Собор во Фрейбурге (1260 — 1350 гг.)


Это трехнефная базилика с двухъярусным членением фасадов. Высота среднего нефа — 25 м, а ширина нефов — 9—11—9 м. Сред­ний неф почти равен боковым, чего не было во французской го­тике. Башни достроены в XIV в. Они имеют шатровые заверше­ния — это типично для немецкой готики. Собор выполнен из се­рого камня, поэтому создает несколько мрачное впечатление.

Кёльнский собор (XIII в. — 1882 г.)

Собор построен по типу Амьенского и представляет собой пятинефное здание с поперечным тройным нефом и галереей с капеллами. Ширина главного нефа — 43,5 м. Второй верхний ярус трифориев сквозной. Верхняя часть башен была достроена в 1882 г., их высота 150 м — это самые высокие башни, но выпол­нены они не совсем в готическом стиле. Сдвоенные башни «сжи­мают» центральную часть настолько, что она теряет свое значе­ние композиционного центра .Как и многие другие средневековые сооружения, собор был окончательно достроен только в 1882 году, поэтому некоторые элементы сооружения несут на себе отпеча­ток изменения вкусов.

Англия

В Англии, где стиль готики появился несколько позже и про­держался до конца XV века, в значительной степени проявилось

 

 

влияние местной архитектурной школы. В английской готике выделяют:

Раннеанглийский стиль до 1270-х годов;

«Украшенный стиль» до 1370-х годов;

«Перпендикулярный стиль» XV—XVI века.

Английские соборы имеют своеобразное планировочное ре­шение. Алтарная часть вместо апсид имела прямоугольное завер­шение, поперечных нефов было два, а над средокрестием обыч­но возводилась мощная башня, а башни на углах западного фасада отсутствовали. Окно-«роза» заменяется проемами с вертикаль­ным членением или сплошным витражом.

К концу XIV века внутреннее убранство английских соборов становится гораздо богаче и сложнее — появляется «украшенный» стиль — черта поздней готики придворного характера — повы­шение пышности интерьера. В это время появляются веерные сво­ды — нервюры со сложным переплетением, поэтому утрачива­ется ощущение каркаса. Часто своды имеют звездчатый орнамент. Планы усложняются различными пристройками — дворами, ка­пеллами. Фасадам присуща размельченность деталей.

К образцам раннеанглийской готики можно отнести собор в Уэльсе (1180—1239 гг.). Он имеет трехнефный трансепт, пере­секающий середину здания и, в отличие от других, две мощные башни по сторонам широкого фасада, богато украшенного скуль­птурой. Собор широко известен великолепными веерными сво­дами.

Вестминстерское аббатствопредставляет собой целый ком­плекс разнообразных культовых сооружений. В его ансамбле доминирует здание собора размером 156 х 22 м. Хоры были по­строены в 1245 — 1269 гг. Архитектор Джон из Глостера.

Италия

Итальянские готические храмы сохраняют тип базилики, где ширина внутреннего пространства преобладает над высотой. Своды в основном крестовые, но часто применялось и плоское иерекрытие. Французская каркасная система почти не применя­лась. Одним из наиболее значительных примеров итальянской ютики является Миланский собор, заложенный в 1386 году. Его планировочное решение — в духе итальянских традиций, под­верженных французским и немецким влияниям.

 

 

В своеобразной форме проявилась готика в северной и цент­ральной Италии: в Венеции, Флоренции, Болонье, Сиене. Ар­хитектуру готического периода XIII — XV вв. принято называть «проторенессансной», т.е. предшествующей Ренессансу XV века.

Полнее всего своеобразие итальянской готики отразилось в архитектуре соборов Сиены и Орьвьетто. В этих зданиях гори­зонтальные членения фасадов и интерьеров придают их архитек­туре спокойствие и ощущение массивности. Характерно чередо­вание темного и светлого камня в отделке колонн и стен — пе­реработанный мотив византийской кладки.

В основном же в Италии наблюдаются лишь отдельные чер­ты готики: «модные» мотивы арок, башни. Трехчастное арочное оформление проемов окон.

В Италии сохранилось много памятников готики светского характера: ратуши, дворцы, лоджии, фонтаны. Из наиболее круп­ных примеров — палаццо Веккио во Флоренции, палаццо Пуб- лико в Сиене, Дворец дожей.

Стилистические особенности складываются в эпоху, заверша­ющую развитие средневекового европейского искусства, где скуль­птурой, цветными витражами создавалось архитектурное про­странство, исключительное по силе эмоционального воздействия на человека. Хотя скульптура и живопись в период готики еше не отделились в самостоятельные ветви искусства, но уже в то время живописные работы и крупная пластика отличались вы­соким мастерством и экспрессией образов.

Струящиеся формы скульптур, арок, переплетов, обилие тон­ких вертикальных членений были продиктованы не только сред­невековой эстетикой, но и практическими соображениями: в таких формах не задерживается дождевая вода — главный враг камен­ных конструкций. Нередко крыши соборов возводились раньше, чем арочные и сводчатые завершения.

Гуманистический характер итальянской архитектуры способ­ствовал преодолению основных противоречий готики: рациональ­ности и стремления к художественной правде, а с другой сторо­ны, избытка декоративности и мистицизма. Развитие реалисти­ческих тенденций итальянской готики подготовило расцвет архитектуры Ренессанса.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3190;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.