Сущность истории человечества
С возникновением марксизма коренным образом меняется взгляд на историю, ее сущность и смысл. История человечества предстает как объективный, поступательный процесс реализации и развития творческих (материально-практических и духовных) возможностей человека, его родовой и индивидуальной сущности. Исходной точкой ее являются сами индивиды, их собственно человеческая природа, возникающая вместе с началом исторического процесса и являющаяся “априорной” по отношению ко всему последующему развитию общества. Рассматривая человеческий род как субстанцию общественного развития, как его высшую ценность и цель, Маркс и Энгельс в общем и принципиальном виде разработали концепцию человеческой сущности исторического процесса. “Вся история, — отмечал Маркс, — есть не что иное, как непрерывное изменение человеческой природы”158, ее самовозрастание в силу коренного свойства труда производить больше, чем необходимо для его собственного поддержания. Присваивая силы природы, люди создают необходимые им как социальным существам средства существования, а также создают и самих себя. Сущность человеческого существования состоит поэтому в непрерывном процессе порождения индивидами себя из природы, в производстве себя посредством ее преобразования. Производство индивидов — это производство их родовой и индивидуальной сущности, которая выражается в сущностных силах: способностях и потребностях, труде и мысли и т.д. Эти сущностные силы находятся в единстве и противоречии. Человеческая сущность чревата внутренними противоречиями: между способностями и потребностями, трудом и мыслью, коллективностью и индивидуальностью и другими. Внутренние противоречия человеческой сущности находят выражение в разделении труда, коллективной и частной собственности, борьбе классов и т.д.
Исторический процесс представляет собой развертывание, углубление прежде всего родовой сущности человека, а не ее внешних проявлений. Углубление человеческой сущности есть ее усложнение, т.е. увеличение многообразия сущностных сил и усиление их интеграции. Рост многообразия сущностных сил суть возникновение новых и аккумуляция (обогащение) наиболее общих (вечных) сущностных сил, а уровень роста есть функция того многообразия качеств внешнего мира, которые ассимилирует, преобразует и использует человеческий род. Как постоянная предпосылка истории, ее субстанциальная основа, он есть также ее постоянный продукт и результат. Чем сложнее присвоенные им в процессе труда силы природы, тем сложнее родовая и индивидуальная человеческая сущность и, соответственно, выше уровень развития общества.
Исторический процесс имеет, таким образом, направленный характер. Общее направление человеческой истории — все более полная реализация потенциально бесконечной универсальной сущности человека. Всеобщим основанием направленности исторического процесса является закономерная направленность развития материи от низших ступеней к высшим, от простого к сложному. Возникая как закономерный результат всеобщего мирового процесса развития, человеческое общество несет в себе изначальный импульс движения от низшего к высшему, изначальную направленность развития. Объективная направленность развития имеет в этом смысле “априорный” по отношению к дальнейшему социальному развитию характер. При этом, поскольку способом существования общества становится преобразование природы, развитие материи своеобразно опосредуется всем прошлым развитием. Современная цивилизация связана с преобразованием и использованием (в известных исторических пределах) цикла четырех форм материи (физической, химической, биологической, социальной). Цивилизации будущего будут во многом определяться использованием и преобразованием нижележащих циклов форм материи, доступ к которым (познание и преобразование) возможен только через посредство освоенных человечеством форм материи. Овладение космическими объектами, превращение их в объекты общественной собственности неизмеримо расширит возможности развития человека, его сущностных сил. Степень освоения космического пространства становится в настоящее время одним из важнейших показателей могущества человека в овладении силами природы, в совершенствовании человеческих способностей и потребностей. Но необходимость социального прогресса не вытекает из каких-либо “нужд” природы, она заключена в сущности человеческого существования, в направленности на бесконечное развитие человека путем преобразования окружающего мира.
Направленность исторического процесса от низшего к высшему рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания, производства и потребления. В природе труда заложена присущая ему изначальная направленность от низшего к высшему, от простого к сложному — от исходных природных материалов к более сложному продукту труда, в конечном счете — от природного к усложняющемуся социальному бытию. Эта фундаментальная сущностная направленность труда лежит в основе направленности общественного развития. Важным основанием направленности социального прогресса является природа человеческих способностей и потребностей (общественных и индивидуальных), которые, во-первых, требуют более сложных, чем природные, условий для развития и удовлетворения, во-вторых, обладают глубокой сущностной тенденцией к непрерывному усложнению, неуклонному возвышению. Подчиненные социальному образу существования человека биологические способности и потребности также непрерывно изменяются в процессе развития общества. Удовлетворение очеловеченных биологических потребностей — один из необходимых стимулов развития человеческого общества, подчиненный собственно социальным факторам развития, ибо развитие и усложнение биологической жизни является элементарным и вместе с тем фундаментальным условием социальной жизни. Цель собственно истории — создание условий для всестороннего развития человека, которое означает и всестороннее удовлетворение биологических потребностей (в пище, одежде, жилье, физиологически нормальной порции труда, здоровой природной среде) и развитие задатков человека (лежащих в основе его способностей).
Весьма важным фактором, определяющим интегральную прогрессивную направленность исторического процесса, является сознание. Уже фундаментальная структура его — деление на две ступени: чувственную и логическую — выражает основную тенденцию процесса познания — усложнение. В природе лучших достижений человеческого разума, научных открытиях и теориях, художественном отражении мира также заключена мощная предпосылка социального прогресса, роль которой резко возрастает в современный период мировой истории. Но развитие познания в конечном счете обусловлено прогрессивной направленностью человеческого существования, человеческой сущностью, “определенной к прогрессу”, производящим способом человеческого существования, основанным на создании сложных, не существующих в природе предметов и условий, из более простых, природных.
Одно из крупных открытий К. Маркса — единый закономерный исторический процесс, “магистраль” которого образована последовательностью пяти известных общественно-экономических формаций. Теория закономерной смены формаций убедительно обоснована им политэкономической теорией товарного производства.
Фундаментальный вопрос научной теории исторического процесса — существует ли закон (закономерность), определяющий необходимую последовательность общественно-экономических формаций (ОЭФ), являющихся основными ступенями развития общества? Такой закон — недостающее звено в объяснении как закономерной смены формаций в целом, так и особенностей современного этапа развития. Необходимый характер появления каждой отдельной ОЭФ из предшествующей в значительной мере можно объяснить законами соответствия производственных отношений производительным силам, разделения труда, товарного производства. Что касается глубинной, общей “сквозной” необходимой связи основных ступеней развития общества, то она не может быть раскрыта на их основе, ибо они выражают либо абстрактные (структурные) моменты общественной жизни, либо частные. Признание всеобщего исторического закона следует из изучения соотношения ОЭФ, а также из эмпирического материала наук, изучающих основные ступени исторического процесса. Разумеется, это не означает, что всеобщий исторический закон может быть дан средствами частных наук. Известно, что они имеют своим предметом особенное, которое вне связи с всеобщим не может быть понято. Вывести такой всеобщий закон можно на основе конкретно-всеобщей интерпретации исторического процесса как развития родовой и индивидуальной сущности человека.
Противоречие общественного (коллективного) и индивидуального коренится в самой человеческой сущности как единстве родового и индивидуального. Это противоречие является одним из важнейших внутренних противоречий развития общества, восхождения его от низших ступеней к высшим. В первобытном обществе общественный характер труда и собственности играет огромную роль в формировании человеческой сущности. Начиная с рабства социальный прогресс осуществляется посредством “расщепления” человеческой сущности и противопоставления сущностных сил человека. Частный ручной труд и мелкая частная собственность делали возможным воспроизводство индивида, тождественного либо общине, либо касте, сословию и т.д. Однако, по сравнению с рабством, крепостная зависимость все-таки значительно расширила индивидуальность крестьянина и ремесленника. Отделение непосредственного производителя от средств производства явилось исходным пунктом индивидуального развития при капитализме. Поляризация собственности позволила одним индивидам в большей мере развивать себя как владельцев особого товара — рабочей силы, другим — как владельцев средств производства. Но универсальная сущность человека противостоит здесь все большей специализации сущностных сил индивидов, частичному развитию их сущности (развитию одной какой-нибудь части сущности). По мере углубления разделения труда универсальное в человеческой сущности как бы убывает, ибо все больше проявляется в специализированной и отчужденной форме, сдерживающей развитие индивидуальности. Историческая заслуга капитализма — превращение рабочей силы в частную собственность индивида, что послужило одной из важнейших предпосылок колоссального прогресса общества. Однако капитализм порождает собственное отрицание, которое восстанавливает не частную собственность, а общественную индивидуализированную, благодаря которой возможно действительное соединение трудящихся со средствами производства, создание устойчивых предпосылок индивидуального развития, индивидуальной свободы и активности. История человечества, таким образом, представляет собой процесс развития человеческой сущности от простейшей формы конкретно-всеобщего, в котором преобладает абстрактно-всеобщее (примитивная универсальность), к конкретно-всеобщему, в котором на первый план выходит частное (комбинированная универсальность) и, далее, к подлинной универсальности (всеобщему, опосредованному всем богатством содержания собственно единичного), т.е. к существенному совпадению родового и индивидуального, тождеству индивида и рода, лежащего в основе человеческой сущности.
В силу тождества социального индивида роду “человек” (каждый социальный индивид является носителем всех свойств человека вообще) историческая роль каждого поколения или индивида, их величие, достоинство, смысл жизни зависят от того, насколько полно они вбирают и выражают актуализированную (наличную) универсальную человеческую сущность. Чем богаче творческие возможности индивида, их индивидуальное бытие, тем основательнее исторический процесс (выше степень совпадения потенциально универсальной человеческой сущности с ее осуществлением) и наоборот. Между общественно-экономическими формациями и человеческой сущностью имеется диалектическая связь: неантагонистические и антагонистические формации по-разному соотносятся с человеческой сущностью; первые соответствуют человеческой сущности, наиболее прямо и полно выражают ее, вторые, “расщепляя” сущностные силы человека, коренным образом ее деформируют, искажают.
Противоречие общественного и индивидуального есть в известном смысле противоречие между универсальной сущностью человека, способной к бесконечному развитию, и ее историческими модификациями. В каждую историческую эпоху человеческая сущность принимает определенную форму, которую она впоследствии перерастает. Сущность истории как объективного процесса и состоит в постоянном преодолении человечеством исторической ограниченности своей сущности. С этих позиций последовательность общественно-экономических формаций как исторических форм, ступеней организации человеческой сущности представляет собой не простую цепь изменений, вызванную противоречием между производительными силами и производственными отношениями, а развитие собственно социальной субстанции — человеческого рода, его родовых и индивидуальных сущностных сил. Это означает, что в человеческой сущности заключена глубинная тенденция (закон) к самовозрастанию, переходу от низших ступеней к высшим, ко все большей идентичности самой себе.
Всеобщий исторический закон и есть закон необходимой смены ОЭФ. Детерминируя в существенной мере субстанциальное свойство социальной материи — тождество индивида и рода, этот закон детерминирует и общее направление развития общества от примитивной универсальности человеческих индивидов ко все более полному, всестороннему и свободному их развитию. Бытие в качестве истинно общественных, универсальных индивидов, в которых родовое и собственно индивидуальное в существенной мере совпадут, есть предпосылка и основа идентичности человечества своей сущности.
Поскольку исторический процесс осуществляется людьми в соответствии с логикой, законами развития их сущности, т.е. имеет закономерный характер, всеобщим (изначальным и фундаментальным) противоречием исторического процесса является основное противоречие человеческой сущности — противоречие между способностями и потребностями (выражающееся в противоречии между производством и потреблением материальных и духовных благ), заложенный в нем импульс развития включает целый ряд моментов, исследование которых позволяет выделить закономерности, составляющие основу общественной жизни.
Развитие человека, его сущностных сил подчинено целому ряду закономерностей. К важнейшим из них относят пять закономерностей. Первой закономерностью исторического процесса, как процесса развития человеческой сущности, является открытое Марксом умножение, возвышение сущностных сил человека, включающее в себя не только количественный рост, но прежде всего качественное усложнение, ибо их предметом становятся все более сложные производимые человеком условия.
Вторая закономерность исторического процесса заключается в опережающем развитии способностей, служащих основным источником общественного богатства. По Марксу, богатство страны в большей мере проявляется в превосходстве мастерства и знаний, приобретаемых длительным навыком и опытом для того, чтобы изобрести и сделать больше. Труд как процесс связан прежде всего с реализацией способностей, обладающих наиболее сильной тенденцией к саморазвитию, с присоединением к силам человека сил природы. Необходимость превышения способностями потребностей или, иначе, опережающего развития способностей, выступает поэтому в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития индивида и общества, качественного усложнения производительных сил (человека и техники). Более того, ни индивидуальный прогресс, ни тем более социальный был бы невозможен без определяющего развития общей способности к труду, заключающей в себе основной импульс к творчеству, ибо одним из важнейших противоречий развития труда является противоречие между способностью к труду вообще (общей способностью) и способностью к конкретным видам труда (частными способностями). Диалектика общей и частных способностей к труду состоит в том, что общая способность развивается на базе частных способностей и наоборот, но примат принадлежит первой.
Третья закономерность состоит в противоречивом и скачкообразном росте свободы развития сущностных сил человека в ходе исторического процесса, в превращении несвободного способа их развития в свободный. Эти способы различаются по трем основным признакам: 1) характеру связей способностей и потребностей — непосредственному и опосредованному, 2) воспроизведению человека во всей его полноте или ограниченному рамками той или иной формы эксплуатации, 3) возможности развития всех и каждого или меньшинства индивидов за счет большинства.
Четвертая закономерность исторического процесса — его аккумулятивный характер. Эта закономерность служит проявлением всеобщей диалектической закономерности аккумулятивного развития материи. В “Капитале” Маркс показал, что объективной основой истории общества выступает аккумулятивный характер развития труда, выражающийся в росте богатства содержания при переходе от простого (ручного) труда к более сложному, машинному, и далее к автоматизированному труду. Точно так же, как сложный труд включает в себя простой, способность к более сложному труду содержит в себе способность к менее сложному труду, но не сводится к ней. Так, способность к машинному труду снимает в себе способность к ручному труду (которая есть накопленная из поколения в поколение и передаваемая по наследству от отца к сыну специальная сноровка), но качественно отличается от нее, ибо машина функционирует только “в руках непосредственного обобществленного или совместного труда” (Маркс). С усложнением труда, переходом его от одного вида к другому происходит и усложнение потребности в нем. Удовлетворение ее в процессе труда рождает потребность в более сложном труде. Возрастание способности к труду, таким образом, приводит к возвышению потребности в нем, к формированию более богатой системы потребностей в целом.
История общества, следовательно, есть не простая смена поколений, а процесс обогащения, усложнения сущностных сил человека, наполнения их все более богатым содержанием. Благодаря этому каждый последующий шаг исторического действия становится более эффективным, мощным, что и обусловливает ускоренное развитие общества. Усложнение средств труда есть следствие развития богатства человеческой природы, а не его причина. Чем сложнее техника, тем больше опыта, знаний, искусства работника аккумулировано в ней. Поэтому усложнение сущностных сил человека вызывается накоплением не только живого, но и овеществленного труда — используемых в нем средств труда. Повышение производительности труда невозможно без постоянного возрастания способностей человека и совершенствования средств труда.
Пятой закономерностью истории как развития человеческой сущности является возрастание от формации к формации степени индивидуализации сущностных сил человека. Будучи родовыми свойствами, они непосредственно принадлежат индивидам, а не коллективам людей и в этом смысле всегда имеют индивидуальный характер. В “Капитале” Маркс описывает индивидуальный труд, индивидуальное потребление, индивидуальную рабочую силу, индивидуальную стоимость и т.д. Он показывает, что производство стоимости, субстанцией которой является абстрактный труд, осуществляется отдельным индивидом, противостоящим в качестве наемного рабочего капиталу. Однако это “частный” индивид, который “живет какой-то одной частью своей сущности” в силу того, что его труд не имеет целостного характера. Исторический процесс, таким образом, выступает с одной из важнейших сторон как процесс развития индивида, процесс индивидуализации его сущностных сил. Общественная история и есть история индивидуального развития людей, но в антагонистических формациях она обеспечивается и осуществляется “ценой колоссального расточения сил отдельного индивидуума” (Маркс).
Закономерности развития сущностных сил человека раскрывают внутренний механизм общественного развития, который выражается в соотношении производительных сил и производственных отношений, экономического базиса и надстройки. От уровня реализации и развития способностей и потребностей зависят тип труда, его разделение и кооперация, а также порождаемая им социально-экономическая структура общества в целом с соответствующей ей духовной культурой. Существование общих закономерностей развития сущности человека и истории есть следствие ее единства. Последнее выражается прежде всего в трех взаимосвязанных сущностных моментах: труде, собственности, мышлении, при примате первого. Свобода, в которой иногда усматривают главный сущностный признак человека, зависит в первую очередь от содержания труда. Пока труд диктуется нуждой, не свободен от физических потребностей людей и в большей мере направлен на их удовлетворение, об истинной свободе не может быть и речи. Только тогда, когда он будет направлен непосредственно на развитие каждого индивида (а не меньшей их части), их индивидуальности во всем ее богатстве, произойдет скачок из “царства необходимости в царство свободы”.
Труд как самовозрастающий процесс является основой социального прогресса вообще, нравственного, политического, духовного в частности. Социальный прогресс осуществляется не автоматически, фатально, а творится, производится человечеством в процессе труда. Будучи существами деятельными, производящими, индивиды творят бытие, которого ранее не было. Создавая новые формы общественного бытия, новые объекты “второй природы”, человечество в ходе социального прогресса создает и новые законы природного и общественного бытия на основе всеобщих и общесоциологических законов. Хотя появление нового первоначально происходит нередко в стихийной форме, в основе исторического процесса лежит не случайность, а необходимость, или историческая закономерность: он осуществляется индивидами в соответствии с логикой, законами развития природы и их собственной универсальной сущности.
В философии термин “критерий” употребляется в трех смыслах: показатель, мерило (средство проверки), существенный признак (признаки). Критерий социального прогресса имеет сложный комплексный характер, ибо охватывает все основные стороны, сферы общественного развития. Каждой сфере общественной жизни, в свою очередь, свойствен свой критерий развития, включенный в подчиненном виде в состав комплексного критерия. Последний представляет собой поэтому целостную систему частных критериев, каждый их которых имеет свой “вес”, определяемый на основе действительной роли каждой стороны в системе общественной жизни. Главным, высшим критерием социального прогресса является уровень развития производительных сил. Современная эпоха особенно подчеркивает его ведущую роль в составе целостного комплексного критерия социального развития. Это обусловлено происходящей революцией в производительных силах.
Высший критерий имеет две стороны: количественную и качественную. С количественной стороны уровень развития производительных сил характеризуется уровнем производительности труда, с качественной — коренным усложнением производительных сил, т.е. техники и самого человека, что требует, в свою очередь, определения критериев усложнения этих двух элементов как таковых. Поэтому в основе социального прогресса вообще, современного этапа в частности лежит уровень развития сущностных сил человека, в первую очередь, производительных сил людей. Ступени развития общества — это ступени развития способностей и потребностей индивидов. Такой подход к социальному прогрессу в прошлом не нашел достаточно полного выражения в стратегии развития индустриального общества. Коренные недостатки его связаны с недооценкой человеческого фактора, развития сущностных сил человека.
Комплексный критерий социального прогресса прежде всего выражает, насколько социальный прогресс обеспечивает развитие человека (его способностей, потребностей, их удовлетворение), уровня и качества жизни. Это и является конечной сутью критерия исторического прогресса, который необходимо, таким образом, доводить до выяснения содержания, характера и уровня развития этих сущностных сил, ибо самовозрастание, усложнение сущностных сил человека есть основное содержание исторического процесса. При этом он должен быть определен по отношению не к обществу как абстрактному, “обезличенному” целому, не к “человеку вообще”, а ко всем индивидам в их конкретном многообразии. Иначе говоря, критерий социального прогресса указывает, насколько общество открывает простор для развития каждого члена. Этот критерий был введен в “Коммунистическом манифесте”: “Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”. Однако следует учесть, что комплексный критерий, выражающийся в уровне развития человека, качестве его жизни имеет сложную структуру и может быть правильно интерпретирован только на основе научной концепции социального развития, материалистического понимания истории. Главной, определяющей стороной критерия социального прогресса является показатель уровня развития материальной основы общественной жизни. Как социальная значимость общественного развития, так и степень социальной справедливости в конечном счете определяются тем материальным содержанием, которое они несут в себе.
Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 337;