Последсвия арабского господства на архитектуру Армении, 8-10вв.
В начале VIII века в связи с арабскими нашествиями строительство в Армении временно переживает сравнительный упадок. Сооружения строились в отдельных княжеских владениях (подземный мавзолей Артавазда Камсаракана), развивалась светская архитектура. Католикосы Армении, несмотря на тяжелые политические условия, всячески способствовали строительству новых церковных зданий. В Двине было воздвигнуто дворянское здание центральной городской крепости. В эпоху Раннего Средневековья формируется искусство хачкаров — памятников малой архитектуры.
В 885 году, после восстановления армянской государственности, архитектура Армении переживает новое возрождение. В главных городах строятся новые значительные архитектурные здания, развивающие архитектурные методы IV—VII веков. На основе исторического-стилистического единства развиваются архитектурные школы Ани-Ширака, Ташир-Джорагета, Сюника, Васпуракана.
Кроме собственно городов, архитектура развивалась также в отдельных княжеских владениях, крепостях и особенно церковных комплексах, которые, переживая быстрое развитие, становятся культурными центрами своего времени. В недавно освобожденной от арабского ига стране вначале строились сравнительно небольшие здания.
Первые построенные в IX веке церкви воспроизводили композиции трёхабсидных и четырёхабсидных крестообразных в плане центральнокупольных храмов VII века (построенные в 874 году две церкви на острове Севан[10] — Севанаванк и Айраванк). Однако в остальных сооружениях того же типа наблюдается пристройка угловых приделов (монастырь Шогакаванк, 877—888 гг.), а также тенденция включения этих приделов в общую композицию сооружений (монастыри Котаванк, Макеняц). Купольная композиция VII века с четырьмя отдельно стоящими пилонами была использована при возведении храма Погосо-Петроса в Татеве (895—906 гг.), причём угловые стены двух добавочных приделов заменили несущие купол пилоны. Результатом подобного творческого подхода к композиционной задаче и явилась сооружение главной церкви монастыря Каракоп в Вайоц-дзоре (911 г.), в которой нет несущих купол пилонов, и купол опирается на угловые стены четырёх пределов[11]. В 903 г. строится церковь Котаванк, к первой четверти X века относится церковь Бюракана, в 936 году строится купольный храм Гндеванк в гаваре Вайоц-Дзор, в конце X века — церковь Макеняц.
Ныне сохранилась только церковь св. Креста архитектора Мануела, которая была построена в 915—921 гг. Своим планом церковь напоминает храм св. Эчмиадзин Дзорадира, возведенный в VI веке. Церковь особо известен богатейшей резьбой по камню, разнообразными по сюжетам-рельефами а также фресками.
Церковь Святого Креста на острове Ахтамар — раннесредневековый армянский монастырь на острове Ахтамар, построенный в 915—921 годах.
Ахтамар — крестово-купольная церковь[1] несколько видоизмененное в плане[6], длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.[5]. Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века[7]. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв. Более чем тысячелетний храм сохранилась без значительных видоизменений[8].
Ахтамар. Церковь Святого Креста. 915–921 гг. (по Хачатряну)
Широко распространились армянские технологии строительства и отделки; материалы, используемые в армянском архитектурном строительстве, приобрели популярность за пределами Армении. Они были настолько специфичны, что их называли армянскими.
Более плодотворным становится архитектурная школа Ани-Ширака, развивавшаяся на владениях Багратидов (центральное владение гавар Ширак). Один из классических образцов Ани-Ширакской школы архитектуры — церковь Мармашен, строительство которого был начат в 988-ом и завершилась в начале следующего века.
Мармаше́н — монастырь в Армении, в марзе Ширакской области. Построен в X—XIII веках в гаваре Ширак .
Церковь Мармашен. 986—1029 гг. (по Хачатряну),
Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, построен князем Ваграм Пахлавуни в 988—1029 гг.[1]. Храм возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал. Фасад — крестообразной формы, украшенный арочными нишами и узкими окнами. Зонтичный купол установлен на граненом барабане. Большая церковь украшена пластическим декором: аркатурой и пучковыми колоннами и отличается вертикальной устремлённостью архитектурных объёмов[1].
К югу от основных построек монастыря стоит небольшая крестово-купольная церковь XI века с 4 приделами[1]. Западнее — руины четырёхстолпного гавита XIII века[1], четырёхапсидного круглого храма и усыпальницы.
Во время сельджукских нашествии Мармашен значительно пострадал. В 1225 году в церкви были проведены восстановительные работы внуками Ваграма.
В Х—XI вв. с распространением парусной конструкции гранёная форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища — глхатуна — получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (гавиты — своеобразные церковные притворы, выполнявшие различные функции: усыпальниц, мест для прихожан, залов для собраний и занятий).
В середине X века развивается Ташир-Дзорагетская школа архитектуры: в 957—966 гг. строится монастырь Санаин, в 976—991 гг. основывают монастырь Ахпат — один из крупшнейших архитектурных и духовных центров Армении. Почти все архитектурные типы VII века были реализованы в храмах X столетия[15], но особенно часто армянские архитекторы обращались к структуре купольных залов[15]. В архитектуре X века начинает формироваться композиция притворов — гавитов[15]. Армянские архитекторы X века обладали международным признанием[16].
XIII в. Огибающая схема
Гавит, жаматун (от арм. գավիթ - двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
Гавиты служили дополнительным помещением для молящихся, усыпальницей, местом собраний, иногда в них совершались церковные службы. В IX—XI вв. гавиты имели форму сводчатого зала; в XII—XIII вв. многие гавиты воспроизводили композицию (в частности, перекрытие) народного жилища — глхатуна. Наиболее распространены гавиты в виде 4-столпного зала с арочно-сводчатым перекрытием (в Санаине, 1185; Амазаспа в Ахпате, 1257); встречаются и 6-столпные 3-нефные гавиты, реже — бесстолпные зальные гавиты с покрытием на перекрещивающихся арках. Иногда гавиты были уникальны сводами с мозаичными выкладками, можно обнаружить в армянских соборах 1224 года.
Глхатун — армянское народное жилище, представляет собой квадратное в плане наземное или полуподземное сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и припамидально-венценосном перекрытием, опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре.
Традиционное перекрытие глхатуна — азарашен, в зависимости от региона получало различные решения.[3] В одних районах исторической Армении жилая и хозяйственная части глхатуна помещались под одной крышей, а в других, более теплых, — раздельно.[4] Освещение жилища шло через отверстие дымохода (ердик) расположенное в потолке сооружения, в помещении имелась вмазанная в пол глиняная печь — тонир, и стенной камин — бухари. Для западных армян была характерна отделенная от помещения для скота толстой стеной-перегородкой гоми-ода — парадная комната для приема гостей, мужских собраний и др.[5]
Форма глхатуна армянскими зодчими бралась за основу при строительстве культовых зданий, в частности церковных пределов (гавитов).
Обеспечение устойчивости конструкции во время землетрясений было предметом постоянной заботы армянских и грузинских зодчих. Для монументальных сооружений выбирались, как правило, компактные объемно-пространственные структуры, отличающиеся повышенной устойчивостью. Армянские зодчие путем применения в верхней части здания облегченных конструкций и материалов добивались понижения центра тяжести массы здания в целом. В некоторых грузинских храмах купольная часть здания на четырех столбах выложена в виде самостоятельной конструкции, что обеспечивало ее независимые от остальной части работу и деформации во время землетрясений. Широко применялось также армирование кладки дубовыми связями, которые в виде четырех- или многоугольных рам устраивались в несколько ярусов в стенах, в подбарабанном кольце и других наиболее нагруженных местах конструкции. В арочно-сводчатых конструкциях чаще всего применялись купольные и полуцилиндрические формы. Использовались крестовые своды и сомкнутые — восьмигранные. Следует отметить применение подковообразных арок и сводов стрельчатого очертания. Такая арка — один из древнейших примеров использования этой формы в конструктивных целях. Сводчатые конструкции обычно возводились из тесаного камня, обожженного кирпича и реже из кирпича-сырца по деревянным кружалам. В более поздние периоды для перекрытия пролетов использовались плоские каменные плиты площадью до 30 м2. В IX—XI вв. с широким распространением крестово-купольной системы парусные своды вытесняют тромпы при опирании барабана купола на опоры. На основе различных угловых форм (тромпов, парусов, ступенчато-балочного типа) были созданы многообразные виды переходов от четверика к куполу, обогатившие интерьеры зданий XII—XIV вв. Тогда же в Армении были выработаны и каменные сталактиты, нависающие концы которых получали декоративную обработку
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 3005;