Крестово-купольные церкви
Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. Крестово-купольные церкви - квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. В 4 в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан – цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном - один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.
В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (св. Апостолов) также в Константинополе. Внутренние поверхности византийских зданийоблицовывались: своды - мозаикой из стеклянной смальты, стены - мраморной мозаикой, полы - мраморным мощением.
Крестово-купольная система.
характерны два типа здания: а) перестильный тип церкви-имеет некоторое сходство в плане с крестовокупольными зданиями, постройки этого типа глубоко отличны тем, что они лишены концов креста б) другой средневизантийский тип характерезуется, тем. что центральное помещение перекрыто большим куполом, опирающимся на наружные стены. К нему примыкает трехдольный алтарь. Хотя в начертании такого плана, с четырьмя опорами вместо внутренних стен, трудно увидеть крест, за ним сохранилось название крестовокупольного. Это новшество делало конструкцию более прочной (купола без барабанов, прорезанные у основания окнами, неоднократно обрушивались). Кроме того, образующаяся таким путем глава, увенчивающая здание и придающая ему пирамидальную, высотную композицию, способствовала большей выразительности внешнего облика храма.
На востоке господствовал центрический тип храма, преимущественно крестовокупольный. обладавший рядом вариантов, различавшихся числом нефов, опор и куполов, наличием или отсутствием хор. композицией алтарной части и притворов. В таких центрических храмах особое значение получила вертикальная ось, совпадавшая с вершиной купола стоявшем на высоком барабане, она подчиняла себе группировавшиеся вокруг части здания. В интерьерах храмов главной была средняя часть, наиболее высокая и ярко освещенная светом, лившимся из окон барабана
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: 1 притвор ("нартекс"). 2корабли или нефы и 3 алтарь.
При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда. Северная олицетворяла смерь, мрак и зло. А южная часть посвящалась Новому Завету Городской собор XIII века - это не только место богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все. сильно возросшее, население города.
Церковь монастыря Липса - древнейшее сложившееся константинопольское пятинефное крестовокупольное здание. В церкви Липса. Очень сильно выражено центрическое начало. Ее план строится концентрически вокруг купола. Подкупольный квадрат равномерно окружен двумя зонами помещений. Первая зона состоит из концов креста и угловых помещений. Вторая образована крайними боковыми нефами, двумя лестничными башнями на западной стороне и нартексом между ними, а на восточной стороне- тремя алтарными помещениями центральной части здания. Основные пространственные оси интерьера направлены к центральной точке под куполом.
храм монастыря св.Липса.
Собор Святой Софии в Константинополе.
План церкви Сергия и Вакха
Храм с планом такого типа получил широкое распространение в 6 - 9 вв. в разных местах Византии и за ее пределами. Он, например, стал обычным в Греции и Болгарии, в Закавказье.
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 6604;