Происхождение и эволюция домашней собаки
Не существует единой точки зрения на происхождение собаки. Наиболее вероятными предками домашней собаки большинство исследователей считают волка и шакала. При этом ряд исследователей придерживаются теории монофилетического происхождения и считают предком собаки только волка, а некоторые из них даже включают собаку в состав С. lupus на правах подвида. Существуют и другие версии.
Исключают шакала из предков собак, как второго по вероятности, и те, кто опирается на анатомо-физиологические различия — на том основании, что мозг шакала значительно мельче собачьего.
Против версии о происхождении от шакала выступают и те ученые, которые длительное время наблюдали на воле шакалов и живущих в тех же районах одичавших собак. Они утверждают, что хотя в искусственных условиях эти животные и скрещиваются, но в природе держатся обособленно и не скрещиваются никогда. Шакалы воют и лают совсем не так, как волки и собаки.
Дж. П. Скотт из университета в Огайо в своих исследованиях установил у домашней собаки 90 характерных черт поведения, например, поднятие лапы при испускании мочи, кружение перед тем, как улечься и т.п. Из этих 90 отличительных черт 71 характерна и для волка. Следует заметить, что отсутствующие черты наименее примечательны, а кроме того, возможно, они просто ускользнули от внимания в связи с тем, что наблюдения за волками весьма затруднительны. Отсутствуют также некоторые черты, связанные с охотничьим поведением. Тщательное изучение шакала и койота показало, что у них гораздо меньше общих с собакой черт.
Палеонтологи указывают, что в районах Китая, откуда произошло несколько пород собак, в древних отложениях встречаются черепа волков и собак, а шакалов — нет, следовательно, в этом районе происхождение от шакалов исключено.
Вместе с тем современные сведения о взаимоотношениях домашней собаки с другими видами подрода Canis не исключают возможности ее полифилетического происхождения от волка, шакала и, возможно даже — койота. Происхождение собаки от шакала считалось невозможным также из-за хромосомных различий этих видов. В настоящее время установлено, что у волка, койота, шакала и собаки по 78 хромосом.
Шакал легко приручается, держится рядом с человеком, зачастую питаясь бытовыми отбросами. Формы черепов содержавшихся в неволе шакалов на протяжении нескольких поколений изменяются и становятся более похожи на черепа домашних собак. Вспомним, что гипотеза волк-шакал была гипотезой Ч.Дарвина, который обосновывал ее необыкновенным разнообразием форм и внешнего вида собак. Он высказывался за широкое полифилетическое происхождение домашней собаки, основываясь и на больших экстерьерных различиях представителей разных пород. Но разнообразие пород можно объяснить и усилиями собаководов, выводящих породы для самых различных целей.
Данные по гибридизации собаки с волком, шакалом и койотом свидетельствуют о свободном скрещивании этих видов, жизнеспособности и плодовитости их потомков. При серологическом анализе обнаружили, что собака ближе к койоту, чем к волку. Известны в природе и случаи гибридизации собак и койотов, которые раньше были распространены значительно шире. Таким образом, участие шакала и возможно койота, особенно на начальных этапах формирования домашней собаки полностью исключить нет оснований.
Точка зрения, что современные домашние собаки — полифелетическая группа, — происходящая от нескольких предков (монофилетическая — от одного предка). Одним из первых эту точку зрения высказал французский натуралист Сент-Илер. Великий англичанин Ч. Дарвин тоже склонялся к ней. Политической группой считал собак крупный специалист по домашним животным профессор зоологии немец Келлер. В пользу полифелитического происхождения собак Келлер приводил следующие соображения:
1 — домашние собаки, у которых с самого начала ясно выражены признаки породы, рано появляются в далеко лежащих друг от друга культурных областях;
2 — собаки, живущие в разных областях, имеют сходство с обитающими там дикими собачьими — аргумент, взятый у Дарвина;
3 — слишком разнообразна и неоднородна группа домашних собак, чтобы можно было объяснить только искусственным подбором, произведенным с потомками одного предка.
Существует еще ряд гипотез о происхождении домашних собак.
Так ряд ученых предком собаки считает давно вымерший вид дикой собаки. В археологических раскопках находят скелеты и черепа еще не одомашненных собак. Эти дикие собаки обитали 10 — 15 тыс. лет назад и дали начало домашней собаке, возможно от одного или нескольких, вероятно от семи, вымерших видов по числу основных групп домашних собак (борзые, шпицеобразные и т.п.). Или от особого вида вымершего некрупного волка Canis volgensis. Именно эта волкообразная собака, по мнению Н.К. Верещагина, вероятно, и была общим предком первобытных пород домашних собак. Позднейшая гибридизация одомашненных волжских волков с серым волком
была вполне вероятна уже на ранних стадиях, т.е. в эпоху неолита и бронзы. Nowak (1979) вероятным предком домашней собаки и современного волка считает вымерший вид волка — С. etruscus.
Наконец, некоторые авторы считают, что одним из предков собаки мог быть похожий на койота вымерший вид. Такие виды были широко распространены на территории Евразии, а одна из древнейших домашних собак — торфяная — и произошла от койотообразных предков. Собака же Иностранцева — продукт скрещивания примитивных шпицев с волками (по строению черепа она схожа с волком).
Так что происхождение собаки довольно загадочно и возможно, точно мы его никогда не узнаем. По остроумному замечанию Б. Рассела «Собака не может рассказать свою автобиографию, как бы красноречиво она ни лаяла, она не может сообщить вам, что ее родители были хотя и бедными, но честными собаками...».
Обобщенно можно сказать, что домашняя собака произошла от одного или нескольких вымерших видов псовых, но не исключается и их возможная дальнейшая гибридизация с ныне живущими видами.
Наибольшее сходство домашняя собака имеет с волком, который и был по всей вероятности основным ее предком. Но и другие виды — шакал и возможно койот приняли участие в формировании данного вида. Так же как вероятно участие и некоторых вымерших видов псовых, т.е. широкое полифилетическое происхождение домашней собаки.
Собака была одомашнена в четырех признанных центрах одомашнивания животных: китайско-малайском; индийском; средиземноморском и африканском. Первичные центры доместикации собаки — Европа, Передняя, Северовосточная и Центральная Азия и Северовосточная Африка. Таким образом для домашней собаки характерна политопия, т.е. ее распространение из многих очагов.
В стоянках древних людей жили полуприрученные и полудомашние волки, шакалы, и другие виды. Да, в природе не отмечены случаи спаривания шакалов с собаками и тем более с волками. Но когда шакал взят из логова еще слепым щенком, а такое было вполне возможно, его могли взять хотя бы с целью выкормить и потом при нужде съесть. У таких животных запечетлевание (импринтинг) приходится не на особей своего вида, а на собак или даже волков (живших на стоянке). Щенков могли и подложить к кормящей самке — той же собаке. В этом случае собаки рассматриваются шакалом как его «родственники» и половые партнеры. И тогда при спаривании родятся гибриды, ну а то, что они плодовиты мы уже знаем. Возможно они несли в себе что-то новое, что было интересно древним людям. Поэтому их оставляли в живых, оставляли и их потомство.
При этом не обязательно участие всех перечисленных видов в каждом центре одомашнивания собак. В северных районах это в основном, волки и, может быть, койот, в южных — волки и шакал. Т.е. в формировании домашней собаки как вида участие принимали те виды из перечисленных, которые обитали в данном районе. И не обязательно несколько, возможно только один. А потом во время массового переселения народов происходило смешение древних собак, формирование новых примитивных пород, которые имели уже смешанную наследственность. Это случалось не раз за долгую историю народов, чему способствовали войны, торговля и путешествия. Происходило распространение домашних животных, в том числе и домашних собак. Во всяком случае сейчас домашние собаки узнают и понимают друг друга, несмотря на очень большие породные различия. Об общности происхождения собак говорит и внешний вид новорожденных щенков, независимо от породы.
Таким образом за счет дрейфа генов нивелировался генотип древних пород собак. Это происходило, да и происходит сейчас только уже в меньшей степени, т.к. заводским породам (а их большинство) свойственно разведение в себе. И конечно, почти полностью прекратилось прилитие крови их диких предков, хотя и сейчас возможны случаи спаривания волка и собаки, проводимое специально, как в породах лаек у северных народов, или просто как дань моде в настоящее время на метисов в некоторых странах. Наблюдения показывают, что волчицы могут спариваться с собаками при отсутствии или низкой численности волков-самцов в популяции. В этом случае свое потомство они выращивают как волчат и эти гибриды становятся еще опаснее для домашних животных, да и для человека. Как уже говорилось выше, в природе известны случаи гибридизации собак и койотов.
Собак начали одомашнивать 10 —12 тыс. лет назад, а по некоторым данным — 15 —20 и более тыс. лет назад, когда человек был кочевником — собирателем, охотником и рыболовом. Контакты конечно были еще раньше. На всем протяжении своего развития человек постоянно контактировал с различными представителями псовых. Вначале это было соседство, затем партнерство, а потом служение. По мере того как развивалось человеческое общество, все четче прослеживались признаки одомашнивания на черепах собак.
Вначале отношение первобытного человека к псовым было чисто гастрономическим. Предки собак оказывались в числе той возможной «дичи», которой кормился древний человек, использовались и шкуры, как постели и одежда. Пойманных волков, шакалов и других псовых, особенно щенят, держали на привязи, в ямах, или разрешали бегать свободно. Люди могли также пользоваться остатками успешных охот псовых. Последние вероятно близко подходили, или жили рядом со стоянками и питались в том числе отбросами и остатками пищи человека. Возможно среди древних псовых были и такие, которые легко входили в контакт с человеком, но при этом оставались свободными и самостоятельными.
В Австралии динго живут как дикие собаки, подобно волкам и шакалам. Но есть и полуприрученные, живущие в стоянках австралийцев. Они свободно бегают как по стоянке, так и по окрестностям. Если их плохо кормят, они совсем дичают или уходят к новому хозяину.
Не исключено, что с охоты люди приносили щенят и воспитывали их, может и просто для забавы, что можно наблюдать и сейчас у примитивных племен. Привыкнув к человеку, животные делались сторожами и резервом пищи при недостатке какой-либо другой, а позже и помощниками на охоте. .
Со временем появились и другие формы «общения». У собак сильно развит инстинкт охраны своей территории. Живя около стоянки, они наверняка защищали территорию при вторжении хищника. А соседство сильного «зверя» — человека делало их жизнь безопаснее. При тревоге «подключались» и те собаки, которые жили на стоянках, но они уже защищали непосредственно стоянку — свою территорию. Вдобавок, отвлекали внимание хищника предоставляя человеку большую свободу действия (он мог спрятаться или напасть в удобный момент). Таким образом пользу получал и человек. Может так и формировалась» одна стая» — человек — собака.
Нельзя сбрасывать со счета и становление собак культовым животным. Возможно, в каких-то племенах представители псовых были готемными животными, от которых, как считали они, вели свое происхождение. Таких тотемных животных держали в стойбищах, пытались привлечь поближе к стоянкам и диких представителей. Возможно и жертвовали им часть добычи. В последующем, при появлении религии, они становились воплощением отдельных богов.
Известно, например, что в шумерской мифологии собака была священным животным. В древнем Египте почитались шакалы и собаки, посвященные богу Анубису, которого изображали с головой шакала или собаки. В древней Греции собаки были посвящены богиням Гекате и Артемиде, в Риме — Диане.
На всем протяжении становления человеческого общества рядом с ним была собака — первое животное, одомашненное человеком. По мере изменения социального уклада человеческого общества изменялись и «специальности» собак. Вначале главной ее задачей была охрана стойбища и помощь на охоте. На первом этапе приручения возможно появились первые шпицеобразные собаки. Они первоначально обитали по соседству со стоянками людей, выполняя в частности роль и санитаров на стоянках и сторожей, предупреждая о появлении незваных посетителей. Это были некрупные собаки, не внушающие опасения как хищники. Возможно их даже подкармливали, стараясь удержать около стоянки как сторожей, которые к тому же защищали свою территорию от вторжения других хищников. Позже, когда человек стал охотником, их стали использовать и для охоты, главным образом в лесистой местности. В южных, степных районах, где больше открытого пространства собаки отклонялись к типу борзооб-разных и гончеобразных. Эти группы пород относятся к наиболее древним, а некоторые из них достаточно мало изменились с тех пор.
Примерно 14 тыс. лет назад, после того как климат потеплел, ледники отступили и сократилась численность стад крупных мигрирующих млекопитающих, люди стали осваивать новые источники пропитания. До этого главным занятием была охота, а теперь рыбалка, земледелие и скотоводство. Люди начали вести более оседлый образ жизни, появились небольшие поселения, а в них лучшие возможности одомашнивания животных.
С развитием животноводства собака становится незаменимым помощником первобытных скотоводов. Мало того, что пастухи пасли скот пешими, еще и сами животные не были одомашнены в достаточной степени и соответственно послушными. Стада домашнего скота были лакомым куском для хищников, которых было значительно больше чем сейчас. И главной задачей первых пастушьих собак была охрана стад домашнего скота от диких хищных зверей. Это предопределило и тип собак — они должны были быть сильными, злобными, выносливыми, способными противостоять хищнику в единоборстве. По-видимому в это же время их стали использовать и в военных целях. Так появились первые догообразные.
При дальнейшем развитии скотоводства и земледелия и при уменьшении пресса хищников, главной задачей собак становится пастьба домашних животных, в частности овец и помощь пастухам в управлении стадом. Это в первую очередь относится к достаточно освоенным территориям с высокой плотностью населения и привело к появлению и широкому распространению овчарок, что очень характерно для Европы.
При переходе в неолитическую эпоху с освоением земледелия и скотоводства человек активно включил в круг своих хозяйственных интересов и собаку, что сразу же отразилось на ее внешнем виде и положило начало породообразованию. В отличие от природных популяций, где относительное однообразие поддерживается механизмом стабилизирующего отбора, отсеивающего, устраняющего генетические и, соответственно, фенотипические отклонения, в популяциях собак включился новый механизм, названный Д.К. Беляевым, дестабилизирующим отбором, снимающим ограничения на формообразовательный процесс. Понятно, что человек при отборе собачьего потомства руководствовался его практической полезностью, и под его опекой сохранялось то, что в дикой природе элиминировалось. Причиной же формообразовательного процесса является и накопленный груз мутаций, доставшийся от дикого предка, и новообразующиеся мутации. У дикого вида накопившиеся мутации могли быть лишь рецессивными и существовать в гетерозиготном состоянии. Естественно, что доминантные мутации, скажем, бесшерстность, в природе были обречены на летальный исход. В популяциях домашних собак весьма высок коэффициент инбридинга, да и человек для получения полезных результатов сознательно применял близкородственное скрещивание. В этих условиях накопленный груз рецессивных мутаций предка выщепляется в гомозиготном состоянии и проявляется фенотипически. Проводимый человеком отбор, закрепляя новые мутации и активизируя те, что накоплены предковым видом, создает такое сочетание генов в геноме, которое ведет к его дестабилизации и к изменению самого проявления и выражения мутаций, результатом чего является вспышка формообразования.
Уже для неолита на территории Европы выделено семь ископаемых форм домашней собаки.
1 — Canis familiaris inostranzem Anuczin. Собака Иностранцева. Найдена проф. А. А. Иностранцевым на стоянке древнего человека в районе Ладожского озера при прокладке обводного канала и описана зоологом Д. Н. Анучиным. Крупное животное, похожее на волка, с более короткой мордой и сильными челюстями. Находка датируется 3-4 тысячью лет до н. э.
2 — Canis familiaris putiatini Studer. Найдена в окрестностях Бологое. Возраст собаки Путятина около 6 тысяч лет. Череп по строению близок к черепу динго.
3 — Canis familiaris leineri Studer. Лейнерова собака описана Штудером из раннего неолита в окрестностях Бодмана.
4 — Canis familiaris palustris Rutimeyer. Нашел и описал Руйтимер в свайных постройках швейцарских озер. Он назвал ее торфяниковой (торфяной) собакой. Короткая узкая лицевая часть похожа на таковую у шпица, поэтому данную форму иногда называют торфяниковым шпицем. Останки такой собаки найдены в свайных постройках Мюнхена, пещерах Бельгии, на побережье Ладожского озера и в других местах. Возраст около 4 тысяч лет.
5 — Canis familiaris matris optima Seittels. Бронзовая собака, возраст около 3 тысяч лет. Обнаружена в Чехии, России. Крупная собака с клиновидным черепом, длинной узкой мордой, с хорошо выраженным гребнем затылочной кости. Возраст 4-5 тысяч лет. Предполагается, что использовалась как пастушья собака для охраны стада.
6 — Canis familiaris intermedius Woldricu. Пепельная или зольная собака, названная так в связи с тем, что ее костные останки находят в золе жертвенных костров на территории от Австрии до Амура. Латинское название переводится как промежуточная, что говорит о промежуточном положении ее черепа между черепами торфяниковым шпицем и бронзовой собаки. Форма черепа похожа на череп современных гончих собак с тупой мордой и обостренным переходом к мозговой части черепа.
7 — Canis familiaris decumanus Nehring. Кости этой собаки найдены Нерингом под Берлином. Крупная собака, череп близок к черепу собаки Иностранцева. Отдельными признаками напоминает догообразных.
Вот так и появился наш самый верный и самый первый друг, приобретенный человеком еще в каменном веке. И это при том, что за всю историю человечества, начиная от неолитической, из всего богатства животного мира одомашнено лишь 0,0039% фауны нашей планеты.
Специалисты считают что всего в мире существовало около 2000 пород собак, сейчас их значительно меньше, МКФ признано около 400 пород собак. Много пород утеряно безвозвратно, породы исчезают и сейчас, также как и появляются новые.
Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 7008;