Особенности экономического развития Горного Алтая
Животноводство. Основной отраслью экономики Горного Алтая являлось животноводство. Прекрасные горные пастбища создали оптимальные условия для его развития. Другим благоприятным фактором для развития животноводческого хозяйства являлось отсутствие в горах эпизоотий, от которых вымирали домашние животные в степном Алтае. Исторически у коренного населения Горного Алтая сложилось хозяйство двух типов: полукочевое и оседлое таежно-промысловое. В южных районах Центрального Алтая и Южном Алтае развивалось полукочевое скотоводство. Для обоих типов хозяйства были характерны охота на пушного зверя, орешный промысел, собирательство; земледелие было развито слабо и играло подсобную роль, но у северных групп его значимость была выше, чем у южных. В предгорных районах лесостепной полосы сложилось оседлое земледельческо-пастушеское хозяйство.
Учитывая особенности природы и климата, алтайское население вырабатывало наиболее простые и в то же время надежные способы ведения хозяйства. Практикуя круглогодичное содержание скота, они создали особую методику использования пастбищ в течение круглого года, что давало возможность поддерживать кормовую базу на необходимом для прокорма скота уровне. Так же ими был отработан процесс выпаса скота в зимний период. Данные технические приемы животноводства впоследствии переняли русские крестьяне-заимочники и чуйские казахи.
Особое развитие скотоводство получило в хозяйстве богатых скотоводов Центрального и Южного Алтая, уймонских староверов и крестьян-заимочников. Русские крестьяне Горного Алтая предпочитали держать многоскотное хозяйство, включавшее лошадей, крупный рогатый и молочный скот, овец, коз, свиней, домашнюю птицу. Лошади, как правило, были рабочими. Их использовали на пахоте и уборке хлеба, на сенокосе, в извозном промысле, в других видах работ. По данным статистической комиссии 1908 г., в Горном Алтае практически не было безлошадных хозяйств, и в среднем, на одно хозяйство русского населения приходилось 6 лошадей, в алтайском хозяйстве этот показатель был выше. К началу XX в. коневодство и скотоводство превратились в доходные отрасли хозяйства. Разводили лошадей разной породы. Овцеводство, свиноводство, козоводство носили потребительский характер. Основой скотоводческого хозяйства чуйских казахов было коневодство и овцеводство, хотя в их хозяйстве присутствовали и другие виды домашних животных. В том числе они разводили коз, коров, верблюдов, яков. В скотоводческих социумах теленгитов, алтай-кижи и казахов табуны лошадей являлись мерилом богатства и общественного положения.
Мелкий рогатый скот в условиях горной страны являлся универсальным.
Наибольшую ценность в начале XX в. в хозяйстве крестьян и оседлых алтайцев имел крупный рогатый скот, в хозяйстве теленгитов и алтай-кижи – лошади и мелкий рогатый скот. Мясное направление животноводства горных деревень относительно рано приняло товарный характер. Быков и телят выращивали на продажу на золотые прииски Кузнецкого округа и скупщикам для перепродажи в Восточную Сибирь. Торговля скотом была крайне выгодной. Так, население Топучей продавало по 200 и более быков в год. Из молока вырабатывали масло, тоже на продажу. Были свои небольшие маслодельные заводы: в с. Бирюле, Шебалино, Улале, Майме, Александровке, Теньге и других пунктах. Были и очень крупные молочные хозяйства, как, например, в Уймонской долине у староверов, или на заимках.
Дополнительный материал:
Примером организации крупного сельскохозяйственного предприятия рыночного типа являлась ферма инспектора Томской врачебной управы Ф.Ю. Маткевича, основанная возле с. Черги. Данное крупное комплексное предприятие – ферма – включало молочное хозяйство, зерновое производство, пасеку, выращивание лекарственных растений. Первоначально хозяйство Ф.Ю. Маткевича занимало 300 десятин арендованной земли, на которой предприниматель разместил пахотные и сенокосные угодья, пастбища и одну пасеку. В начале XX в. площадь увеличилась до 600 десятин. Рачительный хозяин смог создать прибыльное земледельческое хозяйство в местности, довольно холодной по сравнению со Степным Алтаем. Здесь созревали только озимые хлеба. Ему удалось организовать пасечное пчеловодство: на его пасеке стояли хорошие рамочные ульи, которые он одним из первых применил в Горном Алтае. Предприниматель держал до 600 голов крупного рогатого скота, в том числе быков чистокровной голландской и холмогорской породы. Селекционным путем сначала помесью холмогорской породы с местными, затем голландской с холмогорскою, он вывел 200 голов новой породы крупного молочного скота. Энергичный и способный арендатор завел прекрасное дойное стадо. Молоко он перерабатывал на построенном здесь же маслодельном заводе. Продукты молочного хозяйства Ф.Ю. Маткевич сбывал в Бийске и в Томске. В его фермерском хозяйстве впервые на Алтае были проделаны удачные опыты заготовки зеленой травы на зиму: только что скошенную траву складывали в огромные ямы, выкопанные в земле, и солили. При таком способе заготовки кормов, трава не гнила и не сохла, сохраняя все качества свежескошенной в течение зимнего времени.
С. Черга в начале XX в.
Несмотря на прогрессивное влияние русских старожилов и переселенцев на местное население и других факторов, алтайское животноводство в начале XX в. по-прежнему оставалось экстенсивным. Скот в большинстве случаев продолжал содержаться на открытом воздухе круглый год, хотя в ряде случаев алтайцы переходили на стойловое содержание скота. Экстенсивная техника скотоводческого хозяйства алтайцев делала его весьма неустойчивым, зависящим от погодно-климатических условий. В холодные заснеженные зимы с гололедицей гибли тысячи голов скота, как, например, в 1897 г. и 1913 г., когда скотоводы Центрального и Южного Алтая потеряли несколько десятков тысяч голов скота.
В хозяйствах алтайцев, перешедших на оседлый образ жизни и освоивших стойловое содержание скота, произошел переход на более высокую, прогрессивную ступень развития животноводства. Прекратился неконтролируемый падеж скота, значительно уменьшилась зависимость скотоводческого хозяйства от погодно-климатических условий. Это позволило повысить поголовье крупнорогатого скота и в больших масштабах разводить мелкий рогатый скот. Капитализированным являлось хозяйство братьев Кульджиных, с успехом занимавшихся селекцией животных и поставлявших племенных лошадей в армию.
Решающую роль в развитии молочного скотоводства сыграло введение технической новации – сепаратора, с помощью которого стало возможным усовершенствование производства сливочного масла. Маслодельные заводы стали строить и северные алтайцы. В начале XX вв. они появились в Большом Карасуке, Салганде, Паспауле и других местах Горного Алтая. Их появление оказало непосредственное влияние на окружавшие их хозяйства, ставшие поставщиками молока. Состоятельные алтайцы, оценив выгоды молочного хозяйства, начали увеличивать поголовье коров. В результате роль скотоводства в Северном Алтае возросла.
Таким образом, животноводство в Горном Алтае в начале XX в. велось в довольно широких масштабах. В этой отрасли сельского хозяйства шло накопление количественных показателей, что подготавливало почву для широкого развития его товарности.
Земледелие. Этот вид занятия был характерен, прежде всего, для русской части населения Горного Алтая и к началу XX в. прошел определенную эволюцию. Если в XIX в. фиксировались случаи затруднений с пашенным земледелием, то со временем крестьяне вывели морозоустойчивые сорта зерновых культур и приспособились к природным ритмам горной страны. К началу XX в. пашенное земледелие находилось в хорошем состоянии, зажиточные крестьяне засевали по 20 и более десятин земли. Основной земледельческой системой почти на всей территории Горного Алтая была переложная, когда хлеб сеяли на одном и том же месте в течение десяти лет. Из них первые два года сеяли рожь, затем переходили на пшеницу, после земля забрасывалась в залежь. Яровые хлеба в горах вызревали лучше, чем озимые. Для посевов крестьяне выбирали земельные участки, расположенные в речных долинах и на горных склонах, защищенных от ветров. В некоторых районах Горного Алтая русские крестьяне и оседлые алтайцы использовали искусственный полив полей.
В целом, посевная площадь в Горном Алтае в начале ХХ в. оставалась незначительной. Наиболее благоприятными для земледелия были широкие долины р. Катуни, где запашка составляла в 1908 г. на одно русское хозяйство 3,8 дес. Неплохие условия для земледелия были в долинах Ануя, Чарыша, Семы, Песчаной. В ходе дальнейшего земледельческого освоения старожилами, переселенцами, оседлыми алтайцами горных долин наметилась тенденция постоянного увеличения посевных площадей под рожь, пшеницу, овес, ячмень технические культуры: лен и коноплю. В 1908 г. по статистическим данным более половины алтайских хозяйств устойчиво занимались пашенным земледелием. Рост хлебопашества стимулировал использование сельскохозяйственной техники. Переселенцы, старожилы при обработке земли использовали жатки, веялки, сеялки, которые закупались ими в Бийске. К началу XX в. в крестьянском хозяйстве уже прочное место занял подсолнечник, быстро расширялись посадки картофеля, ставшего благодаря своей неприхотливости и высокой урожайности вторым хлебом. Горно-алтайские крестьяне выращивали несколько сортов картофеля. Сначала старожилы выращивали картофель, который в крестьянском обиходе именовался «яблочком» или «яблочкой» на огородах, но под влиянием примера переселенцев, поток которых увеличился, стали садить на пашне. Позже всех групп русского населения картофельную культуру в горном регионе стали разводить староверы.
Земледельческое хозяйство горно-алтайских крестьян, в частности уймонских, было товарным. Естественно, что на сибирские рынки крестьяне Горного Алтая выйти не могли из-за удаленности от водных и других путей сообщения, поэтому, основную массу хлеба они сбывали заимочникам и переселенцам, не сумевших на первых порах заняться земледелием.
Повысилась роль земледелия в хозяйстве населения Северного Алтая. К началу XX в. у северных алтайцев под влиянием постоянного общения с местным русским населением получили распространение многие крестьянские орудия и способы уборки урожая. Это соха, плуг, бороны с деревянными и железными зубьями, жатва серпом и обмолот зерна лошадьми, цепом. Особенно больших успехов в пашенном земледелии добились кумандинцы, у которых в начале XX в. оно превратилось в главное занятие. На рубеже XIX – XX столетий кумандинцы занимались и огородничеством. Они разводили капусту, лук, морковь, огурцы, картофель, свеклу и другие овощи.
Другие виды занятий. Значение охотничьего промысла в алтайском хозяйстве к началу XX в. заметно снизилось. Причиной этого явилось занятие части лесных угодий под пашенное земледелие и пастбища. Охотой занималось не толькоалтайское, но и русское население. В охотничий промысел активновключались и переселенцы. Увеличение численности населения, расширение территории и размеров охоты приводило к общему сокращению диких животных.
Мараловодствов конце XIX – начале XX вв. переживало самый настоящий бум. Мараловодство считалось наиболее продуктивным хозяйственным занятием, обеспечивавшим высокий доход. Отдельные хозяева-мараловоды получали за продажу маральих рогов-пантов большие деньги. Так, уймонец Р. Чернов в конце XIX в. зарабатывал до 3 тыс. руб. в год. Под влиянием староверов выгодный промысел постепенно охватил остальные районы Горного Алтая. В конце XIX в. по данным таможенного ведомства, с Алтая было вывезено в Китай сухих пантов на сумму 50 тыс. руб. Умелыми мараловодами были практически все уймонские староверы, талицкие крестьяне, в Шебалино – купец Попов. В начале XX в. алтайские мараловоды столкнулись с проблемой вырождения животных в условиях неволи, что стало отражаться на качестве основной продукции мараловодческого хозяйства – пантов. Для сохранения стада они старались обмениваться племенными животными.
Другим значительным промыслом в жизни русских крестьян Горного Алтая было пчеловодство. Особенно много пасек было в Уймонской долине, где отдельные хозяева держали до 300 колодок, и на заимках русских крестьян, разбросанных по небольшим долинам и альпийским лугам. Пасеки и земли, на которых они располагались, были в наследственной собственности. Мед шел на внутреннее употребление и на продажу, поскольку продукты пчеловодства: мед, воск пользовались широким спросом. Пчеловодство, в том числе пасечное, тоже стало одной из новаций, появившихся под влиянием русских соседей в хозяйстве алтайцев. По данным переписи 1897 г., из них 3,3% уже имели пасеки.
Одним из подсобных промыслов алтайского и русского населения был ореховый, распространенный в Уймонском крае, Семинском перевале, по правому берегу р. Катуни (села Эдиган, Чемал, Эликмонар), в прителецкой тайге и в других местах Горного Алтая, где находились основные кедровники-кедрачи для заготовки ореха. На сбор кедрового ореха алтайцы, особенно кумандинцы и тубалары, выезжали целыми семьями, артелями и поселениями, включая детей-подростков, женщин, и жили в кедровниках несколько недель. С начала XX в. создавались мужские артели из 3 – 5 человек, уезжавших в тайгу для заготовки ореха. Собранный орех употребляли в пищу, продавали в старожильческие селения и скупщикам. В среднем, в год заготавливалось по 20 – 30 пудов ореха на одно хозяйство, но многие заготавливали в десятки раз больше. Продажа кедрового ореха в начале XX в. приносила основной доход многим семьям Северо-Восточного Алтая и являлась значительным подспорьем в хозяйстве других групп населения
Несмотря на обилие в реках и озерах Горного Алтая рыбы, рыбный промысел так и не приобрел промышленного значения, хотя попытки его создания неоднократно предпринимались.
Определенный вклад в развитие горно-алтайской экономики внесли монастыри. Монастырские хозяйства и миссионерские поселения ориентировались на занятия земледелием, хлебопашеством, товарным пчеловодством. В миссионерских станах почти 10 % алтайских дворов имели свои пасеки.
В Горном Алтае существовали широкие возможности для развития хозяйственного и культурного взаимообмена между алтайцами, русскими и казахами. Взаимообмен был многосторонним. Многие хозяйственные и культурные достижения алтайцев перенимались русскими и казахами, и наоборот. Под влиянием русских крестьян, православной миссии алтайское население освоило передовые, более производительные приемы ведения земледелия, заготовки сена, скотоводства, например, стойловое содержание скота, селекцию, сельскохозяйственную технику. Алтайцы учились у русских секретам пчеловодства, мараловодства, строительству изб и многому другому. Под влиянием русского населения на Алтае в конце XIX – начале XX вв. появилась новые отрасли: птицеводство, свиноводство, торговое маслоделие.
В свою очередь, русское население осваивало у местного населения навыки хозяйственной и материальной культуры. Например, перенимали опыт по разведению скота местной породы, сбору съедобных и лекарственных трав, искусству охоты. Старообрядцы Горного Алтая рационально осваивали элементы хозяйственно-экологической культуры современных и исчезнувших народов: в своей земледельческой практике они использовали, приспособили и улучшили сохранившиеся древние ирригационные системы. У местного населения они переняли практику отгонного скотоводства и выпасов на подножном корму. Староверы научились от казахов технологиям изготовления домашнего мыла и других предметов. В домашнем обиходе раскольников широкое распространение имели верблюжья шерсть, войлок, арканы и другое. Старообрядцы и старожилы, будучи представителями земледельческой культуры, в Алтайских горах стали прекрасными охотниками, меткими стрелками, отличными наездниками.
Таким образом, занятия русских и алтайцев, алтайцев и казахов, живших по соседству, были примерно одинаковыми. В земледельческих районах они занимались пашенным земледелием, в высокогорных – скотоводством, в таежных важными промыслами являлись охота и рыболовство. Одинаковыми были и несельскохозяйственные промыслы.
Торговля.Важное влияние на экономическое развитие горного края в начале ХХ вв. оказывала русско-монголо-китайская торговля, главной транспортной артерией которой являлся Чуйский тракт, проложенный через территорию Горного Алтая стараниями предприимчивых и инициативных бийских купцов – чуйцев. Он начинался от г. Бийска, шел через с. Алтайское по левому берегу Катуни, далее проходил вверх по течению р. Чуе и заканчивался в Чуйской степи. По пути следования торговых грузов были построены перевалочные пункты и купеческие заимки-склады, превратившиеся в населенные пункты: Шебалино, Хабаровка и единственную на юге Алтая торговую факторию – Кош-Агач. Характер торговли между русскими, китайцами и монголами в течение всего досоветского времени обуславливался разными типами хозяйственного развития этих стран. Русские купцы везли в Монголию изделия обрабатывающей промышленности, а вывозили преимущественно продукты добывающей промышленности. Главными предметами вывоза из Монголии были чай, продукты охоты и скотоводства: мелкий и крупный рогатый скот, верблюжья и овечья шерсть, козий пух, сурковые шкурки, невыделанные шкуры домашних животных и пушнина. Встречный поток российских товаров был представлен металлическими изделиями, железом, шерстяными и хлопчатобумажными тканями, выделанными кожами, в частностью юфтью. Большим спросом у китайцев пользовались панты. Непосредственным результатом русско-монголо-китайской торговли являлось оживление экономической жизни в Горном Алтае, выразившейся в создании новых отраслей хозяйства: мараловодства, торгового скотоводства, извозного промысла. Русское и алтайское население быстро приспосабливались к товарно-денежным отношениям. Так Горный Алтай втягивался в орбиту общих российских процессов: социальных, экономических и других. В Алтайские горы достаточно быстро пришел рынок, частный денежный и торговый капитал. Здесь развивались торговые отношения в меновой и рыночной формах. Данные изменения объективно улучшали жизнь человека в Алтайских горах, повышали его жизненный уровень.
Притрактовое население прокладывало колесные дороги между населенными пунктами. Чуйский тракт становился все более важной торговой артерией. К началу XX в. более или менее удобная дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача, но передвижение оставалось затруднительным, особенно в осенне-зимнее время по участку Онгудай – Кош-Агач.
Дополнительный материал:
Весной 1901 г. началось переустройство на этом отрезке дороги, для чего были привлечены крестьяне притрактовых сел и деревень. В строительные сезоны 1901 г. в работе участвовало от 80 до 158 работников. На строительство дороги бийские купцы организовали подписку для сбора средств среди купечества, торговавшего в Монголии, и в короткий срок собрали 10000 рублей. Всего на строительство было затрачено около 80000 рублей, в среднем около 160 рублей за версту. В середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. Однако общее состояние тракта все еще оставалось малоудовлетворительным. После строительных работ 1901 – 1903 гг. ремонтные работы на нем не проводились, и к 1914 г. тракт был окончательно разбит.
Чуйский тракт в начале XX в.
Летом 1913 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я.Шишков, будущий известный писатель. Он проделал огромную работу по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны. Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в советское время.
Социальное расслоение. К началу ХХ в. скотоводческое население западных районов Горного Алтая было расселено по небольшим, разбросанным по обширной территории, стойбищам – аилам. Основной структурной единицей общества была аильная, полукочевая община. Но втягивание района в процесс буржуазной модернизации, общий для всей страны, способствовал социальному расслоению населения. С одной стороны, экономически усиливалась зажиточная верхушка алтайского социума, представленная богатыми скотоводами – баями, предпринимателями и низовой администрацией: зайсанами (с 1913 г. – старостами), с другой стороны, увеличивалось количество безлошадных хозяйств. Процессы расслоения захватили и среднюю группу алтайского общества: часть хозяйств по экономическому уровню приближалась к байско-зайсанской верхушке, другая разорялась. Зажиточных сородичей уже не устраивали патриархально-родовые порядки и нормы традиционной морали, обуславливающие родовую взаимопомощь, это мешало дальнейшему росту их богатства.
В Алтайских горах быстро развивался торгово-купеческий капитал. Под влиянием транзитной торговли состоятельные скотоводы переориентировали свое хозяйство на товарное мясное скотоводство. Все большее их число втягивалось в промышленно-торговую деятельность. Из среды рядовых кочевников выделились состоятельные байские семьи, а над теми и другими возвышалось наследственное сословие зайсанов. Что касается русской деревни Горного Алтая, то в ней тоже совершались аналогичные процессы выделения зажиточной верхушки, использовавшей наемный труд в своих капитализированных хозяйствах, например, в Уймонском крае, Онгудае, Шебалино и в других населенных пунктах. К сезонному или постоянному найму работников прибегали купцы Кош-Агача, притрактовых сел, крестьяне-предприниматели Черного Ануя, Белого Ануя, Абая и других поселений. Но, несмотря на большую состоятельность старожильческих хозяйств и их товарную направленность, многие из них оставались трудовыми хозяйствами, базировавшимися на труде семьи, или семейно-родственных кланов.
С. Черный-Ануй в начале XX в
Вопросы и задания:
1.Каковы основные черты развития животноводства Горного Алтая в изучаемый период? В чем проявлялось взаимовлияние культур ? Приведите примеры.
2.В чем заключалась эволюция в развитии земледелия в регионе по сравнению с XIX в.?
3.В чем причина рентабельности мараловодства? Попытайтесь провести сравнение с современным периодом развития отрасли.
4.Ученые, исследовавшие экономическое развитие Горного Алтая начала XX в., подчеркивают уникальность опыта хозяйствования всех народов этого края. Приведите свои доводы в доказательство.
5.Найдите информацию об известных предпринимателях Алтая начала XX века. Определите их роль в социально-экономическом развитии региона.
___________________________________________________________________
Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 5416;