Моделирование потребления. Модель потребления Дж. Кейнса


Изучение совокупного потребления домашних хозяйств явля­ется одной из важнейших задач современной макроэкономической теории. Оно необходимо по следующим причинам. Во-первых, потребление составляет наибольшую часть совокупных расходов, поэтому для объяснения колебаний дохода, т.е. для понимания природы дело­вых циклов и достижения макроэкономического равновесия, необходимо проанализировать, под влиянием каких факторов оно изменяется. Во-вторых, от потребительских реше­ний зависит сберегательное поведение частного сектора, а значит, и объем инвестиций в экономике. Инвестиции вызывают рост запаса капитала, который является одним из основных источни­ков экономического роста. Таким образом, изучение детерминант потребительского спроса необходимо также для понимания про­цессов экономического роста.

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода или дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).

Другими словами, модель, объясняющая формирование потребления, должна описывать факторы, от которых зависит объём потребления, и механизм влияния этих факторов на потребление.

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д. Начиная с 1-й половины ХХ века, ученые сосредоточили свое внимание на построении модели формирования потребления в зависимости от дохода как единственного фактора.

Рассмотрим наиболее известные и значимые в макроэкономической теории модели потребления: кейнсианская (Дж. М. Кейнс), межвременного выбора (И. Фишер), «жизненного цикла» (Ф. Модильяни), постоянного (перманентного) дохода (М. Фридман).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – английский экономист, основатель макроэкономического направления в экономической теории. Значительную часть своей знаменитой работы «Общая теория занятости процента и денег», опубликованной в 1936 году, Кейнс посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления.

Выделим предположения, на которых строится модель потребления Кейнса:

1. Значение предельной склонности к потреблению, то есть доля потребления в каждой дополнительной единице дохода, находится между нулем и единицей. Кейнс установил, что «основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

2. Отношение потребления к доходу, называемое средней склонностью к потреблению APC = C/(Y – T), уменьшается по мере роста дохода. Кейнс полагал, что сбережения – это роскошь, и поэтому богатые семьи сберегают большую часть своего дохода по сравнению с бедными.

Так как 0 < МРС < 1, это означает, что, во-первых, с ростом располагаемого дохода потребление растет, а с падением уменьшается; во-вторых, из ка­ждой дополнительной единицы располагаемого дохода на потреб­ление тратится только часть, а остаток сберегается.

Кейнс считал, что если доход падает, то люди пытаются сохра­нить привычный уровень потребления, поэтому снижают его в меньшей степени, чем снизился доход. Если же доход растет, то потребление растет в меньшей степени, так как сбережения – это предмет роскоши, и с ростом дохода люди тратят большую его часть на сбережения, чем раньше.

Статистические данные показывают, что по мере роста текущего дохода МРС имеет тенденцию к снижению, а МРS – к росту. Но эту закономерность искажают многие обстоятельства, среди которых:

- нестабильность экономического положения, которая ослабляет стимулы к инвестированию;

- инфляция, обесценивающая сбережения населения и провоцирующая высокую потребительскую активность;

- отсутствие защищенности вкладов населения, когда усиливается ажиотажный спрос, накапливаются специфические виды сбережений в виде товаров долгосрочного потребления и роскоши.

3. Располагаемый доход является основным фактором, который определяет потребление, и полагал, что процентная ставка не играет значительной роли.

Эта предпосылка отличалась от классических представлений об определяющем влиянии на потребление ставки процента. Класси­ческий подход к анализу потребления исходил из идеи первично­сти сберегательных решений, на которые влияет ставка процента. Потребление, с этой точки зрения, падает с ростом ставки и с ее снижением растет. Кейнс считал, что влияние ставки незначительно и им можно пренебречь, полагая, что процентные ставки могут оказывать влияние на потребление лишь в теории. Ученый писал, что «главный вывод, который, как мне кажется, вытекает из предшествующего опыта, состоит в следующем: применительно к короткому периоду влияние процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим».

На основании этих трех предпосылок, функция потребления Кейнса записывается следующим образом:

 

C = Ca + сy∙Yd

0 < сy < 1,

где С – потребление;

Са – автономное потребление (a);

cу – предельная склонность к потреблению (b).

 

Часто в экономических моделях употребляют вариант этой функции, обладающей перечисленными свойствами C = a + b∙(Y – T). В целом, линейный вид функ­ции потребления использует предположение о неизменности для каждой конкретной экономики предельной склонности к потреб­лению, которое соответствует эмпирическим наблюдениям.

Графическое представление функции потребления представлено на рисунке 1.

Рисунок 1.1 – Функции потребления и сбережения от дохода (по Кейнсу)

 

При Y < Y0 потребление превышает доход, и поэтому сбережение – величина отрицательная. При Y < Y0 доход целиком расходуется на текущее потребление и сбережение равно нулю. Если Y > Y0, часть располагаемого дохода сберегается.

Вскоре после того, как Кейнс предложил свою интерпретацию функции потребления, экономисты начали собирать и анализировать данные для проверки его предположений. Появились работы, по­священные статистической проверке выдвинутых им гипотез.

Ранние исследования показали, что функция потребления Кейнса достаточно точно описывает закономерности поведения потребителей. Ученые анализировали бюджеты семей и собирали данные о потреблении и доходе. Они обнаружили, что семьи с более высоким доходом потребляют больше, а это означает, что предельная склонность к потреблению больше нуля. Кроме того, выяснилось, что семьи с более высоким уровнем дохода имеют больше сбережений, что свидетельствует о том, что предельная склонность к потреблению меньше единицы. Эти данные подтверждали первую гипотезу Кейнса о том, что значение предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей. Кроме того, было установлено, что семьи с более высоким уровнем дохода откладывали в сбережения бóльшую часть своего дохода, что подтверждало догадку Кейнса (его вторую гипотезу) о сокращении средней склонности к потреблению по мере роста дохода. Семьи с бóльшим доходом потребляли больше и сбере­гали бóльшую долю дохода, чем семьи с меньшим доходом.

В других исследованиях ученые анализировали показатели потребления и дохода в период между двумя мировыми войнами. Эти данные также подтверждали правильность выведенной функции потребления. В годы, когда доходы первоначально были низкими, как, например, во время «Великой депрессии», низкими были и потребление, и сбережения, т.е. значение предельной склонности к потреблению находилось между нулем и единицей. Кроме того, в эти годы низких доходов отношение объема потребления к доходу было высоким, что подтверждало вторую догадку Кейнса. Наконец, поскольку связь между доходом и потреблением была столь прочной, никакая другая переменная не имела существенного значения для определения потребления. Таким образом, полученные данные также подтвердили третье предположение Кейнса о том, что размер потребления, прежде всего, определяется размером дохода.

На основе этих исследований была выдвинута гипотеза так на­зываемой вечной стагнации. Суть ее можно проиллюстрировать следующим образом. Из условия равновесия на рынке товаров и услуг в закрытой экономике (Y = С + I + G) следует, что

 

C/Y + I/Y + G/Y = 1. (1.1)

 

Из (1.1) видно, что если доля потребления в доходе будет па­дать, то для поддержания равновесия на уровне полной занятости должна адекватно вырасти доля инвестиций. Поскольку нет при­чин считать, что такой рост произойдет на самом деле, нужно, чтобы государственные закупки росли быстрее дохода.

Во время 2-й мировой войны государственные закупки в западных странах росли достаточно быстро, поэтому многие эко­номисты считали, что после войны этот рост прекратится и на­ступит вечная стагнация. Однако этого не произошло. Потребление после войны существенно возросло. Одно из объяснений причин послевоенного роста потребления состояло в том, что из-за нормирования потребления во время войны излишек средств люди обращали в ценные бумаги, в основном в государственные облигации. После войны излишек этих облигаций был конверти­рован в возросший потребительский спрос. Таким образом, было отмечено влияние на потребление такого не учитываемого кейн­сианской функцией фактора, как благосостояние, т.е. величина активов.

В 1946 г. С.Кузнец исследовал данные о потребительском по­ведении в США за период начиная с Гражданской войны. Обна­ружилось, что в среднем за этот период доля потребления в дохо­де была постоянной, в то время как во время бумов она падала, а во время рецессий росла. Это наблюдение стали называть загад­кой Кузнеца.

Так как подтверждение гипо­тез Кейнса было получено на основе ис­следования коротких временных рядов, возникло предположение, что средняя склонность к потребле­нию в краткосрочном периоде и долгосрочном периоде различа­ются, т.е. что функция потребления в долгосрочном периоде кру­че, чем функция потребления в краткосрочном периоде (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Краткосрочная и долгосрочная функции потребления

 

Таким образом, в конце 40-х гг. прошлого века стало очевидно, что теория потребления должна объяснить следующие эмпирические наблюдения.

1. Бюджетные обследования показали, что МРС < АPC.

2. Отношение C / (Y – T) падает во время бума и растет во время рецессий.

3. В долгосрочном периоде C / (Y – T) – константа и МРС = АРС.

4. Благосостояние (величина активов) влияет на потребление.

Для объяснения перечисленных фактов были выдвинуты две теории: гипотеза жизненного цикла Франко Модильяни и гипоте­за постоянного дохода Милтона Фридмана. Ранее эти теории счи­тались конкурирующими, однако современная макроэкономиче­ская теория рассматривает их скорее как взаимодополняющие.

Обе эти теории предполагают, что, принимая решения о по­треблении в настоящий период, люди ориентируются не только на свой текущий доход, но и на тот доход, который они ожидают получить в будущем.

Все современные теории потребления опираются на микро­экономические модели потребительского спроса, описывающие межвременное оптимизационное поведение домашних хозяйств, принимающих решения в условиях имеющихся бюджетных огра­ничений.

Основополагающую модель, иллюстрирующую зависимость те­кущего потребления от будущих доходов, предложил Ирвинг Фи­шер. Опишем простую версию этой модели и проанализируем, как ее результаты использовались для разработки теорий жизнен­ного цикла и постоянного дохода. Затем рассмотрим интерпретацию на ее основе гипо­тез Модильяни и Фридмана.



Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 7673;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.