Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология


Каждая последующая наука пользуется методами предыдущей, а также добавляет свои собственные.

 

В основу построения социологии как самостоятельной науки положил идею «социальной системы», т.е. признания факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.

Человек – это абстракция, не существует без целого, а общество – это первичная реальность со своими внутренними естественными законами.

Главная задача социологии – описание взаимодействия законов функционирования и развития общества и выработки оптимальной политики (согласование между порядком и прогрессом).

В социологии применимы все общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, но каждый должен иметь свою специфику.

 

Общая характеристика психологических концепций в социологии

 

Чрезмерная натурализация понимания общества (биологические, механистические представления об обществе) не позволяла учесть самый важный фактор общественного бытия – роль человеческой психики и сознания. Представители психологизма рассматривали суть психологических явлений и старались определить с их помощью важные характеристики человека и общества, законов их функционирования и развития.

Выделяют три подхода к психологическому объяснению общества:

1. Индивидуалистский - социальные явления и процессы объясняются действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объяснятся посредством анализа психики индивида;

2. Групповой - аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии групп – рода, племени, коллектива;

3. Социетарный - психика индивида это продукт общества и нужно подходить к тем же действиям с позиций общественной психологии и социологии.

 

Представители психологической ориентации в социологии

 

Теория подражания Г. Тарда (1843-1904) и Г. Лебона (1841-1931)

Общество – есть продукт взаимодействия индивидов, поэтому основу человеческого развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные и интериндивидуальные отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.

Три основные процесса, определяющих становление, развитие и функционирование общества:

· Повторение (подражание)

· Противоположение (оппозиция)

· Приспособление (адаптация)

 

Законы подражания - это универсальные социологические законы. Основной движущей силой исторического процесса и человеческого сообщества является неодолимое психическое стремление людей к подражанию.

 

Психоаналитическая концепция З. Фрейда (1856-1939)

 

Началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы (например, влечение инцеста, каннибализма, убийства). Духовное развитие индивида вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков. Главная движущая сила развития человечества – инстинкты.

Выделял два основных всеобщих инстинкта:

· Эрос - сексуальный, самосохранения, жизни;

· Танатос - смерти, агрессии, деструкции, разрушения.

 

Структура личности может быть представлена как единство трех взаимодействующих компонентов:

· «ОНО» - это вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. По отношению к другим частям личности выступает в качестве единой психологической силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом – принципом удовольствия. Это источник и поставщик сил для других сфер личности и выражается в желаниях и влечениях.

· «Я» - разумность и рассудительность, это организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать иррациональные импульсы «ОНО» и приводить их в соответствие с внешним миром.

· «СВЕРХ-Я» - продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют деятельность «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Все сферы личности находятся во взаимодействии друг с другом и оказывают влияние, а их противоборство снимается образовавшимися в результате эволюции человека защитными механизмами:

· Сублимация (процесс преобразования и переадресации сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом),

· Вытеснение (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания),

· Регрессию (переход на более примитивный уровень мышления и поведения),

· Проекция (неосознанное перенесение, приписывание собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей другим людям),

· Рационализация (бессознательное стремление индивида к рациональному объяснению своих целей и поведения даже в тех случаях, когда иррациональны),

· Реактивное образование (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную),

· Фиксация поведения (тенденция «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям).

 

Проблема конфликта личности и культуры. Человеческая культура – это все то, над чем человеческая жизнь и чем она отличается от жизни животных, это совокупность материальных и духовных достижений человека, которые используются людьми и обществом и служат для их дальнейшего прогресса. Культура характеризуется двумя главными факторами: овладение силами природы и ограничение индивидуальных влечений. Таким образом, человек, вступая в культуру (в общество), отказывается за это от влечений, что вызывает враждебное отношение к культуре (обществу). Это ведет к возникновению неврозов, бегство от не удовлетворяющей действительности в болезнь.

 

Формирование основных направлений теоретической социологии:

Э. Дюркгейм;

К. Маркс;

М. Вебер

 

Социологическая концепция Э. Дюркгейма (1858-1917) – социологизм, натурализм и социальный реализм

 

По социально-политическим взглядам – теоретик буржуазно-либерального движения, признавал социализм движением, имеющим общественное значение, но отказывал ему в научности. Позитивно оценивал капитализм и обосновывал необходимость буржуазного реформаторства.

Социология должна изучать социальную реальность, элементами которой являются социальные факты, в совокупности создающие общество. Она занимает центральное место среди общественных наук. Однако соотношение философии и социологии определялось двояко: отделение философии и социологии и нахождение новых видов связей между ними.

Общество он называл богом, наделял его чертами одухотворенности и моральным превосходством над индивидами.

Концепция социального факта. Главные признаки социального факта:

· Независимое и объективное существование;

· Принудительный характер (способность оказывать на индивиды внешнее давление).

1. Социальные факты нужно рассматривать как вещи (признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, находя социологические закономерности, для этого нужна статистика);

2. Существуют два вида анализа социальных фактов – причинный (анализ зависимости социального явления от социальной среды) и функциональный (анализ соответствия социального явления или института и потребностью общества как целого: можно выделить нормальные явления и патологические явления).

Идея социальной солидарности и разделения труда. Какие связи объединяют людей в общество? Эта сила – разделение труда (солидарность). Выделял два вида солидарности:

· Механическая - в архаических обществах, где люди были связаны чисто механически, их солидарность определялась сходством индивидов и их общественных функций, неразвитостью индивидуальных личностных черт, поэтому здесь коллективное сознание полностью контролирует индивида;

· Органическая - в современном обществе, где религия не занимает столь решающего положения, развитие разделения труда также ослабляет коллективное сознание, поэтому современное общество напоминает организм с различными органами. Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью, каждый становится личностью, вызывает чувство зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом.

 

Социология М. Вебера (1864-1920) - антинатурализм, субъективизм, «понимающая социология»

 

Социология, в отличие от других наук, понимает предмет своего исследования. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Понимание смысла социального действия – основная задача социологии.

Социология – это наука, изучающая социальное действие. Социальное действие – это такое действие, которое по своему смыслу, подразумеваемому индивидом или группой, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании:

· субъективная мотивация индивида или группы

· ориентация на другого (ожидание).

 

Главное отличие концепции Вебера от представлений Дюркгейма – в категории социального действия, которая требует исходить из понимания мотивов отдельного индивида (то есть субъективное основание понимания сути общества). Тогда как Дюркгейм основу всего видел в социальном факте - коллективном, не зависящем от индивида, объективном явлении.

Общество в представлении М. Вебера - производное от составляющих их индивидов, их желаний, мыслей, ценностей, социальных действий, а основной метод социологии – понимание и интерпретация.

Общество в представлении Э.Дюркгейма – самостоятельная, объективная, довлеющая над индивидом реальность, социальный факт, имеющий независимое от человека существование и доступный рациональному научному анализу, а основной метод социологии – рациональный анализ и объяснение.

 

Социологическая концепция марксизма: К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) – исторический материализм, позитивизм и натурализм

Основное отличие марксизма от основных направлений социологической мысли 19 века было связано с решением вопроса об исторических судьбах западноевропейского общества.

Предыдущие социологические учения (Дюркгейм, Вебер) были направлены на совершенствование существующей общественной системы, а марксизма – на искоренение ее вообще.

Суть марксизма – в теоретическом обосновании краха капитализма, поиске путей перехода к новому, коммунистическому обществу.

Новое учение провозглашалось мировоззрением революционного класса, политической программой насильственного преобразования общества.

Концептуальной основой стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Производственные отношения – это о экономический базис, которому соответствуют определенные политические, правовые, религиозные и др. надстроечные институты.

Понятие «общественно-экономической формации» стремилось охватить все стороны общественной жизни в их целостности и взаимодействии. В фундаменте каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ.

 

Виды общественно-экономических формаций:

· Первобытнообщинная

· Рабовладельческая

· Феодальная

· Капиталистическая

· Коммунистическая

 

Каждая их формаций выступает последовательной стадией исторического прогресса. Историческая смена формаций происходит в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Каждая формация действует до тех пор, пока способствует развитию производительных сил, иначе происходит революция.

 

Основные парадигмы современной западной социологии (20гг 20 века – 80гг 20 века)

 

1. Объективная (последователи Э. Дюркгейма) – функционалисткая ориентация;

2. Субъективная (последователи М. Вебера) - интеракционистская ориентация;

3. Критическая (сторонники марксиизма) - конфликтологическая ориентация.

 

Постмодернистские течения в социологии

Постмодернизм – направление научной мысли, отрицающее возможность рационального познания и объяснения реальности.

Глобальные теории, объясняющие общественное устройство, или «великие сказания», как из называет Жан-Франсуа Лиотар, это попытки манипуляции общественным мнением, стремление повлиять на историческое развитие, направить его в ту сторону, которая подробно изложена в «великом сказании». Если все теории по своей сути манипуляции, то и истины быть не может. Даже если в обществе существует консолидированное мнение, что является истиной, это свидетельствует лишь о том, что в обществе сформировались дискурсы, которые выполняют функцию правды или истины для этого общества.

По мнению постмодернистов, язык – это единственная реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни. Экономика, политика, кино, история, социология, спорт – это не более чем формы существования языка, и познание этих сфер человеческой деятельности и научных дисциплин происходит посредством языка, то есть способа говорить об этих сферах и дисциплинах.

Меняется отношение человека к знанию и информации. Если раньше человек стремился к знанию ради объяснения мира, его познания, определения своего места в мироздании, то гражданин постсовременности (так постмодернисты называют текущую стадию общественного развития) рассматривает, насколько ему выгодно получение тех или иных знаний и сколько времени он может потратить на пополнение багажа знаний, чтобы это не повредило его бизнесу, зарабатыванию денег. Если информация неперформативна, то она не представляет интереса для широких слоев населения и остается сферой интереса ученых, которые стремятся не к финансовой выгоде, а к поиску истины.

Бодрийяр рассматривает современную культуру как систему знаков. Отличие современного общества от общества индустриального и доиндустриального заключается в том, что человек за один день воспринимает столько же знаков, сколько человек, живший в предшествующие эпохи, за всю жизнь. Знаки теряют функцию репрезентации, теперь они лишь симулируют реальность. За знаками не скрывается реальность, которую пытаются познать ученые, не принадлежащие к постмодернистскому направлению, то есть знаки перестают быть аутентичными. Это происходит из-за информационной насыщенности нашей жизни. Например, простой ужин с деловым партнером в ресторане предполагает восприятие человеком множества знаков. Одежда, внешний вид, фигура собеседника, еда, которую он заказывает, дизайн, статус, кухня ресторана, который вы выбрали для совместного проведения времени, это все знаки. А если в этот список добавить те знаки, которые вы воспринимаете в процессе вербального общения с собеседником, то становится понятно, почему знаки теряют свою аутентичность.

Телевизионные новости, по мнению Бодрийяра, вовсе не рассказывают нам о том, что происходит в мире. Они предлагают телезрителю версию событий. То, что мы увидим вечером по телевизору, в большей степени зависит от настроения и политической позиции журналистов, их связей с ньюсмейкерами новостей, чем от того, что произошло в мире в течение дня. По мнению Бодрийяра, люди нашего времени смотрят новости вовсе не для того, чтобы узнать, что происходит в мире. Они просто получают удовольствие в процессе просмотра, и их мало интересует аутентичность знаков новостей. Это касается и восприятия человеком рекламы: она либо нравится телезрителю и доставляет ему удовольствие, либо не нравится, и он переключает канал, нажимая на кнопку пульта. Телезритель лишь делает вид, что его интересует смысл сообщения, которое передает реклама. На самом деле он отлично знает, что знаки неаутентичны, и не счиатет, что потеря знаками смысла является сколько-нибудь значимой проблемой.

Бодрийяр вводит в научный оборот понятие «симулякр» - копия, которая не имеет оригинала. Знак теряет связь со своим референтом, начинает самостоятельное существование, обретает статус единственной и самодостаточной реальности. Бодрийяр считает, что существует три порядка симулякра: подделка, производство и симуляция.

Подделка – это копия реальность существующего объекта, обладающего ценностью. В качестве примера можно привести создание художником-любителем копии картины Казимира Малевича «Черный квадрат».

Производство предусматривает тиражирование образа ради получения финансовой выгоды. Картина Малевича производиться на конвейере, и открытка с «черным квадратом» оказывается на приливках магазинов.

Симуляция уже не имеет связи со своим прообразом, заменяет реальность.

Идея симулякра заключается в том, что он гипертрофирует все вокруг: война становится более кровавой, а терроризм куда более жестоким ,чем они есть на самом деле. Теория «симулякра» стала известна массовой аудитории, когда Бодрийяр заявил, что война 1991 года в Персидском заливе – это симулякр. По мнению Бодрийярка, ни какой войны в действительности не было. «Буря в пустыне» - это имевшее высокие рейтинги новое телевизионное шоу, которое показывали по CNN. Возможности компьютерной графики позволяют реалистично симулировать военные действия. И если в режиссерском кресле окажется талантливый режиссер, умеющий работать со спецэффектами, например Стивен Спилберг, можно создать интересное телевизионное шоу «Война в Персидском заливе». Доказательством того, что война в Персидском заливе могла быть симулякром, является развитие нового направления в киноискусстве – «fakumentary», то есть поддельного документального кино, когда кадры из архива монтируются с постановочными кадрами. Фильм «Первые на Луне» рассказывает о высадке советских космонавтов на Луну, о победе СССР в космическом противостоянии двух сверхдержав. Причем фильм сделан настолько качественно, что не читавший учебник истории школьник обязательно поверит тому, что происходит на экране.

 

Общая характеристика развития отечественной социологии (Россия и Беларусь)

 

Особенности российской социологии:

1. Прагматическая направленность (ответ на потребности общества) – в основном, оппозиционно-критическая направленность;

2. Поиск пути развития, социолог – активный участник жизни

3. Высокий уровень социологической мысли сочетался с фактической изоляцией от социально-политических процессов

4. Наличие мессианской «русской идеи», «духа народа»

5. Органический подход к обществу (мир – иерархическое целое, где общество и человек – это элементы, единство микрокосмоса и макрокосмоса, тенденции описания всемирной эволюции

6. Разработка проблем социальной динамики (эволюции и прогресса), формул прогресса

7. Религиозный характер социального мышления

8. Субъект рассматривается внутри бытия, т.е. процесс преобразования и познания совпадают

9. Центральные проблемы – социальное поведение, социальной мотивации и социальной структуры

10.Тенденция к обоснованию идей социального примирения, равновесия, баланса, кооперации и солидарности

Формируются два течения:

· Славянофильство - самобытность культурных типов, община как социокультурная форма социального бытия, соборность как принцип организации социальной жизни, отрицание государственности, особая роль духовной, религиозной детерминации социального поведения людей

· Западничество - единство мировой истории, революционный прогрессизм, анализ народов и классов (массовый субъект), концепция социальных конфликтов

Институционализация социологии на этом этапе происходила в основном за рубежом: 1901г. Ковалевский и Е.В. де Роберти создали в Париже Русскую школу общественных наук, где преподавали социологию.

Начало 20 века – 1922г. – П. Сорокин, четкое самоопределение социологии как общей теории социального.

Хронология развития русской социологии:

1921г. – социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета

1916 – русское социологическое общество имени Ковалевского

1917 – научная степень по социологии, открытие 2 кафедр социологии

1920 – факультет общественных наук с социологическим отделением в Петроградском университете (П. Сорокин)

В 1922г. ведущие профессора-обществоведы немарксисты были выгнаны из России, были закрыты все кафедры социологии, оппозиционные журналы.

Возрождение социологии произошло в 60-е годы 20 века.

В 60-е годы была выработана трехуровневая концепция социологии: исторический материализм как общесоциологическая теория, частносоциологические теории, обобщение социальных фактов. Преимущественная тематика исследований - бюджет времени, трудовые взаимоотношения, потребительский бюджет и советский образ жизни, проблемы семьи и брака.

· 1962 образование советской социологической ассоциации

· 1969 – Институт конкретных социальных исследований (сейчас Институт социологии РАН)

Социология в Беларуси

18-19 век – Ф. Багушевич, К. Калиновский, А. Пашкевич (самобытность белорусского народа, слияние с социальной философией и работами этнографического и демографического характера.

1921г. БГУ, кафедра социологии и первобытной культуры;

1923 – первый курс по социологии

1922 – Институт белорусской культуры (с 1929 – Академия наук Беларуси);

1927- первое социологическое исследование «Рабочая молодежь Беларуси» - выборочное исследование ценностных ориентаций и уровня культурного развития социальных групп молодежи, выборочное обследование образа жизни студенческой молодежи.

К.20-х – нач. 30-х – выборочные опросы по изучению религиозности и антирелигиозных установок населения

1968 – сектор конкретных социальных исследований (институт философии и права АН БССР) – руководитель проф. Г.П. Давидюк

1967 – проблемная социологическая лаборатория в БГУ (с 1991 года – Социологический центр БГУ)

60-70 – развитие социологии во всех ведущих вузах Беларуси (Гомель, Брест, Гродно)

1978 – Сектор методологических проблем социологических исследований (Институт философии и права Академии наук Беларуси Е.М. Бабосов),

1990 – Институт социологии (первый директор - Е.М. Бабосов)

1989 – открытие отделения социологии и кафедры социологии в БГУ (А.Н. Елсуков)

1991 – Ассоциация белорусских социологов.

Белорусские социологи принимают активное участие во Всемирной социологическом конгрессе, являются членами Международном ассоциации социологов.

 

 

Лекция 2



Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 504;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.033 сек.