужно было только поддержать сами опорные столбы, ведь на них теперь приходилась вся тяжесть свода. Для этого по сторонам от центрального нефа ставился еще один ряд столбов (контрофорсов) и с них перекидывались арочки - аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы. Мы и сегодня делаем практически то же самое, подпирая падающую стену бревном.
Готическая конструкция позволила прорубить в соборах большие окна и практически "растворить" стену в пространстве воздуха. Промежутки между опорными столбами теперь повсеместно заполняются витражами - красочными мозаичными окнами, во многом заменившими готике и иконопись и скульптуру. Витражи готического собора - одно из главных его украшений. Естественный свет, проходя сквозь яркие цветные стекла, в полумраке храма приглушается, и храм наполняется своеобразным цветным пространством.
Окончательное завершение строительства парижского собора Нотр-Дам знаменовало и завершение ранней готики. Зрелая готика -это соборы Нотр-Дам в Шартре с его четким планом в виде ясного католического креста и знаменитым скульптурным декором; Нотр-Дам в Реймсе - благороднейший из французских готических соборов, где принцип стрельчатости доведен до предела не только в архитектурных формах, но и в скульптурном украшении; Нотр-Дам в Амьене -самый большой собор во Франции.
1 — собор в Реймсе, XIII в.: а— план; б— поперечный разрез; в— членение и декор основного нефа; г— фрагмент бокового фасада; 2 — схема распределения распора и ветрового давления; 3 — стрельчатый крестовый свод; 4 — нервюры свода; 5 — возведение свода по деревянным кружалам; 6 — разрез по наружной стене храма; 7— кладка стены с внутренней забутовкой; 8— готические детали: а— фиал; б— окно-роза; в— профили нервюр; г— двухпролетный аркбутан; д — окно бокового фасада; 9 — деревянная фахверковая конструкция средневекового дома
Единство готического стиля хранится в разных национальных традициях, несмотря даже на возникновение многих региональных и национальных вариантов готики: английского "перпендикулярного", французского "пламенеющей", немецкого "кирпичного" и других.
Готические храмы пришли на смену романским по всей Западной Европе. Один за другим восстанавливались соборы в Париже, Лане, Сане, Реймсе - во Франции; в Марбурге, Кельне и Ульме - в Германии; в Барселоне - в Испании и другие. Лучшими среди них считаются Собор Парижской Богоматери (1163-1208) и капелла Генриха VII в Вестминстсрському аббатстве (1502-1512) - Лондон.
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 5983;